Общество

К столетию Михаила Петрика его представили как жертву «русской оккупации Бессарабии»

19.06.2023, 09:55
{К столетию Михаила Петрика его представили как жертву «русской оккупации Бессарабии»} Молдавские Ведомости

Юбилейная выставка к столетию Михаила Петрика открылась на прошлой неделе в национальном художественном музее, который народный художник Молдовы возглавлял на протяжении 20 лет. Тем самым организаторы как бы констатировали: и после своего ухода Петрик - на своем рабочем месте. Огромное количество своих работ он оставил музею, подарив их нам с вами, и только часть коллекции осталась в семье.

Но и эти картины посетители выставки смогли увидеть – они были предоставлены близкими.  

Это прекрасный портрет во весь рост жены художника, школьной учительницы, очень красивой и в меру строгой.

Это портреты дочерей в детские годы и в годы взросления.

Это с любовью написанный портрет матери.

И еще очень много других портретов – рабочих, колхозников, людей, прославивших себя трудом. Будни на ферме, моменты коллективного труда студентов на уборке овощей, день авиации с парашютистами, спускающимися с неба… Соцреализм в своей непредвзятой правде, слепок времени ушедшего – нам, оставшимся жить после него, на память.

Выполненные в масле, на высочайшем художественном уровне, картины привлекают внимание посетителей, среди которых много будущих живописцев. Но много и коллег – профессиональных ценителей искусства, тех, кто лично знал Михаила и трудился с ним бок о бок.

Известный искусствовед и критик Тудор Стэвилэ, автор книги «Изобразительное искусство Бессарабии в ХХ веке», автор постера у входа в зал, почему-то в этих работах не увидел позитива, сделав акцент на пейзажах Михаила Петрика, которые якобы помогали ему уйти от серых будней действительности и погрузиться в грезы.

На этом постере мы находим строки об ужасных годах "русской оккупации Бессарабии" после 1918 года, о сталинских репрессиях и давлении коммунистической машины на личность свободного художника. Но так ли это на самом деле?

Глаза не обманешь. С какой любовью написаны Михаилом Петриком не только портреты людей – легко узнаваемые урбанистические пейзажи послевоенного Кишинева. Таким Кишинев мы не увидим уже никогда – нижняя Рышкановка, озеро Гидигич, вид на Долину Роз или на мраморную лестницу в парке на Комсомольском озере.

Очень много на его полотнах весны, цветущих садов. И как много радостных красок осени! На философский лад настраивают монументальные полотна с изображением Днестра, они сделаны с самой высокой точки Шерпенского плацдарма или где-нибудь в Старом Орхее или в Цыпова. Мы смотрим на реку глазами художника и словно заглядываем в вечность.

«Искусство заслуживает того, чтобы быть исследованным, заслуживает внимания и уважения, только если его содержание полно гуманизма и адресовано всем людям». Мне кажется, это главный посыл творца, который не хотят услышать сегодня критики, политизирующие искусство и весьма однобоко трактующие творчество Петрика. Между тем многие из них именно в советское время получили бесплатное образование в лучших вузах тогда еще большой страны и смогли состояться и как художники, и как критики.

Михаил Петрик родился в 1923 году в селе Мелешень Каларашского района. Закончил там начальную школу и в 1935-1944 годах учился в нормальном училище в Яссы, доучиваясь позже в Кишиневе. В 1948 году он – выпускник столичной художественной школы имени  Репина (ныне колледж изящных искусств имени  Плэмэдялэ), затем едет поступать в Киевский институт искусств.

Годы учебы - 1948-1955-й – были насыщенными. Михаил посещает картинные галереи и соборы, фрески в которых написаны известными русскими мастерами, такими, как Васнецов, Нестеров, Врубель. Учится там мастерству портрета. Участвует в студенческих выставках.

После окончания учебы возвращается в Кишинев и четыре года преподает в художественной школе. Одновременно много времени отдает творчеству.  В 1956 году Михаил становится членом союза художников Молдовы и с этого времени активно участвует в республиканских коллективных выставках, а также в выставках в союзных республиках.

С 1959 года его выбирают членом правления, позже - ответственным секретарем союза художников МССР.  А в 1963 году назначают директором государственного музея изобразительных искусств в Кишиневе. Коллеги рассказывают, что это были наиболее плодотворные годы существования музея. За 20 лет в его фондах администратору удалось собрать десятки работ несомненной художественной ценности, которыми сегодня можно гордиться.

За большую организаторскую и творческую деятельность Михаил Петрик в советское время был удостоен Государственной премии Молдавской ССР, награжден орденом «Знак Почета», удостоен звания заслуженного мастера искусств Молдовы. С 1989 года он народный художник. В 1998 году удостоен ордена Республики.

В чем тут ущемленность? Как затронули Петрика репрессии? От чего художник якобы скрывался, уходя в мир пейзажей? Кто навязывал ему соцреализм? Что ему недодала Советская власть, вроде бы оделившая Петрика всеми возможными благами  титулами, должностями, наградами, возможностью выставляться в Москве, Таллине, Риге, Баку, Ташкенте, Ереване, Одессе, Львове, Черновцах, Минске? Есть ли право у кого-то расписываться за маэстро, называя его жертвой, если сам он никогда ни на что не жаловался?

И все эти политические конъюнктурщики ни разу не задали себе вопрос: а почему о крупном представителе молдавской реалистической живописи нет даже статьи в Википедии ни на одном языке - и не они ли виновны в этом небрежении? Кто должен продвигать в общественном пространстве, в информационном поле тех, кто ушел от нас, чтобы они остались в истории?

Выставка будет работать до 23 июля.

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии