ЕСПЧ узнает, что такое молдавская трудовая книжка
Елена Спасова, жительница села Кайраклия Тараклийского района, третий год судится из-за одной пресловутой записи в трудовой книжке: «Переведена на должность бухгалтера-кассира примэрии». Из-за неточности этой ремарки женщина не может выйти на заслуженную пенсию как госслужащая.
Выпускница одесского аграрного института Спасова по большой любви переехала когда-то с Украины в Молдову к мужу. С 25 января 1996 года работала в примэрии Кайраклии землеустроителем, в этом же году 21 июня была переведена на другую должность. В трудовой книжке с 1996 до 2000 года значится: «бухгалтер-кассир». Но по сути Спасова выполняла функции специалиста примэрии по налоговым сборам. Однако в трудовой книжке сборщиком налогов она именуется только с 2000 года по сегодняшний день. Получала 15-процентную доплату за ведение кассы и 30-процентную - за выполнение функций землеустроителя. А должности, на которую Елена была переведена как сборщик налогов, в штатном расписании примэрии в 1996-м и в последующие годы по непонятным причинам не было, и переименовали сборщика налогов в бухгалтера-кассира.
Спасова многие годы получала благодарность за добросовестный труд, а село по району собирало налоги одним из первых. Но когда Елена Федоровна стала формировать досье для выхода на пенсию в 52 года как госслужащая - ответ территориальной кассы социального страхования Тараклии поразил ее как удар хлыстом: не хватает стажа, так как должность «бухгалтер-кассир» не значится в классификаторе как должность госслужащего, а сборщиком налогов, согласно трудовой книжке, женщина работает только с 2000 года.
Как же так, удивилась Елена Федоровна, она и присягу госслужащего принимала (есть справка), а выходит – зря. И зарплату, и надбавки получала не по чину. С тех самых пор Спасова бегает по судам в поисках справедливости. Все тщетно. При встрече показала две переполненные папки с документами: письмами, судебными решениями, постановлениями… А результат - «отказать за необоснованностью».
«Я уже не знаю, в какие двери стучаться, - признается Спасова. - Писала в примэрию, в НКСС. Когда первый раз подала иск об установлении факта, имеющего юридическое значение, ждала первого заседания около семи месяцев – пока не пожаловалась депутату. Потом сказали: мол, неправильно написано заявление. В итоге суд решил, что просьба «не обоснована». Подала второй иск - тот же результат. Обратилась в апелляционную палату Кагула, отменили решение тараклийского суда с указанием привлечь третью сторону – НКСС. Но их решение я уже получила: «Период работы с 21.06.1996 г. по 18.08 1999 года в должности бухгалтера-кассира примэрии не может быть включен в страховой стаж на государственной службе, поскольку данная должность не предусмотрена в Перечне и Едином классификаторе государственных должностей…». Но, я это и сама понимаю, просто прошу вникнуть: я по сути работала сборщиком налогов».
На судебном заседании 21 июля Елена Федоровна в очередной раз изложила суть вопроса и представила все документы, вплоть до протокола заседания комиссии примэрии от 29 апреля 2011 года, подписанного примаром Марией Дану: комиссия решила «произвести изменения в вышеуказанных документах (штатное расписание и трудовая книжка) согласно законодательству – слова «бухгалтер-кассир» заменить словами "preceptorfisсal”».
Есть копии решений судов по аналогичным искам от жителей сел Баймаклия и Чобалакчия Кантемирского района. Есть свидетели – Варвара Тулуш, в прошлом налоговый инспектор; Надежда Касапова, учительница и налогоплательщик; Семен Бодур, советник кайраклийского сельсовета, все подтвердили, что Спасова работала сборщиком налогов. На судебных заседаниях по неизвестной причине отсутствовал представитель примэрии села Кайраклия. Но присутствовало третье лицо – главный специалист юридического отдела НКСС Надежда Гарчу, которая отметила: «Прошу вас обратить особое внимание - истица сама указала, что должности специалиста по сборам налогов в штатном расписании примэрии в 1996 году не было. В выписке о должностных обязанностях бухгалтера-кассира указано, что ее обязанности - обязанности бухгалтера-кассира. На основании статьи 123 ч.2 ГПК факты не подлежат доказыванию».
Интересно, что примэрия так сформулировала обязанности бухгалтера-кассира: «Ведение журналов учета и лицевых счетов налогоплательщиков по земельному налогу и на недвижимое имущество согласно инструкции. Начисление земельного налога и налога на недвижимость, а также сборов, физических лиц – граждан, предусмотренных законодательством РМ. Заполнение платежных извещений о налоговых обязательствах и вручение их налогоплательщикам в соответствии с налоговым законодательством РМ…». То есть перечислены все обязанности специалиста по сборам налогов. Чем же занимается бухгалтер-кассир? На этот вопрос посланница НКСС затруднилась ответить, лишь выдавила из себя, что, мол, законы невозможно подстраивать под каждого, как того хочет Спасова. Но если законы писаны для людей - тогда почему истица не может доказать то, о чем знает все село?
Суд в лице судьи Светланы Узун иск Спасовой об изменении записи в трудовой книжке отклонил «за необоснованностью». Примар села Мария Дану по телефону сказала нам, что, мол, не отвечает за ошибки других примаров. «Я не раз ходила с Еленой Федоровной по судам, но не могу постоянно бросать свои дела, - разъяснила Дану. - Почему в 1996 году не было в штатном расписании единицы специалиста по сбору налогов - я не знаю».
Елена и Иван Спасовы вырастили и воспитали двоих детей, мечтали о спокойной старости, но не тут-то было. Хождение по судам и чиновничьим кабинетам отравляет жизнь немолодых людей. Но они твердо решили: надо будет – дойдут до ЕСПЧ и докажут: бухгалтер-кассир села Кайраклия на самом деле была сборщиком налогов!
И тогда уже Молдове придется объяснять Европейскому суду, почему трудовая книжка, придуманная в СССР в 1918 году (и существовавшая еще только в гитлеровской Германии), у нас до сих пор считается важным документом и неизменно заводится на каждого работника. Вы тоже хотите узнать – почему так, тем более, что НКСС этой самой книжице все равно не верит, требуя кучу параллельных документов? Все просто: потому что в «электронной Молдове» люди вот уже два десятка лет выгодно и монопольно торгуют этими бумажными бланками, продавая их тысячами по 96 лей. А ведь еще десять лет назад трудовая книжка стоила 20 лей вместе с НДС! Зачем же закрывать прибыльный бизнес?
Ирина ПИНЕГИНА
Новости по теме
- Сегодня, 10:20
- Вчера, 10:08
- Вчера, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40
Комментарии (4) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 10:20
- Вчера, 10:08
- Вчера, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40
ЕСПЧ ничего не узнает, поскольку там сидит молдавский секретарь - юрист и фильтрует все иски против Молдовы. К сожалению без взятки в Молдове ничего сделать нельзя, и честным людям, таким как Елена Спасова и многим другим в судебных инстанциях ничего не добиться. Это очень печально. Хочу сгладить переживания Елены Спасовой, что она такая не одна в Молдове. Мне известно, что в Бельцах есть семья пенсионеров, у которой судья отобрал наследственный дом с имуществом и подарил его своим незаконным решением работнице местной полиции. За 5 лет, после более чем 30 судов, включая ЕСПЧ, пока не удалось вернуть наследственный дом и другое имущество их покойного родственника. Правда сейчас этим делом занимается Национальный Центр по Борьбе с Коррупцией. Так что не унывайте и не сдавайтесь.
Пенсия всех людей, включая госслужащих, должна начисляться с выплаченных налогов и пенсионных взносов.
Доказываешь, что платил их как госслужащай - и баста!
Тогда никаких споров не будет.
А как же без трудовой книжки если архивы уничтожаются?
Без справки из архива ваша запись в трудовой никого не колышет.