Здоровье

Кирилл Драганюк – человек, создавший золотую эпоху молдавской медицины

17.06.2016, 06:00
{Кирилл Драганюк – человек, создавший золотую эпоху молдавской медицины} Молдавские Ведомости

В воскресенье – день медицинского работника и фармацевта. В этом году он отмечается в рамках акций, посвященных 85-летию со дня рождения министра здравоохранения МССР Кирилла Драганюка. Мы писали о том, как установили мемориальную доску на доме по улице Сергея Лазо, где он жил. В присутствии коллег министр здравоохранения Руксанда Главан заверила, что сделает все возможное, чтобы сохранить память о человеке, который руководил молдавским здравоохранением в период его расцвета.  

Главан сдержала обещание увековечить память человека-легенды, который вывел Молдавию по целому ряду показателей на одно из первых мест в Советском Союзе: портрет Кирилла Драганюка вернулся в фойе здания минздрава; на его родине в селе Подойма Каменского района восстановлена амбулатория, которой присвоено имя знаменитого медика; прошла посвященная ему научно-практическая конференция, состоялись другие мероприятия.

Зоя Алексеевна Драганюк, также медик и вдова знаменитого врача, который дольше всех в бывшем СССР руководил здравоохранением, попросила через нашу газету выразить признательность Руксанде Главан за выполненное обещание. Она поделилась своими воспоминаниями и размышлениями о прошлом, настоящем и будущем молдавской медицины.

 

В 14 лет - награда за доблестный труд

- Кирилл Алексеевич Драганюк родился 27 апреля 1931 года в селе Подойма Каменского района бывшей МАССР в крестьянской семье. Детство было очень тяжелым: в восемь лет лишился матери. Отец растил троих детей, Кирилл был старшим. Потом глава семьи ушел на фронт, и дети остались на попечении бабушек. Своими глазами мальчик видел ужасы войны, пережил голод, работал в колхозе, за что в 14 лет получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Окончил семилетку в родном селе, среднюю школу в селе Сэнэтэука Вертюжанского (ныне Флорештского) района. Закончил кишиневский мединститут в 1956 году. Естественно, ни о каких поблажках при поступлении и сдаче экзаменов не могло быть речи.

 

«Мы познакомились в больнице»

- После института Кирилла послали в Скуляны, начинал врачом-фтизиатром сельской больницы, дорос до главврача. Затем его перевели в Ворничены, куда я была направлена врачом после окончания одесского мединститута. В Молдове было мало фтизиатров, мы приехали сюда группой. Там мы и встретились.

Работать приходилось много, ситуация с туберкулезом была катастрофической. Со временем заболеваемость пошла на спад, уже не было сложных форм. Увы, за последние 25  лет все вернулось на круги своя.

 

В Молдавии была создана новая система здравоохранения

- Он был хорошим семьянином, но с утра и до позднего вечера пропадал на работе. Единственное, что всегда делал, - сам ходил на рынок, поскольку хорошо разбирался в деревенских продуктах.

Мы делали все, чтобы дети не считали себя «детьми министра». Особенно это касалось старшего сына, который был хулиганистым мальчиком. Нередко приходилось, в основном мне, ходить в школу и выслушивать претензии учителей, извиняться за поведение сыновей и обещать принять меры.

В нашей семье никогда не было крупных ссор. Домом занималась я, дети учились хорошо, муж был заботливым. Разъезжал много: в республике повсеместно строились больницы, поликлиники, фельдшерские пункты. Неизменно звонил вечером, справлялся о делах семейных. Вместе с Николае Тестемицану Кирилл Драганюк создавал новую, по существу, систему здравоохранения.

Бывший председатель Госстроя МССР Сергей Сергеевич Графов, к которому мой муж часто ходил для решения производственных проблем, как-то сказал ему: «Слушай, Кирилл, когда тебя выгонят из медицины, я возьму тебя прорабом на стройку – с таким всегда буду как за каменной стеной». Позднее Сергей Сергеевич писал в своих воспоминаниях, что при Кирилле Алексеевиче минздрав стал крупнейшим застройщиком.

 

Почему возвращается туберкулез

- В нашей семье никто и никогда не курил. Не потому, что запрещали: вопрос даже не обсуждался. Безусловно, курение влияет на распространение туберкулеза. Но не это главная причина возвращения эпидемии. Раньше лечили, а сейчас делают вид, что лечат. У нас в Ворниченах были больные, которые лежали по году до полного выздоровления. Сейчас через месяц выгоняют из больницы и предлагают лечиться дома. Пропагандируется экономия больничных средств.

Кирилл Алексеевич добился того, чтобы санаторий в Ворниченах, куда его перевели из Скулень, стал клиническим. Благодаря его настойчивости появилась совершенно новая база лечения туберкулеза: создали  специализированные лаборатории биохимии, иммунологии и другие. Наша баклаборатория была признана одной из лучших в Союзе. Там  работал доктор Фин, создавший свою среду, на которой делали посев мокроты для определения степени опасности бактерий. Причем делали это трижды в ходе лечения, чтобы определить его эффективность. Больного выписывали только тогда, когда убеждались, что он не заразен.

А сейчас? Анализируют мокроту больного под микроскопом без посева, определяют таким способом, что бациллы якобы не заразны, и отправляют домой - долечиваться в центре семейной медицины… Неудивительно, что туберкулез распространяется с большой скоростью. И еще важная деталь: раньше вели  картотеку всех больных, особенно детей и подростков, постоянно вызывали на осмотры. Флюрографические автобусы разъезжали по всем селам, по всем школам. Повсеместно проводились и другие профилактические меры во имя диагностирования туберкулеза на ранней стадии. 

В Республике Молдова все это похоронили. Флюрографию исключили из списка бесплатных услуг - бесплатно ее делают лишь при тяжелых формах туберкулеза. Заразных людей отправляют домой, распространять палочки. А перевод фтизиатров в поликлиники - это вообще ни в какие разумные рамки не вписывается! В коридоре центра семейных врачей сидит мать с ребенком, рядом - больной туберкулезом. В итоге Молдова уже достигла опасной черты уровня заболеваемости туберкулезом, которая была 60 лет назад, и переступила ее.

 

Система разлагает и медиков

- В советские времена о коррупции в медицине не было и речи. Могли врачи получить от больных коробку конфет или букет цветов, но деньги... Помню, кто-то положил что-то в букет цветов. Что там можно было положить, но какой был скандал!

Сейчас система разлагает медиков, в больницу без денег нет смысла ложиться. Да что говорить, когда продали первый и второй этажи РКБ! Я с удивлением узнала, что даже некоторые помещения в бывшем лечсанупре приватизированы. Никого не привлекают к ответственности за коррупцию и воровство. 

 

Медицину возглавил человек дела

- Я никогда не говорила об этом и не жаловалась. В фойе здания министерства здравоохранения висели фотографии всех министров, работавших в МССР. Но один из предшественников Руксанды Главан снял их. Последним был Кирилл Алексеевич, который проработал в этой должности 16 лет. Ни до, ни после ни один министр здравоохранения в бывших советских республиках не продержался так долго.

Руксанда Главан на открытии мемориальной доски в доме по улице Сергей Лазо, где жил Кирилл Алексеевич, сказала о чувстве личной вины перед теми, кто создавал и руководил в системой здравоохранения МССР. Она была в СССР одной из лучших. Министр обещала вернуть портреты коллег в фойе. Обещала не допустить, чтобы построенное лучшим, с ее слов, министром здравоохранения было разрушено. Она, судя по всему, человек дела. Портреты моего супруга, Николае Тестемицану и других министров вернулись на место. В родном селе Кирилла Алексеевича возродилась амбулатория, названная его именем. В здравоохранении начались реформы, которые, надеюсь, возродят нашу медицину. Хочется пожелать ей не опускать руки в наше сложное время.   

Николай Менюк

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    а почему бы не назвать того от медицины,который снял портреты?Самим отгадывать?Хотиняну.
    Насчет сыночка не получилось.Типичный номенклатурный барчук вырос.Но 1990 закончил сладкую жизню детей.


Новости по теме

Все материалы →