Общество

Европейцы становятся беднее: "Да, нам всем хуже"

23.07.2023, 09:21
{Европейцы становятся беднее: "Да, нам всем хуже"} Молдавские Ведомости

Европа, которой в других странах долгое время завидовали за "искусство жить", быстро теряет свой блеск в условиях, когда ее население видит, как его покупательная способность тает на глазах, пишет WSJ.

Французы едят меньше фуа-гра и пьют меньше красного вина. Испанцы экономят на оливковом масле. Финнов призывают посещать сауны в ветреные дни, когда электроэнергия дешевле. По всей Германии потребление мяса и молока упало до минимума за последние три десятилетия, а некогда процветавший рынок органических продуктов питания просто рухнул. Министр экономического развития Италии Адольфо Урсо в мае организовал кризисное совещание по поводу стоимости макарон, любимого мучного изделия в стране, после того как рост цен на них более чем вдвое обогнал темпы инфляции в государстве.

Нынешний кризис на Старом континенте назревал уже давно.

Реакция местных правительств только усугубила проблему. Чтобы сохранить рабочие места, они направили свои субсидии в первую очередь нанимателям, оставив потребителей без денежной подушки безопасности, когда наступил ценовой шок. Американцы в то время, напротив, извлекали выгоду из дешевой энергии и государственной помощи, которой обеспечивали в первую очередь граждан, чтобы поддержать их потребительскую активность.

Высокие затраты на энергию и безудержная инфляция на уровне, невиданном с 1970-х годов, ослабляют ценовое преимущество производителей Старого континента на международных рынках и разрушают когда-то гармоничные трудовые отношения в регионе. По мере того, как глобальная торговля сокращается, сильная зависимость ЕС от экспорта, на который приходится около 50% ВВП еврозоны по сравнению с 10% ВВП США, становится слабым местом.

Беда забирается глубоко внутрь среднего класса. Недавно в Брюсселе, одном из самых богатых городов Европы, учителя и медсестры выстроились в очередь, чтобы забрать бакалейные товары за полцены из кузова грузовика. Поставщик, компания Happy Hours Market, собирает в супермаркетах продукты, срок годности которых близок к истечению, и рекламирует их через приложение. Клиенты могут сделать заказ во второй половине дня и забрать его по сниженной цене вечером.

"Некоторые клиенты говорят, что благодаря нам могут есть мясо два или три раза в неделю", — сказал Пьер ван Хеде (Pierre van Hede), раздававший упаковки с продуктами.

Карим Буацца (Karim Bouazza), 33-летний медбрат, который запасался мясом и рыбой за полцены для своей жены и двоих детей, жаловался, что инфляция означает, что "вы почти в обязательном порядке вынуждены работать на второй работе, чтобы суметь заплатить за все".

Подобные услуги появились по всему европейскому региону, при этом продавцы рекламируют их как способ сократить количество выбрасываемой пищи, а также сэкономить деньги покупателей. TooGoodToGo, сервис, основанный в Дании в 2015 году, который продает остатки еды из розничных магазинов и ресторанов, имеет сейчас 76 миллионов зарегистрированных пользователей по всей Европе, что примерно в три раза больше, чем на конец 2020 года. Немецкий стартап Sirplus, созданный в 2017 году, в своем интернет-магазине предлагает "спасенную" еду, в том числе продукты с истекшим сроком годности. Как и компания Motatos, созданная в Швеции в 2014 году и теперь представленная в Финляндии, Германии, Дании и Великобритании.

Расходы на продукты высшего класса буквально рухнули. В 2022 году немцы потребляли 52 килограмма мяса на человека, что примерно на 8% меньше, чем в предыдущем году, и это минимум с момента начала ведения статистики в 1989 году. Хотя отчасти это явление отражает обеспокоенность общества здоровым питанием и благополучием животных, эксперты говорят, что такая тенденция подстегивается высокими ценами на мясо, которые за последние месяцы увеличились примерно на 30%. По данным Федерального информационного центра по сельскому хозяйству, немцы также переходят с потребления более дорогих сортов мяса, как говядина и телятина, на более дешевые, как птица.

Томас Вольф (Thomas Wolff), поставщик органических продуктов питания, живущих и работающий недалеко от Франкфурта, сказал, что продажи его фирмы упали на 30% в прошлом году из-за резкого роста инфляции. Вольф отметил, что в начале пандемии у него было 33 работника, что позволяло справиться с высоким спросом на дорогие экологически чистые продукты, но с тех пор он уволил их всех.

Ронья Эбелинг (Ronja Ebeling), 26-летняя консультант из Гамбурга, заявила, что откладывает около четверти своего дохода — отчасти потому, что беспокоится о том, хватит ли ей денег на пенсию. Она мало тратит на одежду и косметику и делит машину с отцом своего партнера.

Слабая потребительская активность и пессимистичные демографические перспективы делают Европу менее привлекательной для крупных корпораций, начиная от гиганта Procter & Gamble и заканчивая империей предметов роскоши LVMH, которые осуществляют все больше продаж в Северной Америке.

Согласно данным Международного валютного фонда, за последние 15 лет экономика еврозоны выросла примерно на 6% в долларовом выражении по сравнению с 82% в США. В результате любая средняя страна ЕС стала беднее в доходах на душу населения, чем любой американский штат, за исключением Айдахо и Миссисипи. Об этом гласит доклад, опубликованный в этом месяце Европейским центром международной политической экономии, независимым аналитическим центром в Брюсселе. В отчете говорится, что если нынешняя тенденция сохранится, то к 2035 году разрыв между объемом производства на душу населения в США и ЕС будет таким же большим, как сегодня между Японией и Эквадором.

Источник: Inosmi.ru

Комментарии (1) Добавить комментарии