Общество

Эрнест Мацкявичюс: Сегодня каждый диктор – Левитан

17.06.2020, 12:38
{Эрнест Мацкявичюс: Сегодня каждый диктор – Левитан} Молдавские Ведомости

В международном медиаклубе «Формат А-3» состоялась онлайн-встреча молдавских журналистов с известным российским журналистом, популярным телеведущим Эрнестом Мацкявичюсом. Тема дискуссии: «Когда умрет телевидение?».

Телезрителям со стажем Эрнеста Мацкявичюса представлять не надо. Он - потомственный журналист, почти три десятилетия назад после службы в погранвойсках и факультета журналистики МГУ пришел на телевидение. Успел поработать на разных каналах, и вот уже 18 лет на канале «Россия-1» является автором и ведущим программ «Вести» и «Вести +» и преподает в Московском институте телерадио «Останкино».

Мы выбрали отдельные места из полуторачасовой беседы с Эрнестом Мацкявичюсом, чтобы дать представление читателю «МВ» об этом человеке и его профессии, о любви к телевидению.

Почему телевидение не умрет никогда

- В первую очередь - потому что это красиво. Это удобно. И для того, чтобы получить информацию о том, что произошло в стране, в мире, в твоем дворе, в твоем подъезде, не надо браузить по интернету очень долго. Достаточно просто прийти домой и в своем спрессованном графике найти подходящее время, когда по телевизору приятные, интеллигентные,специально обученные и образованные люди расскажут вам о том, что произошло в вашей стране, на вашей планете. Объяснят вам причинно-следственные связи, покажут яркую зубодробительную искрометную эксклюзивную картинку.

Зритель избалован этой картинкой, он привык к ней. Нам удобно, придя домой и сев ужинать, удовлетворить одновременно и свой информационный голод. А новости – это бизнес, но еще и шоу-бизнес. И я как зритель должен увидеть это шоу во всех красках, с хорошим звуком, крупным планом. Это удобно, это «вкусно», это приятно, это технологично. Поэтому я нахожу время и смотрю.

Мы можем говорить о роли личности в телевидении. О роли ведущего. Но в момент катаклизмов, стихийных бедствий, социальных потрясений, пандемий, когда происходит что-то серьезное и тревожное, зритель перестает «ползать» по социальным сетям, он хочет получить концентрированную, спрессованную, подробную, проверенную информацию.

В момент беды мы прислушиваемся к тембру голоса диктора

- И вот сейчас, когда начались пандемия и самоизоляция, мы обнаружили удивительное явление. Огромная часть зрителей вернулась к нам в телевизор. И «смотрение» увеличилось примерно на 25 процентов. Почему? Потому что телевизор и человек из телевизора это сегодня фактически голос Левитана в громкоговорителе, висящем на улице, перед которым собираются люди, чтобы получить самые последние сводки с фронта. И не только.

Они хотят еще в тембре голоса человека услышать и понять, насколько ситуация тревожна, тяжела, или, наоборот, контролируема. Насколько велика надежда, что мы справимся. И хотят получить, кроме информации, определенную дозу психотерапии. Это примерно так, как если бы доктор сказал, что у нас серьезный диагноз, а мы бы спросили: ну а перспективы какие, стремясь и во взгляде, в тембре голоса врача уловить, что на самом деле с нами происходит.

Журналист - это человек, который ставит диагноз

- И то, как он сообщит это аудитории, которая и есть предмет исследования, зависит очень многое, в том числе здоровье этой аудитории. И психическое тоже. И в этом кстати часть нашей миссии – в психотерапии, в умении правильно подать информацию, найти правильные слова и сбалансировать это вечернее «блюдо», которое мы подаем нашей аудитории, сделать его не переперченным, не пересоленным, не перемасленным – чтобы у человека не выжгло гортань после того, как он съел первую ложку.

Это питание должно быть сбалансированным. Человек должен встать с кресла с чувством удовлетворенного голода и с чувством полученного удовольствия от просмотра.

Новости мы продаем, это как шоу-бизнес

- Конечно, информация, которую мы подаем, не может быть пресной, как гречневая каша без соли, масла и молока. Питательно, но попробуйте съесть! В этом и отличие новостей как шоу-бизнеса – а новости это шоу-бизнес – бизнес, в первую очередь, от учебника по истории или информационной сводки.

У нас есть свои критерии отбора новостей, которыми мы руководствуемся, и эти критерии позволяют нам сохранить наш телевизор как успешный бизнес. Когда я открыл это для себя, работать и добиваться успеха  стало гораздо проще.

Мы честно себе признаемся: то, чем мы занимаемся, телевидение, новости – это бизнес. Новости мы людям не забиваем гвоздями в голову, не подаем их на блюдечке - мы их продаем. Очень честное слово! Потому что зритель их покупает или не покупает. И то, что он может не купить нашу новость, это прямо как шило в одном месте у нас, потому что напоминает нам о здравом смысле и конкуренции. Поэтому если мы говорим о новостях как о бизнесе, то нам, в первую очередь, чтобы сохраниться, важны цифры: важен рейтинг. Нас должны посмотреть, потому что если нас не смотрят – вообще ничего не имеет смысла. И в этой связи я бы затронул тему объективности телевидения.

Почему президент – это интересно

- В моем случае все предельно ясно и честно. Мы –государственное телевидение. Мы государственный холдинг ВГТРК. И у нас есть определенные обязательства. Мы обязаны рассказывать о деятельности государственных органов власти и первых лиц государства. Это бывает интересно. За деятельностью президента следят очень внимательно, потому что он принимает решения, и от того, насколько он контролирует ситуацию, насколько оперативно реагирует на вызовы, в том числе эпидемиологические, зависят не просто стабильность, но и здоровье каждого. И это интересно.

Как звучать убедительно и заряжать эмоционально

- Стандарты, по которым работает вся медиа-сфера, стремительно меняются. И невероятно важно, чтобы обучали этим стандартам люди, которые по ним  работают.

Если мы говорим о воспитании нового поколения журналистов, которые придут нам на смену, то другого пути, кроме как работа в ручном режиме, «глаза в глаза» нет. Система, по которой мы обучаем студентов, это то, что собрано в «бою» и стопудово работает.

Есть множество мелочей, без знания которых невозможно обойтись телевизионщику. Как, например, настраивать себя перед работой в кадре, как работать перед камерой. Как получать информацию, как брать интервью. Куда идти первым делом на съемки, если ты приехал на сложный или секретный объект. Как расположить к себе собеседника, как завоевывать контакты. Как управлять своим голосом, как звучать убедительно. Как не стесняться, как заряжать эмоционально. Куда девать руки, когда стоишь в кадре без микрофона. Это все техники, которые молодому журналисту очень нужны, но нигде этому не учат.

Это правда, что всем журналистам после журфака приходится переучиваться. Школа журналистики позволяет учиться искусству коммуникации. Я был застенчивым, неуверенным в себе, замкнутым интравертом, которому даже с продавцом в магазине было сложно заговорить. Моя работа позволяет мне преодолевать себя, собственные комплексы, учит разговаривать, коммуницировать, устанавливать контакты с людьми, которые тебе, может быть, не всегда приятны, но надо как-то подстроиться – по ценностям, по интонации, по эмоции, и еще получить удовольствие от «спортивной» победы, которую ты только что добился.

Это все помогло мне вырасти в личностном плане, выстроить свою систему, свою школу. И я рад, что сегодня очень многие третьекурсники приходят в мою мастерскую, и потом я уже вижу их на экране. Это очень важно, кто вслед за тобой придет. 

Журналисту интересны люди, артисту – только он сам

- Многие популярные телеканалы допускают роковую ошибку, на очень серьезную позицию ведущего, например, социального ток-шоу, приглашая раскрученного артиста. Бывают, конечно, исключения, но в подавляющем большинстве случаев - ничего хорошего.

Журналист (а ток-шоу – это журналистика) — это человек неравнодушный, который учится каждый день, которому страшно интересны другие люди. Он делает все, чтобы узнать их как можно лучше, понять, поставить диагноз, перенять опыт, решить их проблемы, восстановить справедливость.

Артисту же, как правило, интересен только один человек - он сам. Артист любит искусство в себе и себя в искусстве, другие проблемы его не особенно волнуют. Он может этот интерес сыграть, однако рано или поздно зритель поймет, что его водят за нос.

Почему телевидение и газеты будут всегда

- Последнее слово, которое мне хочется по отношению к себе применить, - «звезда». Когда ты выходишь из эфира и идешь на летучку, а там тебе рассказывают обо всех твоих «косяках», корона сразу с головы падает. Мы, журналисты, – не звезды, а рабочие лошади. Надо трезво относиться к популярности, она проходит. В отличие от известности конкретного журналиста, газеты и ТВ своей популярности не потеряют, даже несмотря на активное развитие мессенджеров.

ТВ, как и газеты, будет всегда, потому что это – наука о людях. Любому из нас рано или поздно надоедает читать сухую интернет-информацию. Хочется, услышать эмоционального и объективного журналиста, вызывающего доверие. Зритель и читатель за это очень благодарны.

Про «тырмандыр» и ляпы в эфире

- Как ни парадоксально, но ляпы журналиста, при условии, что это исключение, а не норма, повышают его рейтинг. Он показывает, что ты - такой же человек, способный ошибаться. И уровень доверия у зрителя и читателя к такому журналисту достаточно высок.

В самом начале моей работы на НТВ парламентским корреспондентом я вернулся с заседания госдумы и бегом к компьютеру, чтобы успеть настрочить текст для эфира. А обсуждался вопрос сотрудничества с  парламентом Казахстана. Как точно называется у них  эта структура, я, конечно, забыл и обратился за помощью к старшим коллегам, которые неоднократно ездили в Казахстан в командировки.

Подвернулся под руку, политический обозреватель Александр Герасимов и на мой вопрос, не моргнув глазом, выдал – «тырмандыр». Позже я узнал, что это шуточное слово придумали наши обозреватели. Но тогда не поверить старшему по цеху и мысли не было. Я бодро отрапортовал «тырмандыр» в эфире.

Но выговора все же избежал. На летучке главный редактор рассказал о разговоре со своим коллегой из ТАСС, как тот привел меня в пример своим журналистам. Типа у них сухие тексты, а вот корреспондент НТВ не поленился найти словечко, которое сразу привлекло к его сюжету внимание. На самом деле любую информацию перед эфиром лучше сто и один раз проверить.

Записала Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии