Кишинев: «Мы - за тебя, а ты - сейчас и здесь...» В Русском доме открыта выставка графики Аркадия Антосяка
«Живопись – это поэзия, которую видят, поэзия – это живопись, которую слышат». Неспроста Леонардо да Винчи объединил эти два понятия. И то, и другое – творчество, которое свело в Русском доме две ипостаси: художника и поэта, которые без музы бестелесны и беззвучны.
В день открытия выставки художника-графика Аркадия Антосяка музы не молчали. Мероприятие, приуроченное к Дням славянской литературы и письменности, привлекло в молдавское представительство Россотрудничества известных искусствоведов, художников, писателей, музыкантов, педагогов и учащихся столичных художественных и музыкального лицея. А также кишиневцев -почитателей таланта Антосяка и любителей русской словесности.
Участников и гостей объединила тема старого доброго Кишинева в стихах и графике. И в музыке, конечно. «Dum spiro spero» (пока живу, надеюсь) – девиз выставки и выражение надежды на то, что все, что аккумулировал в этот вечер зал, станет позитивным посылом для его участников.
Гостей приветствовали руководитель представительства Россотрудничества в РМ Андрей Муравьев и доктор филологии, ведущий вечера Виктор Костецкий. Очень тепло отозвался о творчестве своего коллеги-графика художник Алексей Колыбняк.
Род Антосяков ведет свое начало из Приднестровья. Его дед из рода бунтарей – тех, кто революцию делал. Мировосприятие внука формировалось на этом бунтарском замесе. В его творчестве чувствуется вольный дух, его взгляд художника не зашорен никакими рамками. Он пишет, как дышит – легко и непринужденно. Его искренность идет откуда-то из детства. И оттуда же - его непосредственный взгляд на вещи, которые художник видит по-своему. И в своем маленьком блокнотике по-своему интерпретирует то, что видит, - чтобы позже по карандашным наброскам воспроизвестивсе это на бумаге.
Старые домики, дворики, церквушки – какими они были и какими уже никогда не будут, потому что их век прошел. А новый век, который пришел, уже не предполагает теплоты и уюта этих улочек-переулочков, в нем нет места старым скамейкам из прошлого, где и одиночество – не одиночество, а уединение. И где сегодня уже нет места музе художника - летящему над крышами кишиневских домов ангелу с красным цветком. Потому что и крыш тех в помине уже нет.
Его графика - очень личностна и очень лирична. Она сама просится в стихи. Не удивительно, что она нашла «своего» поэта – такого же искреннего и ранимого. И такого же неравнодушного к своему любимому городу. Настолько любимому, что променяв его однажды на чужой город в чужой стране пронзительно по нему затосковать. И, бросив все там, – вернуться! Так родился тандем художника-графика и поэта: Аркадия Антосяка и Татьяны Захаровой-Опря.
При поддержке министерства культуры вдвоем они издали сборник стихов «Понимаю» Татьяны Захаровой с графическими работами Аркадия Антосяка, победив в республиканском творческом конкурсе. Позже такой же конкурс выиграли в журнале «Веси» в Екатеринбурге и также вместе публиковались. На их счету и поощрительный приз Минской книжной ярмарки.
«Я вцепилась в этот город, словно в ниточку последнюю,
Ту, что держит мою память на плаву,
Я по улицам его иду, как будто бы исследую
И инкогнитою террою зову».
А вот еще:
«Почти что полдень. Южный город. Лето.
Все не одеты, а скорей - раздеты.
И душно – дело кончится дождем.
Румянятся на ветках абрикосы,
и над водой лениво кружат осы,
когда мы из колонки ржавой пьем».
Кишиневу посвящены и многие другие строки в этом замечательном по своей искренности сборнике.
Лирики много было в этот вечер. Запомнились стихи еще одной поэтессы - Татьяны Некрасовой - о любимом городе, озаглавленные «Кишиневское». Их поэтесса выдохнула – как она сама призналась - буквально за несколько часов до этой встречи.
«Я узнавала сонные изгибы
большого тела города, его
бордюры, скверы, водостоки, ивы,
платаны, клёны
(более того -
его подземный ход: кротовьи норы
сквозь всё и вся -
и тени нас, и наш
единый пульс, сводимый каждый вторник
к нормальному (а семисот не дашь))
позволь же нам, жрецам твоим, питейцам,
и жрать, и пить,
ну, то есть пить и есть -
аборигенам, кровеносным тельцам,
и это будет разом дань и честь:
мы по твою (бессмертную ли?) душу
сегодня тут, а завтра где - бог весть,
но то и держит крепко, не нарушить,
наш уговор:
мы - за тебя,
а ты -
сейчас и здесь -
ты держишь нас, мы держимся - впервые
в сознательной не-жизни-забытье:
кто против нас - почти уже мертвы (и
преобладают в сумрачном чутье
оттенки декаданса и распада,
но мая нечему перешибить,
и всё как надо, боже мой, как надо)
но как же надо
в этом
как-то быть!».
В канву вечера органично вписались исполненные ученицами лицея имени С.Рахманинова музыкальные произведения классиков русской и зарубежной музыки.Вместе с песнями на стихи поэтов Серебряного века душевность и тепло привнес в зал Русского дома кишиневский бард Борис Амамбаев.
Живопись, стихи и музыка прекрасно дополняли друг друга и создали незабываемую атмосферу праздника, главными героями которого были сами кишиневцы и их любимый город.
Мария БУИНЧУК
Новости по теме
- Сегодня, 08:20
- Вчера, 13:30
- Вчера, 06:00
- 25.11, 13:13
- 24.11, 17:09
- 24.11, 16:07
- 24.11, 14:50
- 24.11, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:20
- Вчера, 13:30
- Вчера, 06:00
- 25.11, 13:13
- 24.11, 17:09
- 24.11, 16:07
- 24.11, 14:50
- 24.11, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00