Искусство Оксаны Лазарь – портал в собственное «я»
В августе любители искусства столицы открыли для себя новое имя – Оксана Лазарь. Это художница-самоучка из Кишинева, за коротких четыре года выросшая до взрослого профессионального художника. Сегодня ее картины находятся в частных коллекциях по всему миру – Австралия, Америка, Новая Зеландия, Италия, Германия, Великобритания, Голландия, Украина, Польша, Канада.
Для Молдовы этот самородок открыла научный сотрудник библиотеки имени Андрея Лупана Татьяна Захарова-Опря, организовавшая первую персональную выставку Оксаны. Самодостаточный художник, чьи картины долго не задерживаются в мастерской, Оксане и в голову не приходило где-нибудь выставиться. Зачем? Ей это не нужно. Но Татьяна убедила.
Свою выставку Оксана назвала «Психоделическое путешествие или Полёты во сне». Такого Кишинев точно еще никогда не видел! 39 картин – и все живые. Абстракция? Скорее, нет. Но какая-то странная реальность. Изображения, выполненные в стиле точечной живописи акрилом, если задержаться на них взглядом, обретают объем и оживают, увлекая за собой в неведомые миры. Впрочем, вполне вЕдомые. Самой художнице вЕдомые!
Основные темы работ Оксаны - подводный мир, космос, а также флора и фауна. Иногда эти темы могут соединяться друг с другом. На одном полотне можно увидеть астронавта, космический корабль, и тут же присутствуют рыбы - самые разные рыбы: большие и маленькие - и кораллы.
В каждой картине есть движение и ритм, благодаря 3д эффекту, который возникает при переходе от крупных точек к мелким. Большинство работ визуально многослойны и подобны загадке для человеческого воображения.
Чем дольше вы смотрите на изображение, тем больше вы видите, и это удивляет снова и снова. Изображения завораживают, не отпускают от себя, заряжают энергией.
В какой глубине души рождаются эти сюжеты и что запускает процесс творчества? Очень сильно захотелось заглянуть во внутренний мир художницы. Когда, в какой час и момент четыре года назад ее художественные задатки так неожиданно прорвались и так громко о себе заявили?
Учителя – австралийские аборигены
Оксана легко и непринужденно общается со мной. Ее искренность сродни искренности ребенка, которому невдомек, как взрослый человек по своей неосторожности или злому умыслу может распорядиться ею. Такой собеседник для журналиста редкая удача. Но, может, это лишь прием, чтобы понять, в какой степени довериться собеседнику?
Оксана сама журналист, некоторое время работала в газете «Труд». Кто был в этой шкуре, знает, что этим ремеслом много не заработаешь. Другие попытки изменить судьбу счастья не принесли. Ветер перемен подул лишь в 2012 году, когда девушка отправилась на свадьбу своей сестры в Австралию и там задержалась.
О ее зарубежном пребывании в англоязычной среде говорят периодические вкрапления в речи, когда вместо забытого русского слова быстрее находится его английский аналог.
- В Австралии я познакомилась с искусством аборигенов, - рассказывает Оксана.- Они очень любят яркие сочные краски и пишут картины точками. У них своя символика, свои характерные цвета. Мне довелось наблюдать за процессом. Они берут палочки, макают их в краску и пишут по холсту.
-Чем хороша страна Австралия?
-Это красивый, теплый край, омываемый океаном. Мельбурн, Аделаида, Сидней, Брисбен... В основном, все австралийцы живут у побережья. В Аделаиде я прожила зиму - природа шикарная, зимой тепло. Конечно, босиком я не ходила, но наши соседи, аборигены... для них это было естественно босиком ходить!
Я наблюдала за их творчеством в несколько своих приездов в Австралию – это незабываемо! В 2018 году я вернулась в Молдову. Этот год оказался для меня очень тяжелым. Было много стресса. Я подумала: надо как-то развлечь себя. И вспомнила про эту технику аборигенов.
Казалось бы, у меня нет специального образования. Я никогда не училась в художественной школе. Да и увлечения рисованием у меня, честно говоря, не было. Просто было желание отвлечься. Нарисовала какую-то черепашку на листе картона форматом А4. Получилось не очень красиво. Но в процессе работы я вдруг почувствовала какой-то подъем. Эти точечные завихрения завладели моим сознанием и на время вытеснили негатив. Я подумала:о, это реальный способ релаксации!
Медитацией я никогда не занималась, даже не знала, что это такое. На тот момент я устроилась менеджером по продажам в детский магазин, а после работы приходила домой – и сразу за краски. Это затягивало. Стало для меня как наркотик. За два года такой практики я стала лучше овладевать техникой. Очень быстро перешла на холст. И стала выставлять свои работы в интернете. Мне было интересно, как картины будут восприняты.
Меня стали комментировать. И однажды кто-то спросил, не продаю ли я свои работы. Я была в шоке. Оказывается, этим можно еще и зарабатывать?! Я открыла для себя в интернете арт-площадку, попробовала что-то выставить и периодически у меня стали что-то покупать. Поначалу по очень низкой цене. Но это было такое счастье: мои картины кому-то интересны!
Спрятать кота в картине
-Легко ли вам с ними расставаться? – интересуюсь у художницы.
- Легко! В голове у меня столько идей, что они просто не успевают реализовываться. Люди потом мне пишут, показывают, куда повесили, какую подсветку сделали. И если это их радует, как же не радоваться мне?
У меня есть одноглазый кот Леонардо. Я как-то ввела его в психоделическую тему. И мелкими точками надписала: «Лео». Мне так хорошо стало! Получилась картина с загадкой: найди кота. Загадки мне нравятся, и я понимаю, что и людям это тоже нравится. Потому стала практиковать такие сюрпризы.
- А на заказ писать приходилось?
- Я не люблю заказы. Они держат в напряжении. Однажды мне заказали огромную картину 180х60 сантиметров для интерьера. Тема: тропики, джунгли. Ничего, справилась...
Три года я совмещала работу и творчество. И вот уже год как я свободный художник. Всецело отдаю себя рисованию. Считаю, это самое правильное решение в моей жизни. Хотя и самое рискованное – когда бросила работу, было ощущение, что потеряла опору под ногами.
- Наоборот! Опыт менеджмента – удочка в руках художника! Сколько талантливых людей страдают от того, что лишены предприимчивости!
- И все же я не стала бы обольщаться на свой счет. Живу на съемной квартире, там же мастерская. Роскошью не обросла.
- Кто ваши покупатели?
- 50 процентов – американцы. Они так любят эту психоделику! И они так любят все странное, в то время как Европе уже не нравится такое странноватое, я бы сказала, искусство. Да и у нас оно не всем понятное. Тем не менее, я могу теперь уже нигде не работать и жить на средства от продажи своих картин. Не на широкую ногу, конечно, но на жизнь хватает. Я и не думала, что когда-то стану профессиональным художником. Я просто писала. Радовалась, если кто-то хотел приобрести. Сознавала, что мои картины иногда покупают для перепродажи, но меня это не волнует. Я-то, находясь в Кишиневе, понимаю, что продать их по западным ценам не смогу. Приходится с этим мириться. А если кто-то может,то, пожалуйста, окей, меня устраивает эта цена. Я очень боюсь этого вопроса, и я никогда не стремилась продавать в Молдове. Я знаю, как тяжело люди здесь живут...
«Я хотела бы быть рыбой»
И все же почти час общения с Оксаной так и не дают мне ключ к разгадке ее феномена. Из каких глубин ее сознания в одночасье в ней проснулся дар художника, были ли для этого предпосылки? Спрашиваю о ее детском досуге.
- В детстве, что бы ни начинала я рисовать, у меня постоянно выходили рыбки,– вспоминает она. - Может, оттого, что отец был профессиональный рыбак? В нашей семье были моменты, особенно в приснопамятные 90-е, когда папины рыбки в буквальном смысле слова спасали нас от голода. Отец ловил, а мы с сестрой продавали эту рыбу на базаре. Родители упаковывали ее в пакеты, а мы продавали. На вырученные деньги покупались продукты для всей семьи... Позже, правда, меня впечатлил подводный мир Австралии. Я не занималась дайвингом, но с маской и трубкой плавала. Это занятие называется снорклинг. Иногда думаешь: если бы я не была человеком, кем бы я хотела быть? А хотела бы я быть... рыбой!
– Это интересно! Рыба – символ христианства, – вдруг осеняет меня. - По этому символу христиане в эпоху гонений на религию распознавали друг друга. Они носили рыбок из металла, камня, перламутра или стекла на шее подобно тому, как сейчас носят нательные крестики. Сам Иисус проводил аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру. Крещение на латинском «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Поздравляю, похоже, Всевышний вас благословил!
- Скорее, пожалел... (Грустно улыбается).
В Австралии у Оксаны случилась страстная любовь. В 2018 году должна была состояться свадьба. Оксана была несказанно счастлива, молодые строили планы. Но планам сбыться было не суждено. Незадолго до свадьбы Оксана со своим парнем рассталась и уехала из Австралии.
- Сейчас, по прошествии времени я воспринимаю это очень даже позитивно, - делится со мной Оксана. – И думаю: а хорошо, что тогда я так сильно страдала! Если бы не это, я никогда не стала бы профессиональным художником. Когда очень много надежд, и ты ими пропитан, и все эти надежды в одночасье рушатся, это непереносимо.
- Похоже, кто-то там наверху дал вам энергию для чего-то нового.
- Одна дверь закрылась, открылась другая? Изначально для меня рисование был способ отвлечься. Но потом... Стоит лишь несколько точек на холсте оставить, как далее тобой словно кто-то управляет. Я начинаю с чистого листа - с какой-то простой формы, с той же рыбы, скажем, и потом форма сама ведет тебя дальше.
«Она точно что-то употребляет!»
Со временем у меня появились серии. Космическая – она мне тоже очень нравится. Раньше я думала, что если рисую подводный мир, то все должно быть с этим как-то связано. Если космос – то аналогично. А в космической серии у меня вдруг неожиданно появились... те же рыбки! Причем у меня рыбы появляются с крыльями от самолета... И это уже чистой воды фантазия. Все как-то спонтанно выходит, все в процессе создается.
Долгое время я не могла назвать себя художником. Ну какой же я художник? Ни разу я не художник, потому что... А вот в итоге – да.
Поначалу я не знала, что такое психоделика и куда она может завести. Для меня это была просто точечная роспись. Но американцы при упоминании моих картин постоянно использовали термин «психоделика». Я стала изучать, что это такое.
Как-то моя бывшая коллега показала мои работы своему сыну. А он ей: «Мама, она точно что-то употребляет!». «Да нет, - отвечает, - я же знаю Оксану!». «Ну невозможно же так увидеть, как видит она, нормальному человеку!». (Оксана улыбается).
Логика в этом есть. Достаточно вспомнить Ван Гога, которому приписывали сумасшествие. Но творческий метод изобрел все же не он, а француз Жорж Сёра, главный «раскольник» общества импрессионистов. И он был, как и многие постимпрессионисты и последователи пуантилизма – так тогда называли эту манеру рисования точками, - в здравом уме.
Время до первых петухов
--Какое время самое комфортное у вас для творчества? – интересуюсь у Оксаны.
- Где-то с семи вечера такое вдохновение находит! Весь день маюсь, потом, увлекшись, могу провести за работой нон-стоп время до трех ночи. Это лучшее время для творчества.
- Но лучшее ли? Утверждают, что время после полуночи – не для молитв и медитаций, только монахи, у которых совесть освобождена покаянием, сердце очищено от страстей, а ум отстранен от суеты, могут по ночам молиться. Православным же молиться в ночное время нельзя. И для медитаций – а психоделика это и есть медитация – оно не лучшее. «Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью», утверждает автор книги «Монастырь в миру» протоиерей Валентин Савицкий. Не зря, видимо, в старину время до первых петухов предпочитали отдавать сну.
- В этом определенно что-то есть. Погрузившись однажды в работу, я почувстовала, как мной потихоньку овладевает чувство тревоги. Чем глубже ночь, тем тревожнее становилось на душе, вплоть до панических атак. Пью много кофе. Это не очень хорошо для здоровья. И однажды я сказала сама себе: «Оксана, это работа. Это просто работа» и поменяла свой график.
Спросила художницу о планах. Как долго думает задержаться в Молдове.
- Пару лет назад я себя видела везде, но только не в Молдове. На сегодняшний день я чувствую, что мне комфортно здесь творить. Я чувствую себя здесь в безопасности. Во всех планах. Уехать – это почувствовать большой стресс. А во-вторых, холсты, рамки - все это у них там намного дороже. Я буду здесь развивать свое творчество...
Мария БУИНЧУК
На снимках: работы с выставки Оксаны Лазарь в библиотеке им.Андрея Лупана. Выставка продлится до 15 сентября.
Новости по теме
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00