Здоровье

Какая вакцина от вируса COVID-19 нужна миру?

28.04.2020, 16:31
{Какая вакцина от вируса COVID-19 нужна миру? } Молдавские Ведомости

Какая вакцина от вируса COVID-19 нужна миру? Этой теме была посвящена дискуссия в программе «Док-Ток» на Первом канале 27 апреля.

Авторы передачи обратились к истории и рассказали, как свою роль выполнила вакцина против вируса полиомиелита. Это была революция, болезнь была практически уничтожена. Исследователи выяснили, что полиомиелит поражает нервные клетки. Заболевших в мире было так много, их судьба была настолько трагична, что никто не знал, что делать. Умирали десятки тысяч, сотни тысяч оставались парализованными. Первую вакцину создали в США. Но оказалась, что она сама могла вызвать развитие полиомиелита и паралич детей.

Затем вакцину разработали советские ученые Михаил Чумаков и Анатолий Смородинцев. По всей стране одномоментно  вакцинацию провели 10 миллионам детей. Смертность и заболеваемость полиомиелитом в течение года снизились в 100 раз. Живая вакцина вырабатывала антитела в течение 3-4 недель, а в первые сутки сразу стимулировала клеточный иммунитет.

По словам Петра Михайловича Чумакова (сына автора вакцины против полиомиелита), «сегодня в США рассматривают возможность вакцинации взрослого населения живой вакциной против полиомиелита с целью борьбы с коронавирусом.

Во время массовой вакцинации 50-летней давности выяснилось, что вакцинация от полиомиелита приводит к мощной выработке интерферона, который защищает от других вирусов. В конце 60-х массовые клинические испытания провели в городах-миллионниках СССР. Это позволило установить, что если во время эпидемии гриппа применять вакцину от  полиомиелита, заболеваемость снижается в 3-4 раза. Сейчас появилась идея капать в рот живую вакцину против полиомиелита. Проблема в том, что во всем мире живая вакцина от полиомиелита отменена».

Вирус COVID-19 поставил перед вирусологами концептуальные задачи. Чем должна отличаться вакцина против COVID-19 от других вакцин? Об этом рассказал Сергей Аракелов, руководитель аппарата советников Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток.

По его словам, при вакцинации от вируса гепатита А иммунитет остается на всю жизнь. С созданием вакцины практически все население Советского Союза к 20 годам уже имело антитела к гепатиту А. Но есть другие вирусы – хронические, они интеграционные. Например, ВИЧ или герпес. Антитела есть, но защиты нет, и человек продолжает оставаться больным. Вирус уже нельзя убрать, он встроился в хромосому человека. Однако мы знаем и другие инфекции, которые не являются интегративными, но остаются. Например, гепатит С. Есть антитела - и, тем не менее, вирус есть. Никакой вакцины мы так и не смогли создать. Хорошо, что получилось его вылечить химиотерапией.

Исследования показывают, что COVID-19 не укладывается ни в одну из этих концепций. Мы видим по реакции ПЦР (полимеразная цепная реакция) его нарастание, потом он как бы исчезает, и у огромного количества людей антитела так и не появляются.

Ученые предполагают, что вирус остается в человеке незамеченным, находит способ спрятаться, как, например, при гепатите С. При этом COVID-19 не встраивается в хромосому.

У нас нет возможности просто взять структурно белки, получить антитела и считать, что мы сделали вакцину. Нет, мы должны сделать какую-то интеллектуальную концептуализацию. Нужно решить несколько задач.

Во-первых, вакцина должна содержать нейтрализующие антитела.

Во-вторых, вакцина не должна иметь антитела, которые не будут нейтрализовать вирус, а наоборот, будут связываются с вирусом, еще больше усиливать захват вирусом клеток, узнавать его и увеличивать инфицирование. Такое случилось при разработке вакцины против лихорадки денги. Риск того, что коронавирус COVID-19 может преподнести такое, велик.

В-третьих, вакцина должна быть с долговременным иммунитетом.

Ученый высказал мнение, что сейчас слишком много инфицированных и вирус дотянет до следующего эпидемиологического сезона. «Когда будет жарко, - отметил Сергей Аракелов, - вирус уйдет в андеграунд, подполье. Воздушно-капельный путь, посредством которого коронавирус распространяется среди людей, подразумевает каплю как жидкость. Она замерзает зимой и высыхает летом. Идеальная температура для COVID-19 – это 4-10 градусов, как в холодильнике. Тот, кто сегодня без симптомов, но носитель, может заболеть в следующем сезоне».

Ученый заявил, что уже осенью в России предполагают провести первый этап клинических испытаний вакцины на добровольцах. Эффект вакцины должен проявится на третьем этапе. Его ждут к весне 2021 года. Самоизоляция - это время, которое позволит ученым создать вакцину.

Записала Марина ТИМОТИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии