Общество

Инородный компонент

30.06.2015, 06:00
{Инородный компонент} Молдавские Ведомости
Закон обязывает правительство, ВСМ, генпрокуратуру обеспечивать пропорциональное представительство этнических меньшинств во власти – почему же этого нет?

Тема ущемления прав этнических меньшинств в Республике Молдова, рвущейся в Евросоюз (где эти права свято соблюдаются), обсуждалась 27 июня во Дворце Республики на четырехчасовой республиканской конференции, приуроченной к 20-летию принятия Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

 

Тон мероприятию задавала энергичный модератор, руководитель ассамблеи народов Молдовы Ольга Гончарова. Собралось 64 человека из разных регионов и организаций республики. Обсудить предстояло два серьёзнейших повода, взаимопротиворечащих друг другу: печальную действительность с закручиванием гаек в отношении этносов страны (доклад «Законодательство РМ о правах нацменьшинств: становление и реализация. Совет Европы об исполнении Рамочной конвенции») и изложенные на бумаге благие намерения властей (проект закона «Стратегия интеграции нацменьшинств РМ»).

Руководитель представительства Россотрудничества в Молдове Валентин Рыбицкий предусмотрительно призвал разработчиков нового закона не обижаться на критику. И процитировал российского посла Мухаметшина: «Замечаю, что отношение к нацменьшинствам как инородному компоненту здесь пока не меняется».

 

Порыв остался на бумаге

 

Руководитель информационно-аналитического правозащитного центра, эксперт в области прав человека, омбудсмен Михаил Сидоров сказал, что на разработку Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, которая была подписана 1 февраля 1995 года в Страсбурге, повлияли события 90-х после распада Югославии и СССР, вызвавшие кровопролитные столкновения на межэтнической почве. Европа пожелала обезопасить себя от подобного кошмара.

Молдова первой на постсоветском пространстве ратифицировала замечательный документ. Ведь её население – пёстрое одеяло из наций, треть граждан была нетитульной. Был подготовлен отличный проект закона «О правах нацменьшинств РМ» (автор – покойный депутат Лисецкий), но ему не дали хода.

Анализ принятого в 2001 году закона «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» показал, что этот вполне приличный нормативный акт учитывает международное и национальное законодательства в области защиты прав человека. Похвальное заключение сделал Консультативный комитет Совета Европы по реализации Рамочной конвенции о защите нацменьшинств. Но тот же комитет остался недоволен воплощением этого закона, которое было затруднено с первых же дней вступления его в силу.

Обид очень много. Те же названия населённых пунктов и улиц, вывески учреждений – они незаконно оформляются, за редким исключением, только на госязыке. То же касается визуальной информации публичного характера в органах правопорядка, на вокзалах, автомобильных дорогах. На заявление, поданное официальным органам на русском языке, ответ, как правило, даётся на молдавском.

Наступление на права этносов шло дальше: в 2012 году парламент внёс изменения в закон о паспортах, по которым они выдаются только на госязыке и без указания отчества. А ведь ранее этот документ заполнялся на молдавском, русском, английском и указывалось отчество заявителя. В свидетельствах о рождении и браке отчество лица тоже не указывается.

В перспективе – угроза лишения права нацменьшинств получать образование на русском языке. Минпросвещения «преподнесло» обществу новый Кодекс об образовании, радикальным образом ломающий сложившуюся систему полилингвистического образования. Задача – установление монополии румынского языка. Русский даже не упоминается. Отнесённый законодателями к языку одного из нацменьшинств, он для использования в системе университетского и постуниверситетского образования исключён, что противоречит закону.

Еще в 2002 году парламент под давлением общественности принял постановление «О результатах контроля исполнения Закона о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций», в котором указал правительству на недочёты. Предписано было правительству, высшему совету магистратуры, генпрокуратуре обеспечивать пропорциональное представительство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка. А также оказывать систематическую поддержку, в том числе и финансовую, организациям нацменьшинств. Но этот прекрасный порыв так и остался на бумаге.

 

Даже Европе не нравится

 

Консультативный комитет Совета Европы скрупулёзно мониторит следование Молдовой Рамочной конвенции о защите нацменьшинств. Правительство трижды отчитывалось о реализации конвенции: в 2000, 2004 и 2009-м – и все три раза делались неутешительные выводы.

В трёх заключениях выражается недовольство госотчётом, не до конца отражающим чаяния этноменьшинств. Комитет не мог не отметить широкую распространённость в РМ русского языка и признал, что по историческим причинам де факто почти все жители владеют им, поэтому порекомендовал властям действовать в этой области с осторожностью, дабы избежать конфликтов.

Мягко, но настойчиво комитет раз за разом рекомендовал уделять пристальное внимание языковым проблемам. К примеру, говоря о содержании школьных учебников истории, отмечал, что в них отсутствует межкультурное наполнение. Анализ передач СМИ показал: отдельные программы чрезмерно политизированы и пристрастны в отношении нацменьшинств. Комитет советует вместо конфронтации с Приднестровьем перейти к конструктивному диалогу, основанному на межэтническом понимании. Указывалось также, что среди госслужащих мало представителей нацменьшинств.

Вот и в третьем заключении констатируется, что рекомендованные меры не были осуществлены. Напряжение вокруг языковых проблем регулярно усиливается, лингвистические разногласия используются в политических целях, раскалывают общество. Некоторые СМИ пропагандируют ненависть в контексте дебатов вокруг языковой принадлежности. Учащиеся в школах с молдавским языком обучения и студенты владеют ограниченными знаниями о нацменьшинствах.

Раскритикованы и результаты переписи населения 2004 года относительно этнического происхождения и языковой принадлежности, которые, по мнению комитета, не являются исчерпывающе достоверными. Отсутствует систематический сбор данных о случаях дискриминации.

Таким образом, Европе не нравится, что со стороны молдавских властей нет желания соблюдать права нацменьшинств.

 

Новация – в термине «интеграция»

 

В итоге правительство РМ зашевелилось и в прошлом году приняло решение о разработке силами бюро межэтнических отношений стратегии интеграции национальных меньшинств в жизнедеятельность молдавского государства и общества. На конференции доклад на эту тему прочла гендиректор бюро Елена Белякова. Она рассказала, что концепция разрабатывалась после многочисленных рабочих встреч на тему хода имплементации Рамочной конвенции, требующей мирного сосуществования, взаимообогащения и поддержки самобытности этносов, а не их раскола.

Документ предусматривает активное участие нацменьшинств в жизни общества и развитие языков этноменьшинств. Всё это – перепевы старых законов, но есть и новации. Первая вводится в обиход любимый еврочиновниками термин «интеграция». Он означает, пояснила докладчица, «динамичное эффективное участие всех этногрупп в экономической, политической и культурной жизни, общее чувство гражданской принадлежности государству РМ, обоюдное движение друг к другу».

Второе новшество: формирование гражданской идентичности, общее чувство гражданской принадлежности, признание роли госязыка и одновременно языкового многообразия.

Отсюда вытекают четыре приоритетных направления политики интеграции этноменьшинств: участие в жизни общества; язык как средство интеграции политики госязыка и языков меньшинств; межкультурный диалог и гражданская принадлежность государству РМ; СМИ.

Реализация стратегии будет проходить в два этапа: 2015-2017 годы и 2018-2020. Финансирование – из госбюджета, еврофондов, частных средств.

 

Госязык выучили, а во власть всё равно не пускают

 

Посыпались отзывы о докладах. Так, председатель МОПРЯЛ, ректор Славянского университета Татьяна Млечко сказала, что в тексте проекта стратегии нет замечаний экспертов и в документ следует внести фамилии авторов, что покажет уровень их компетентности и ответственности. Бросаются в глаза неточные формулировки, замутняющие смысл, вроде «принципа равного обращения» и вообще излишние термины наподобие «горизонтальной идентичности». Говорится об укреплении гражданской принадлежности, но ведь это данность, она либо есть, либо её нет. Как её укреплять-то?

«Языковой параграф выписан тщательно, – сказала Млечко. – Но за большим количеством слов спрятано то, что образование на нашем родном языке отсутствует. Русский везде прописан как язык меньшинств, несмотря на огромный радиус его действия в Молдове и мире. Я вообще боюсь появления каждого нового документа. Вроде широко обсуждается, а потом – щелчок по носу. Получите и живите без иллюзий».

Председатель гагаузской общины Николай Терзисказал: «Я жёстко критиковал эту стратегию, но понимаю: она необходима как план действий. Низкий уровень участия этноменьшинств во власти объясняют незнанием госязыка. Я перечитал текст – никакой другой причины не указано. Но наша молодёжь уже хорошо владеет госязыком. Афрофранцузу путь открыт, дайте дорогу и нашим».

 

Заставили русскоязычных детей писать о том, как хорошо было жить в Румынии

 

Депутат парламента Инна Шупак отметила, что интеграция – двусторонний процесс, движение навстречу друг другу: «Но насколько этнические группы готовы поверить в искренность намерений властей? До 2009 года было 280 школ с русским языком обучения, а с 2009 по сегодня стало 259. Но стало больше на две франкоязычные школы. За тот же период сократилось количество школ с преподаванием как учебной дисциплины украинского языка – с 49 до 46, гагаузского – с 50 до 48 , болгарского – с 32 до 28 школ. Достаточно для доверия? Сомнительно. Евроэксперты указали, что в РМ такая „оптимизация” воспринимается нацменьшинствами как дискриминация.

Проект стратегии разрабатывается два года, но параллельно с опережением был разработан прямо противоположный Кодекс образования. Где логика? Русский язык включён в категорию иностранных. Минобразования дало задание нынешним выпускникам-бакалавриатам на экзамене по истории написать эссе о социально-экономическом развитии Румынии в 1917-1940 годах. И вот ради хороших оценок дети должны были написать, как здорово при румынах было жить».

Депутат предложила прописать в стратегии возможность наложения моратория на дискриминирующие решения, идущие вразрез международным нормативам.

 

Ассимилировать дешевле, чем самоидентифицировать

 

Эксперт Алёна Гросу заявила: главное, что уже есть технический документ – этот проект, с которым можно работать, дополнять, изменять. Председатель болгарского общества «Возрождение» Иван Забунов посетовал: «Ни разу за 25 лет с появлением новых законов не стало лучше. Нацменьшинства остаются на положении отверженных. Кто-то решил, что ассимилировать нас дешевле и легче, чем самоидентифицировать. И нам уже столько лет пудрят мозги! Нет у нас ничего из того, что обещает Рамочная конвенция – великое завоевание европейской общественной мысли!

Новая концепция защита прав нацменьшинств в РМ – чистая декларация, она не даёт главного – рецепта исполнения. Нужно абсолютное равенство алолингвов с титульной нацией. В беззащитности первых виноваты представители евроструктур, которые наобещали нам всего, этим всё и кончилось. А вы поговорите об этом с нашими правителями! И мы будем вам аплодировать!».

Руководитель славянской правозащитной организации «Вече» Николай Гуцул назвал проект стратегии очень сырым не только с лингвистической, но и правовой точек зрения. Его название должно звучать так: «Стратегия о соблюдении прав и интересов национальных меньшинств и лиц без гражданства РМ». И предложил создать рабочую группу из компетентных лиц, чтобы документ стал взвешенным.

 

Хватит быть пушистыми, пора стать зубастыми

 

Руководитель еврейской общины Марина Лекарцева напомнила: факты антисемитизма и отрицания Холокоста в республике – не только еврейская тема. Почти все выступавшие выразили недовольство термином «интеграция». Он подходит мигрантам в Европе, но никак не к этносам, укоренённым в Молдове столетия. Лучше – консолидация или сплочение.

Руководитель русско-славянской общины Сорок Людмила Витковская обратилась к ретроспективе: «Наши деды и отцы веками здесь учили, лечили, строили. Как можно нас куда-то интегрировать? Мы давно интегрированы. На местах положение меньшинств усугубляется. У нас в районном руководстве – ни одного представителя этносов, в горсовете – один. Это – ползучее мракобесие. Мы должны быть представлены в органах власти, иначе наши дети и внуки нам не простят».

Экс-депутат парламента Юрий Ерёминпредложил «шуметь, чаще выступать в СМИ, обращаться к властям... Хватит быть пушистыми, пора стать зубастыми».

Итог подвёл депутат парламента, председатель комиссии по правам человека и нацменьшинствам Владимир Цуркан, сказавший: «Представители нацменьшинств должны себя чувствовать не нацменьшинствами, а согражданами. Проблема кровоточит, а значит, нужно избрать метод лечения. Рамочная конвенция имеет большую силу, чем национальный закон. Надо создать экспертно-рабочую группу и порекомендовать правительству оформить документ в виде законодательной инициативы и внести в парламент. В преамбуле указать ответственных за исполнение и сроки. Тогда будет с кого спрашивать. "Национальный вопрос” нужно превратить в стабилизирующий фактор, а не дестабилизирующий».

Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии