Здоровье

Генадие Цуркану: Когда министр здравоохранения – член партии, на первый план ставятся интересы партии, которая финансируется частной медициной

30.10.2017, 11:21
{Генадие Цуркану: Когда министр здравоохранения – член партии, на первый план ставятся интересы партии, которая финансируется частной медициной   } Молдавские Ведомости

Готовящиеся нововведения не улучшат ситуацию с ранней диагностикой онкозаболеваний, считает эксперт Центра PAS Генадие Цуркану. Речь идет о новой статье 41 (прим) «Оказание медицинской помощи лицам с онкологическими заболеваниями» закона об охране здоровья, по которой «медицинские услуги по профилактике, диагностике, лечению и контролю в области онкологии предоставляются аккредитованными государственными учреждениями здравоохранения и лицензированными и аккредитованными частными учреждениями здравоохранения». За проект, предложенный депутатом-коммунистом Оксаной Доменти, демократом Андрианом Канду и Борисом Головиным, проголосовало все парламентское большинство плюс либералы и фракция ЛДПМ.

Частные медицинские центры будут выбирать наиболее выгодные услуги и снимать сливки с бюджета национальной компании медицинского страхования. О рисках предоставления частной медициной услуг онкопомощи рассказал эксперт.

Частные клиники будут выбирать только то, что им выгодно

- Если кто-то из наших политиков думает, что в Молдове преобладание модели частной медицинской помощи над государственной приведет к улучшению эффективности системы здравоохранения - то он глубоко ошибается.

Первый риск в том, что закон не будет обязывать частные медицинские центры предоставлять все услуги онкобольным – профилактику, диагностику, лечение. Частники будут выбирать только то, что им выгодно. Проблема в том, что частные медицинские центры работают по законам бизнеса, их главная цель – выгода, она на первом месте, а забота о здоровье  – потом.

Только целостный подход к обслуживанию дает результат

- Есть страны, где система здравоохранения обеспечивает целостный подход к обслуживанию, включая услуги по предупреждению и профилактике болезней, а также координацию между различными поставщиками услуг, как в государственном, так и в частном секторе. Там достигаются лучшие результаты по улучшению здоровья людей, причем с меньшими затратами ресурсов, чем в странах, где не действует такой подход, но где тратят большие деньги на лечение больных.

Например, в США, где по данным ВОЗ за 2014 год потратили 8895 долларов в год на лечение одного человека и где превалирует частный подход к организации здравоохранения, уровень материнской смертности 24 на 100 тысяч живорожденных. Это в два раза больше, чем в Великобритании, где развит общественный подход к здравоохранению и где в 2014 году потратили 3647 долларов на человека, а уровень материнской смертности был 12 на 100 тысяч живорожденных.

В экономически развитых странах онкобольные живут дольше после постановки диагноза, чем в Молдове, хотя уровень заболеваемости выше на 1000 граждан. Причина в том, что граждане развитых стран живут в целом на 10-15 лет дольше, а с возрастом число случаев онкозаболеваний растет. Но там научились диагностировать эти болезни на ранних стадиях, что позволяет успешно лечить и продлевать жизнь.

Здравоохранение используется в узкопартийных целях

- Систему работы по профилактике, ранней диагностике и лечению онкозаболеваний государственное здравоохранение утратило, а все это было!  Незаконченные реформы в здравоохранении привели к плачевным результатам. Произошло это потому, что с приходом к власти партии, которая стремилась получить больше голосов избирателей, предпринимались попытки вовлечь здравоохранение в сферу влияния. Так в Молдове здравоохранение стало использоваться в корыстных целях.

За онкопрофилактику отвечает семейный врач и не отвечает специалист

- В результате за профилактику и раннее выявление онкозаболеваний отвечает семейный врач. Любой врач-специалист, когда дело касается вопросов, которые не относятся к его сфере, ничего не объясняя, направляет пациента к семейному врачу. Только у семейного врача есть индикаторы ранней диагностики онкозаболеваний – он изучает их с пациентом. Ничего этого не делает врач-специалист узкого профиля. При такой нагрузке зарплата семейного врача меньше, и врачи уходят с работы.

Если бы минздрав обязал всех врачей без исключения на приеме проявлять онконастороженность - это был бы главный шаг к ранней диагностике. Каждый врач подготовлен к такой деятельности, и он может заподозрить онкозаболевание. Надо использовать шанс диагностики, который дает информация на каждом приеме. И если есть какое-то подозрение - врачу необходимо направить пациента на консультацию к онкологу.

Если бы молдавское здравоохранение обладало бы единой системой заботы о здоровье граждан – оно бы всеми силами боролось и не допустило бы частную медицину в сферу онкологической помощи. Но такой последовательности нет. Сами врачи онкоинститута на протяжении десятилетий были закрыты, ждали, когда семейный врач направит к ним пациента, а потом говорили: мол, вы поздно пришли.

Благодаря новому директору онкоинститута Ларисе Катринич начался прием онковрачей в районах с целью профилактики и ранней диагностики. Это шанс для многих, но сам онкоинститут не сможет изменить систему. Только министерство здравоохранения труда и социальной защиты  может обязать всех врачей проявлять онконастороженность при приеме пациентов и создать последовательность в лечении онкобольных.

Тендеры выигрывают продавцы лекарств 30-летней давности

- Сегодня за границей онкозаболевания лечат лучше. Там медицина применяет новейшие технологии, уровень обеспечения государственной медицины в том, что касается технологий, не отличается от уровня частных клиник. У нас онкоинститут не может использовать дорогостоящие лекарства последнего поколения, так как по закону в ходе тендера выигрывает продавец самого дешевого лекарства, чаще всего 20-30-летней давности. Но медицина – это наука, и она не стоит на месте.

Частные клиники заинтересованы в том, чтобы мы болели, государственные - нет  

- Частные клиники имеют право применять и применяют более эффективные лекарства, то есть более дорогие. Появление конкуренции может дать право больному получать более качественные услуги. Но проблема в том, что за рубежом частная медицина не финансируется из фондов государства, а частный бизнес выбирает только то, что ему выгодно. Поэтому в Молдове частные клиники не будут активно заниматься ранним выявлением онкозаболеваний, это должна делать государственная система здравоохранения. Поэтому улучшения в области лечения онкозаболеваний не будет.

Частная клиника будет ждать пациента, который заплатит огромную сумму за тестирование на современной аппаратуре. Особенно много будут использовать частные клиники различных тестов крови, которые неточны и могут свидетельствовать лишь об определенном риске онкозаболевания. Для уточнения пациенту могут предложить другой тест, третий и т.д.. Так делают все частные клиники. Государственные так работать не могут, у них другой принцип.

На лучевой терапии в онкоинституте можно будет поставить крест

- Единственно, что могут предложить частные клиники, это применение способов лечения, которых нет в государственной больнице, например, в лучевой терапии. В таком случае на методах лучевой терапии, который применяется сейчас в онкоинституте, можно будет поставить крест. НКМС будет закупать эти услуги у частных клиник для конкретных больных, мотивируя это тем, что они якобы лучше. Частные клиники будут снимать сливки с бюджета НКМС.

Конституция гарантирует оказание медицинской помощи, и с этой целью государство создает медицинские учреждения. Но если государственные чиновники не финансируют их работу, а ищут услуги частников, то это - нарушение основного закона страны. По Конституции государство  обязано закупить аппаратуру, которая увеличивала бы продолжительность жизни большей части больных, сохраняло бы семьи, чтобы не страдала бы экономика в целом. Онкоинститут в такой ситуации мог бы составить конкуренцию частным клиникам, и государство отдавало бы ему приоритет, оплачивая именно его услуги по лечению онкобольных. В противном случае мы будем наблюдать такое явление, как использование государственных фондов НКМС в угоду частным компаниям.

Усатый не включил здравоохранение в стратегию развития Молдовы

- В Стратегии развития «Молдова – 2020», принятой законом №166 в 2012 году, нет раздела «здравоохранение». Хотя в предыдущей стратегии он был.

НПО написали проект раздела «О приоритетах в здравоохранении», но минздрав, возглавляемый Андрианом Усатым, раздел не включил в стратегию. Этот факт еще раз убеждает: ни один руководитель медицинского учреждения не должен быть членом партии. Такой министр ставит партийные интересы превыше гуманизма.

Директор частной больницы Ольга Шкепу - член административного совета НКМС, что создает конфликт интересов

- В этой ситуации частные медицинские центры активизировали свою деятельность и пытаются открыть себе доступ к бюджету НКМС. Они изучили рынок и узнали, что у населения нет больше денег, чтобы платить за медицину. Единственный выход для продолжения бизнеса – брать средства в государственных медфондах. И вот они через экспертов давят на государственных чиновников, которые принимают решение.

Представители частных клиник и фармацевтических услуг стали членами экономического совета при премьере Павле Филиппе. Директор частной больницы Ольга Шкепу - член административного совета НКМС, что создает конфликт интересов.

Член совета в любом случае будет проталкивать свои интересы. В административном совете НКМС должны быть только те, кто инвестирует деньги в медицинские фонды. Патронат, входящий в совет, и так уже представляет интересы частных клиник. Включение директора частной клиники в админсовет НКМС произошло недавно, когда был разработан проект закона. Цель частных клиник - получить деньги, а не улучшить общественное здравоохранение в Молдове, связанное с профилактикой онкозаболеваний.

Почему молчит директор государственной клиники, когда больной платит за услуги

- Сейчас появились экономисты, которые говорят, что в здравоохранении недостаточно денег и надо закрывать большую сеть медицинских госучреждений. Но в зарубежных странах государственные учреждения здравоохранения - это самостоятельные единицы, работающие на принципах самофинансирования (без прибыли), директоров там назначает админсовет. Ни минздрав, ни премьер, ни председатель района, ни мэр города к этому не имеют отношения. Основываясь на своей автономии, руководитель определяет, как эффективнее тратить фонды, чтобы оказывать качественнее услуги,  соответствующие стандартам минздрава. Ведется учет, обеспечивается прозрачность каждого потраченного гроша. А у нас в Молдове хоть и объявляется конкурс на должность руководителя медучреждения, он носит формальный характер. Поэтому директор государственного учреждения здравоохранения молчит, когда услуги закупаются ниже реальной стоимости: его могут снять те, кто поставил. В результате больной, который должен платить из кармана за услуги, предусмотренные Единой программой обязательного медицинского страхования.

Пока в Молдове не будет создана функционирующая система здравоохранения, нацеленная на соблюдение прав граждан на получение медицинских услуг, чтобы ни отдельные лица, ни семьи не оказывались за чертой бедности вследствие ухудшения здоровья, то никакие полумеры, связанные с привлечением частного сектора, с монополизацией услуг  государственным сектором не дадут ощутимого результата. Проблема позднего диагностирования онкозаболеваний будет расти.

 

Подготовила Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии