Здоровье

Лариса Катринич: «Пациент онкоинститута наблюдается бессрочно»

24.01.2017, 10:56
{Лариса Катринич: «Пациент онкоинститута наблюдается бессрочно»} Молдавские Ведомости

Медицинская помощь онкозабольным постоянно развивается – тем не менее, к 2020 году прогнозируется рост этих заболеваний во всем мире. ВОЗ объясняет это увеличением продолжительности жизни: рак развивается и у мужчин, и у женщин по завершении климактерического периода, при спаде гормонального фона. В Молдове в конце 2016 года принята национальная программа борьбы с онкозаболеваниями на 2016-2025 годы. Какую помощь могут получить застрахованные и незастрахованные пациенты? Об этом «Молдавским ведомостям» рассказала директор института онкологии Лариса Катринич.

- Кто имеет право на услуги диагностики и лечения онкозаболеваний?

- Национальный институт онкологии занимается  пациентами с уже диагностированными злокачественными и доброкачественными опухолями, относящимися к категории риска. Есть еще ряд заболеваний предракового характера - они зарегистрированы в наших протоколах, и к ним мы тоже относимся с особым вниманием.

Порядок таков, что в онкоинститут приходят больные с подозрением на болезнь. Одна из структур института - консультативно-диагностический центр. Он хорошо оснащен, что позволяет проводить специальные исследования, включая использование единственного в Молдове лaрингоскопа. До госпитального уровня мы имеем все возможности обследовать больного и поставить диагноз: есть онкозаболевание или нет. Если нет - надо лечиться по месту жительства. Диагноз ставит консилиум: лечащий врач, представители университетской кафедры по типу предварительного заболевания, радио- и химиотерапевты. Когда все сходятся во мнении и есть подтверждающие исследования,  устанавливается диагноз. Данные пациента вносятся в канцер-регистр: вписывается диагноз, проведенные исследования, программа лечения, фамилии врачей, которые вели и будут вести больного во время и после лечения.

В соответствии с нормами НКМС пациент с уже установленным диагнозом онкозаболевания может прийти к нам в диагностический центр без направления от семейного врача или территориального онколога райцентра. В Кишиневе такую функцию выполняют специалисты нашего консультационно-диагностического центра. Можно прийти и по направлению врача-специалиста на консультацию, если он что-то заподозрил.

Каждый врач консультативно-диагностического центра имеет список своих пациентов и курирует их. В последнее время мы расширяем программу помощи психологов: чем больше человек надеется на успешное лечение, доверяет врачам, тем лучше результат.

Есть пациенты, которые обращаются при подозрении на онкозаболевание после скрининг-контроля. Есть программы скрининга рака шейки матки, рака молочной железы и др.. Если даже женщина считает себя абсолютно здоровой, но более двух лет не проходила гинекологический осмотр, - семейный врач обязан предложить ей диагностику рака шейки матки. Несмотря на простоту современной диагностики, это заболевание вышло на третье место среди причин смертности женщин.

Другой скрининг - исследование кала на скрытую кровь. Положительный результат говорит о риске серьезных заболеваний ЖКТ. Для более качественной диагностики таких заболеваний у нас с прошлого года можно пройти колоноскопическое исследование. Куплено оборудование, есть анестезиолог. На такие исследования направляются пациенты, у которых в роду встречались подобные онкозаболевания или есть симптоматика, включая анемию неустановленного происхождения (падение уровня гемоглобина). Семейные врачи выявляют пациентов группы риска и направляют к нам на бесплатное обследование.

Обеспечивает высокий уровень цитоморфологических исследований действующая у нас республиканская лаборатория цитологии. Эти исследования опровергают или подтверждают род выявленной опухоли и уже на раннем этапе дают ясную картину. Сегодня выявляют большое количество доброкачественных опухолей, лечат по специальной программе, в срочном порядке, даже когда пациент на операционном столе, для координации программы дальнейших действий. И если подтверждается подозрение -  проводится радикальная операция, охватывающая максимально края опухоли.

Исследования проводят врачи-лаборанты, в архиве сохраняются все данные. По просьбе пациента лаборатория выдает копии исследований для консультаций в частных клиниках и за рубежом.

- Установлен диагноз. Что дальше?

- В лечении мы пользуемся 29 протоколами, стандарты разработаны с международными экспертами, тактика лечения отвечает самым современным требованиям. Подход - разный. Может после первого этапа – хирургического - наступить второй, радиотерапия, и третий, химиотерапия. А может проводиться сначала радиотерапия, затем химиотерапия и хирургия. Радиотерапия и химиотерапия ориентированы на приостановление развития опухоли. Определить программу - задача консилиума врачей. Коррективы вносит реакция организма на лечение. Если нет реакции - консилиум собирается вновь и дополняет программу.

- Если подозрение на онкозаболевание возникает у врача частной клиники – что делать незастрахованному пациенту? Пока он купит полис и получит диагноз повторно – пройдет полгода. Услуги диагностики и лечение - бесплатны?

- По закону онкоинститут лечит пациента, у которого установлена злокачественная опухоль, независимо от того, есть полис или нет. Если гражданин Молдовы застрахован – поставить  диагноз могут в центрах семейного здоровья, может это сделать онколог в районных центрах здоровья. Больной проходит все исследования, потом бесплатно в онкоинституте подтверждается или опровергается диагноз.

Если гражданин Молдовы не застрахован и подозрение на злокачественную опухоль возникает по итогам обследования в частной клинике - он за один день может пройти обследование в нашем консультационно-диагностическом центре, оплачивая услуги по тарифу. При подтверждении диагноза вся медпомощь будет уже бесплатной. В прошлом году такие исследования и лечение оплачивали только приезжающие из-за границы и из Приднестровья.

По закону оплачивается пребывание и лечение в онкоинституте в случае, если у пациента не установлено злокачественное новообразование по итогам консультации.

Мы планируем разработать пакет исследований для незастрахованных, но желающих пройти обследование.

Граждан Молдовы, у которых подтвержден диагноз, лечат бесплатно, включая радиотерапию и химиотерапию.

- Куда после выписки направляется больной на лечение? В каком случае он ставится на учет в поликлинику онкоцентра и в каком – в поликлинику по месту жительства?

- Онкобольной имеет фон интоксикации. Даже, если его прооперировали радикально, убрали все метастазы, организм страдает. Однозначно ему труднее выходить из операции и необходимо больше заботы. Пациент остается под наблюдением лечащего врача онкоинститута бессрочно, ему предоставляется выписка из истории болезни для семейного врача. Больничный иногда выдает онкоинститут, иногда - семейный врач.

По окончании программы лечения в онкоинституте раз в квартал, полгода, год пациента приглашают на осмотр. Работающие раз в год проходят экспертизу с целью определения степени трудоспособности. Большая часть работает. Часть пациентов проходит симптоматическое лечение. Часть нуждается в паллиативном уходе. Пока обеспеченность в таком уходе недостаточная, планируем расширять службу.

- В каком случае онкобольной считается выздоровевшим и снимается с учета?

- Пациент, у которого диагностировано онкозаболевание, не снимается с учета, даже если получил радикальное лечение и есть очень хорошие результаты. Раньше снимали с учета, если спустя пять лет не было рецидивов после лечения базалиомы и других кожных онкозаболеваний. Сейчас рекомендуют наблюдать: есть данные, что если и ликвидировано онкозаболевание одного профиля, не исключено появление другого. Поэтому пациенты в обязательном порядке раз в год проходят у нас осмотр.

- Имеют ли право хирурги – не онкологи оперировать онкобольных и что происходит, если раковая опухоль обнаруживается в ходе другой операции?

- На днях мы обсуждали такой случай и сделали вывод: есть разница в тактике работы хирурга-онколога и хирурга общего профиля. Поэтому пациенты должны быть максимально информированы о том, что не надо бояться  слова «онко»и идти к специалистам, которые имеют опыт, чутье, интуицию в проведении таких вмешательств. Операция - это стресс, и лучше его перенести один раз, не упуская времени.

В ходе реализации национальной программы борьбы с раком мы будем анализировать все случае диагностирования рака в других учреждениях, определять качество и тактику подхода. Сегодня пациенты имеют возможность выбирать. Кто-то считает, что не вылечат, пока не заплатишь… В целом в онкоинституте  есть опыт, традиции, желание развиваться и совершенствоваться.

- Возможны ли по закону операции превентивного удаления органов (случай Анджелины Джоли), то есть операции не по показанию?

- Несмотря на все многообразие подходов к изучению онкозаболеваний, генетический фактор не исключается. В медицине есть правило – не навреди. Если пациент приходит с инициативой улучшения общего состояния, устранения стресса по поводу генетической расположенности, я думаю, такое оправдано. Это не считается лечением онкозаболевания и относится к категории пластических операций.

- Существует ли система информирования пациентов о возможностях здравоохранения и выделяются ли на это деньги НКМС и минздравом? 

-  22-26 января проходила неделя информирования о раке шейки матки. Я присутствовала на первой подобной акции и была рада видеть женщин с дочерями. Ясно, что это приносит свои плоды, значит, будем продолжать. В канун 4 февраля – международного дня борьбы с раком – мы с минздравом представим национальную программу борьбы с раком, принятую 2 декабря. Мы понимаем, как важна такая информация.  

Марина АБЛИСИМОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии