Когда слепой ведет глухого, оба упадут в яму
Ремесленное училище для слепых и слабовидящих объединили с училищем для глухих и слабослышащих
«Учащиеся выйдут на более высокий уровень общеобразовательный знаний», - уверена Мария Голбан, исполняющая обязанности директора вновь созданного объединенного профессионального училища №11.
«После слияния уменьшится аппарат управления: в штатном расписании будет одна ставка директора, одна – главбуха и одна – завхоза, - перечисляет Голбан преимущества реформы. – Готовы проект устава и новое штатное расписание для педагогов двух реформированных училищ. С 1 января школа переходит на новую формулу финансирования. Будут учтены добавочные коэффициенты к ставкам при работе в специальных условиях. Преподаватели не будут ущемлены. Выиграют и учащиеся. Раньше в программе было несколько часов румынского языка, информатики. Новая программа обучения включает 96 часов румынского языка, 128 часов иностранного, математику, гражданское воспитание. Выпускники будут получать диплом».
Слабовидящим и незрячим дают две профессии: оператор вычислительной техники и специалист по уходу за больными в домашних условиях. Многие выпускники очень быстро находят работу, заверяет Мария Голбан. Впрочем, есть, по ее словам, и проблемы: «В новой школе 50 слепых и слабовидящих, 60 глухих и слабослышащих учащихся. Все они должны ежедневно питаться, так как школьный день длится с 8 до 15 часов. В прошлом году дети питались в столовой университета по договору. Сейчас мы такой договор не можем заключить. До сих пор учреждение не зарегистрировано как единый учебный центр, лишь 10 сентября пройдет конкурсный отбор директора».
Вроде все гладко. Хотя не все довольны реформой. Но все уже решено за нас. Выделен грант в 25миллионов евро. Деньги предназначены на изменение стратегии профессионального обучения. Преобразование доуниверситетских учебных заведений оговаривается постановлением правительства №444 от 20 июля 2015 года «О реорганизации некоторых учреждений профессионально-технического образования».
«Вместо трех колледжей, восьми профессиональный училищ, 12 ремесленных училищ создадут путем слияния, реорганизации и ликвидации пять образовательный центров и четыре профессиональных училища», - рассказал Силвиу Гынку, начальник управления профессионального и среднеспециального образования министерства образования.
По его словам, грант в 25 миллионов евро от Евросоюза правительство получит в несколько этапов после выполнения утвержденных программ.
Первый этап приходился на 2014 год, но из семи запланированных программ не все были реализованы, поэтому были недополучены оговоренные суммы - они перешли на 2015 год. Ведь, по условиям гранта, правительство может получить фонды только после выполнения взятых обязательств. Все ли выполнят в текущем году, покажет время. Предстоят модернизация вновь созданных образовательных центров, разработка новых куррикулумов, переподготовка менеджеров, реорганизация и слияние учебных заведений. Также будут разработаны планы реконструкции новых образовательных центров, проведения тендеров по отбору компаний, которые будут этим заниматься.
В 2016 году реорганизация продолжится, создадут еще пять образовательных центров: по одному в области культуры, медицины, сельского хозяйства и два - в области педагогической подготовки: в Кишиневе и Бельцах.
«Ожидается улучшение подготовки выпускников профессионально-технических заведений, - подытожил Силвиу Гынку. - Учащиеся будут осваивать профессию не один год, как сейчас происходит в ремесленных училищах, а в течение не менее двух с половиной лет. Расширится список изучаемых предметов, вырастет количество часов. Как и прежде, будет набор на бюджетное и коммерческое обучение на базе гимназического образования. В образовательных центрах откроют группы по программам получения профессии и группы по программам получения профессии плюс степени бакалавра. Откроются группы подготовки по новым специальностям, их более 30».
«Что может незрячий показать глухому? Что может глухой объяснить незрячему?»
Инвалиды по зрению могут получить не менее 68 профессий, но у нас нет для них педагогов
Может, здоровые люди и выплывут в ситуации реформы профессионального образования. Но слабовидящим, незрячим и слабослышащим и глухонемым людям и так сложно получить достойное образование, рассказал Николай Чебану, главный специалист по работе с территориальными организациями республиканского общества слепых, преподаватель факультета дефектологии педагогического университета имени И.Крянгэ. А будет еще сложнее.
«Самое трудное в адаптации слабовидящего и незрячего человека - введение в мир знаний, - говорит Чебану. - Главное отличие в формировании личности незрячего и слабовидящего человека - в том, что не все, что доступно зрячему, может быть доступно незрячему.
Основной доступ к познанию мира идет посредством зрения. Обычный человек глазами получает 98-99 процентов информации. Зрячий даже не замечает полезности и эффективности остальные органы чувств. Зрячему информация поступает со скоростью света, а это 300 тысяч километров в секунду! А скорость звука - всего лишь 140 метров в секунду. Разница колоссальная.
Если зрение отсутствует полностью или частично - прибегают к помощи остальных органов чувств. Ближайшим по эффективности является звук. За счет звука и шумовых эффектов можно человеку объяснить, что такое море, река, журчание воды. По звукам можно составит сравнительный словарь обозначений цветов: каждый звук будет обозначать определенный цвет.
С привлечением звуковых оттенков незрячему можно объяснить, как меняются цвета в лесу со сменой времен года, какого цвета волна и многое другое. Незрячий человек не увидит всего этого, но разложит все по определенной схеме и запомнит.
Подход к воспитанию зависит от того, в каком возрасте произошла потеря зрения. Родившийся незрячим не держит в памяти цветового представления. Обучение начинается с пеленок, и все зависит от того, как ближайшее окружение сможет доставить ребенку информацию о предметах, как объяснит, с чем можно его ассоциировать: со звуками, с очертаниями и конфигурацией. Обычный человек видит до ста оттенков цвета, с помощью компьютера - до 700-800. Доступность цвета у незрячего или слабовидящего ограничена или полностью исключена.
Молдова приняла закон об интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями на базе международной конвенции. Для реализации закона должны быть подготовлены специалисты, должны быть доступны средства передвижения, всех нуждающихся нужно обеспечить специальными средствами. Но у нас ни один университет, ни одна массовая школа, ни один детский сад не располагает специалистами-педагогами для работы с незрячими и слабовидящими детьми, для глухих и слабослышащих нет сурдопедагогов.
Обучение детей со слабым слухом, незрячих и слабослышащих может происходить только в том случае, когда все педагоги обладают специальной подготовкой. Класс может состоять из 7-10 человек. Поэтому, на мой взгляд, абсурдно совместное обучение слабослышащих, слабовидящих и незрячих школьников. В обычной массовой школе можно интегрировать только одного незрячего ребенка и только в том случае, если остальные дети будут помогать педагогу работать с ним.
Но о каком слиянии учебных заведений, можно говорить, когда незрячий ничего не может показать глухому, а глухой ничего не может объяснить незрячему? У школьников разная возможность доступа к обучению – это очевидно!
И профессии, которым обучаются школьники, разные.
Нельзя не учитывать степень агрессивности подростков. Мы создаем основу для непонимания. В Европе нет практики объединения учебных заведений для слабовидящих с учебными заведениями для слабослышащих. Я интересовался этим вопросом в Румынии, Польше, Австрии, Германии, Бельгии, Швейцарии.
В данном случае преследуются какие-то скрытые, тайные интересы. Да, официально речь идет об экономии. Но покажите нам хотя бы один пример того, как сэкономленные деньги были направлены на конкретные дела!
По последним данным, в Молдове 180-200 тысяч инвалидов различных категорий. На каждые 7-10 граждан необходим специалист, который будет с ними работать – 20-30 тысяч специалистов. Где они? Никто об этом не задумывался.
Для слепых и слабовидящих есть одна гимназия в Бельцах, один детский сад, в который принимают детей с достаточно большим остатком зрения, один лицей и одно ремесленное училище в Кишиневе. В итоге незрячие и слабовидящие дети отстают в развитии и не могут освоить программу отнюдь не потому, что у них низкий интеллект, а потому, что у них ограничены возможности дошкольной подготовки.
Опыт России, Румынии и других стран показывает: незрячие и слабовидящие могут получить не менее 68 профессий - от массажистов до вязальщиков, от юристов до педагогов. Так, в Молдове слабовидящая Ирина Доня работала юристом в национальном банке, Сергей Кусторов – юристом в компании «Union Fenosa», Ливия Пынзару ведет программу на телеканале «Молдова-1», я преподаю в педагогическом университете имени И.Крянгэ.
Марина АБЛИСИМОВА
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00