Экономика

Елена Горелова: «Самая большая угроза для страны – внутренняя экономическая политика правительства»

24.10.2014, 06:00
{Елена Горелова: «Самая большая угроза для страны – внутренняя экономическая политика правительства»} Молдавские Ведомости

С такой политикой мы можем идти хоть на Восток, хоть на Запад - эффекта не будет

 

Государство столь стремительно катится в пропасть, что желание ударить в колокола возникло даже у самых философски настроенных сограждан – учёных. Внушительный 110-страничный аналитический доклад «Экономические эффекты присоединения Республики Молдова к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству» был прочитан и обсуждён в прошлую пятницу в Кишиневе на круглом столе, посвящённом перспективам интеграции РМ в ЕАЭС.

 

Этот объёмистый труд выполнен коллективом молдавских исследователей (Владимир Головатюк, Михаил Пойсик, Лилиана Агаркова) под руководством известного в стране экономиста Елены Гореловой. Организовала мероприятие ассоциация предпринимателей и работодателей Молдовы.

 

Плюс евроинтеграции – в возможном притоке инвестиций…

 

Прежде чем узнать эффект от какого-то деяния, нужно «прогнать» его на бумаге, правильно? Словесно смоделировать ситуацию и просчитать все выгоды и убытки. Одним словом, семь раз отмерить. Что совершенно блестяще, спокойно, без эмоциональной риторики, оперируя лишь научным инструментарием, и сделали авторы доклада.

 

От их имени перед экспертами, специалистами и журналистами выступила кандидат экономических наук Елена Горелова. В начале своего обстоятельного сообщения она предложила разобраться, в чем суть экономического выбора между Востоком и Западом.

 

Всем известно, что в нашей стране на официальном уровне очень энергично продвигается лишь одна идея – европейской интеграции. Взгляд правителей обращён только в одну сторону – на Запад. Однако целесообразно ли это? Скрупулёзно разложив по полочкам экономические аргументы, цифры, таблицы и факты, авторы доклада честно и непредвзято оценили нынешние тенденции и проблемы развития страны, а также возможные последствия внедрения соглашения об ассоциации с ЕС и создания зоны свободной торговли со странами ЕС и с Турцией.

 

… но инвестиции сокращаются вопреки прозападной риторике властей

 

В подписании соглашения, по мнению Гореловой, есть единственный положительный момент – возможное увеличение притока внешних инвестиций. Молдова остро нуждается во внешнем финансировании.

Однако если ещё в 2008-м году приток иностранных инвестиций составлял более 700 миллионов долларов, то в последующие годы не превышал 200 миллионов. Несмотря на то, что договор подписан и обеими сторонами ратифицирован, особого роста инвестиционной активности не наблюдается. При этом острой является проблема эффективного менеджмента уже полученных средств.

 

Горелова полагает, что тенденция сокращения инвестиций обусловлена глобальными рисками, которые просчитали западные инвесторы: «Это - защитные меры стран Таможенного союза, введенные поэтапно против Молдовы в 2013-2014 годах по алкоголю, консервам и плодоовощной продукции. А значит, эти отрасли будут и дальше стагнировать».

 

Соглашение об ассоциации  -  низшая ступень взаимодействия с общим рынком ЕС

Второй глобальный риск - пребывание сразу в четырех зонах свободной торговли. Горелова напомнила, что Молдова является членом ЗСТ в рамках СНГ (11 стран), ЕС (28 стран), с Турцией, а также с шестью странами Балкан (CEFTA). Зона свободной торговли – низшая ступень, и здесь действует закон джунглей, а экономический союз – это высокая ступенька, и здесь риски и ущербы сведены к минимуму. Эксперт обратила внимание на то, что частный капитал из ЕС с вложениями в наукоемкие производства вовсе не торопится в Молдову: «Это связано с ожиданиями крупных игроков того, как обернутся риски пребывания РМ в нескольких экономических плоскостях».

 

«За последний год количество экономических партнеров РМ возросло вдвое - до 45 стран, - сказала эксперт. - Их экономики более развиты, чем молдавская, а продукция - конкурентоспособнее. Есть опасность, что, открыв свой рынок, промышленность РМ обвалится под натиском товаров и услуг, которые в свободном режиме станут одновременно поступать из ЕС и Турции».

Горелова считает, что недавно подписанное соглашение об ассоциации с ЕС означает низшую ступень взаимодействия с общим рынком ЕС: «Степень интеграции РМ и ЕС несопоставима с тем уровнем сотрудничества, что предлагается нам в рамках Евразийского таможенного пространства. Если сегодня Запад в различных формах - через кредиты и гранты - предоставил Молдове 2 миллиарда  евро, то антикризисный фонд Евразийского союза исчисляется 80 миллиардами, и часть денег уже работает по различным проектам в сходных экономиках республик бывшего СССР, сопоставимых с Молдовой, как Армения и Киргизия».

 

Что происходит под зонтиком нарождающегося ТС

 

Однако, несмотря на крутой поворот Молдовы в сторону Запада, в реальности никуда не делись тесные исторические связи с Востоком. Но абсолютно ничего не слышно о том, что же происходит там в экономическом плане. Массово информация об этом населению не поступает – ни в СМИ, ни посредством разного рода форумов.

 

Между тем на востоке набирает обороты процесс евразийской интеграции – проект будет официально открыт 1 января 2016 года. Неуклонно и быстро совершается переход от зоны свободной торговли к единому экономическом пространству. На все про все отведено пять лет.

 

Елена Горелова рассмотрела текущее состояние экономического сотрудничества между РМ и странами ТС и ЕЭП, до мелочей оценив отраслевые эффекты вступления Молдовы в ТС. Это и торговые эффекты (внешняя торговля, таможенные тарифы (местный и единый для ТС), эффекты в сельском хозяйстве и промышленности, в энергетике и транспортной сфере, инвестиционные и миграционные эффекты.

 

«Мы захотели познакомить молдавскую общественность с этой информацией, – сказала докладчица. - Центральная мысль нашего доклада: Молдова остаётся на самой первой, низшей, ступени международной экономической интеграции – в зоне свободной торговли, и дальше ничего не меняется, или поднимается по ступенькам международной интеграции и участвует вместе с восточными партнёрами в создании Таможенного союза и защищает и развивает вместе с ними свой рынок».

 

При этом под надёжным «зонтиком» окажутся четыре пространства перемещения – рабочей силы, товаров, капитала и услуг. Молдова смогла бы полноправно участвовать в создании интегрированного рынка углеводородов, электроэнергии, агропродовольствия, общего рынка труда, технологий. Вступив в ЕАЭС, она проводила бы единую экономическую политику, в том числе по развитию промышленности, дорог, транспортных коридоров, энергетики и пр..

 

«Мы попытались донести мысль, что будет происходить на российском пространстве, какие выгоды и потери республика может получить в самых чувствительных секторах молдавской экономики, если интегрируется в восточное экономическое пространство, - сказала Горелова. - В каждом секторе могут проявиться плюсы и минусы, но если смотреть кумулятивно, то есть суммарно, то позитивные эффекты превышают риски. Риски эти надо дальше исследовать с тем, чтобы минимизировать издержки».

 

Что захотим, то и получим

 

Результат будет зависеть от двух составляющих. Первое: насколько эффективно, с какой реальной пользой для нас будут протекать процессы евразийской интеграции. И с чем Молдова туда придёт, что конкретно хочет получить? Индустриализацию? Увеличить долю промышленности в ВВП? Вернуть своих мигрантов на родину? Увеличивать число рабочих мест? Получить энергетическую безопасность? И как это будет реализовываться?

 

«По моим ощущениям человека с большим стажем работы в области экономики Молдовы эффект был бы с большим плюсом», – уверена исследовательница. Экономика Молдовы срочно нуждается в коренной модернизации. А она возможна лишь в случае интеграции в Таможенный союз. Альтернативы нет.

 

Итак, особых рисков участие в зоне свободной торговли с СНГ для экономики РМ нет в силу одинакового экономического и технологического развития, исторически сложившихся кооперативных связей и разделения труда.

 

Чего не скажешь об участии в зоне свободной торговли с ЕС и Турцией. Во-первых, нет никакой уверенности в том, выдержит ли Молдова высокой уровень конкуренции, свойственный для европейского рынка. В том числе, выстоит ли она, конкурируя с европейскими товарами на своем внутреннем рынке?

 

Во-вторых, Молдова уже почувствовала на себе второй риск – это оградительные меры, которые страны ТС имеют право применять для защиты собственных рынков. Пока что эти меры ввела только Россия. Мало не покажется, если подключатся остальные страны Таможенного союза и те, кто собрались в него вступить.

 

Однако самая большая угроза для страны – внутренняя экономическая политика правительства. «С такой политикой мы можем идти куда угодно – хоть на Восток, хоть на Запад. Эффекта не будет», – горько резюмировала Елена Горелова.

 

Молдова проедает больше, чем производит  

 

В последовавших презентациях других соавторов доклада была высказана масса дельных советов и представлены убедительные факты в подкрепление основного императива доклада.

 

Например, кандидат экономических наук Владимир Головатюк сказал об огромной уязвимости экономической модели, которую, с подачи Запада, примеряет на себя Молдова. Эта модель – потребление. И она постоянно подпитывается поступающими с Запада кредитами и грантами. В итоге конечное потребление устойчиво превышает производство. Другими словами, страна проедает все, что производит. А значит, внутренним источникам инвестиций взяться неоткуда.

 

Сегодняшний потребительский характер молдавской экономики определяют такие признаки, как отсутствие сырья, энергоресурсов и деиндустриализация 90-х. Страна деградирует: «У Молдовы нет предприятий или отраслей, куда инвестору было бы выгодно вложить капитал. Материальное производство в общей экономической структуре составляет лишь 28,8 процента, тогда как в 80-х было на уровне 70 процентов. Даже в Армении, Киргизии и Таджикистане материальное производство составляет от 40 до 48 процентов», - сказал эксперт.

По словам Головатюка, который возглавлял национальное бюро статистики, беспомощность отечественного производства на сегодня такова, что даже востребованные в России или СНГ товарные позиции в нужных объемах Молдова поставить не может: «Из 97 типов товаров мы поставляем в Россию лишь 78, причем, далеко не удовлетворяя потребности рынка. Это - алкоголь, сельхозпродукция, текстиль и парфюмерия: до 70 процентов всего экспорта. В то же время ни одна из этих позиций не продается в ЕС. Несмотря на заявления об открытии для нас рынка ЕС, поставки алкоголя за семь месяцев 2014 года сократились на 200 тысяч декалитров. Молдова по экономическим показателям ныне стоит в одном ряду с Арменией, Кыргызстаном и Таджикистаном. Но эти страны твёрдо выбрали курс ТС, а Молдова поставила политические интересы выше экономических, выбрав полярный вектор движения».

 

По итогам 2013 года инвестиции в местную экономику составили лишь 22 процента от уровня, скажем, 1989 года. Но даже столь мизерные деньги не доходит до реального сектора экономики, на долю которого прошлом году пришлось лишь 27 процентов всех вложений. Остальные инвестиции ушли в торговую и банковскую сферы.

 

Эксперт считает, что власть имущим надо понимать: ухудшение отношений с Россией означает еще большее «сжатие» экономических связей. Во спасение срочно нужна модернизация экономики. То есть потребление должно уступить лидирующее место производству. А такая смена реальна лишь при интеграции с ТС. В случае вхождения в ТС в Молдове появятся частные инвестиции из России, направленные на производство товаров, востребованных на российские рынки.

 

Выступавший коснулся также проблем трудовой миграции. По его мнению, любая миграция благотворна, ибо снимает напряжение на рынке труда и снижает уровень бедности. 700 тысячах молдавских гастарбайтеров в прошлом году перечислили 1,2 миллиарда долларов. Вступление в ТС облегчило бы положение этих людей, поскольку уравняло бы их в правах с жителями стран Таможенного союза.

 

Мелкий молдавский хозяин против евроагрохолдингов?

 

По мнению кандидата экономических наук Михаила Пойсика, из всего молдавского экспорта в Европу собственно произведённая в республике продукция составляет только четверть, остальное – изготовленная из давальческого сырья. Наше сельское хозяйство архаично в сравнении с высокотехнологичным европейским. Дотации аграриям ЕС – 350 евро на гектар, а в Молдове – 20. Беда ещё и в том, что сельхозсектор Молдовы – это преимущественно мелкотоварное производство (903 тысячи крестьянских хозяйств, в среднем – по 2,5 га), но мелкие хозяйства проигрывают в конкуренции крупным евроагрохолдингам. Молдове придется в основном перепродавать продукцию, а не производить. Уже сейчас кое-кто наловчился реэкспортировать фрукты в Россию.

 

Больная тема – импорт энергоресурсов. Их высокая стоимость определяет дороговизну всей местной продукции. При вступлении в ТС энергоресурсы для РМ вдвое удешевятся, и по цепочке станет более конкурентоспособной производимая продукция.

 

Экспорт вин в Россию упал на 81 процент

 

Экономист Лилиана Агаркова, остановившись на молдавской внешней торговле, подчеркнула, что отрицательное сальдо торгового баланса РМ составляет 3 миллиарда долларов. А это 39 процентов ВВП.

 

Такой значительный дефицит – результат того, что экспорт вин в Россию за последние 10 лет снизился на 81 процент. Эту утрату не в состоянии компенсировать ни одна страна в мире, ни один новый рынок. А откройся сегодня российский рынок для РМ – и в короткое время объем торговли вырос бы на 20 процентов, что принесло бы примерно 160 миллионов долларов.

 

А что дальше?

 

Экономисты с их холодными, расчётливыми умами на основе научного анализа сделали свои авторитетные выводы. И на этом всё? Продолжение не следует?

 

Нет, для будущих молдавских правителей, которые через полтора месяца встанут у руля государства, преступным было бы проигнорировать столь знаковое исследование. Оно должно стать золотым кирпичиком для всех последующих трудов в направлении спасения республики и улучшения жизни в ней.

Олег ДАШЕВСКИЙ.



Андриан Канду: «Молдова не откажется от евроинтеграции ни при какой власти»

 

Молдова не откажется от европейской интеграции, несмотря на давление со стороны России независимо от того, кто придет к власти после выборов 30 ноября, рассказал вице-премьер, министр экономики Андриан Канду в интервью российскому агентству РБК.

 

«Кто-то полагает, что в результате выборов, что-то изменится, - сказал он. -  Но если кто-то думает, что придут другие партии и что-то поменяется в векторе отношений РМ с ЕС, то он ошибается. Те же коммунисты или социалисты не смогут его изменить. Поменять сейчас отношения с ЕС - значит отказаться и от права свободного въезда в Европу, так как с конца мая граждане РМ передвигаются без виз в Шенгенской зоне на основании биометрического паспорта… Подобный шаг может привести к повторению апрельских беспорядков 2009 года, потому что свободному поколению нравится свободно передвигаться… Мы видим, как студенты на выходные летают в страны ЕС. Менталитет молодежи меняется, она перенимает западное восприятие жизни».

 

Анатол Цэрану: «Те, кто был частью доминирующей имперской нации, не могут отказаться от привилегий»

 

Примером пещерного уровня, на котором ведутся у нас дискуссии о выборе вектора развития, являются прошедшие 16 октября 34-е дебаты из цикла «Развитие политической культуры посредством публичных дебатов», организованные при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.

 

На вопрос о том, почему половина населения страны не симпатизирует европейскому выбору, если он естественен для нас, директор института политического анализа и консалтинга «Politicon» Анатол Цэрану ответил: «Проблема связана, с одной стороны, с позицией национальных меньшинств. Есть определенная часть населения, которая была частью доминирующей имперской нации, пользовалась определенными привилегиями и преимуществами. Не все готовы отказаться от этих привилегий и преимуществ, большинство из которых уже мнимые». Вторая категория евроскептиков, по мнению Цэрану, состоит из социальных групп с низкой общей или политической культурой, людей, которые меньше информированы о ЕС.

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    А кто был частью доминирующей имперской нации?
    Коммунист номенклатура!
    А кто сейчас у власти?
    Их отпрыски!