Экономика

Лей падает, но дна пока не видно

25.11.2014, 06:00
{Лей падает, но дна пока не видно} Молдавские Ведомости

В последнее время, наверное, второй наиболее обсуждаемой темой, помимо предстоящих парламентских выборов, стала череда «рекордов» исторического максимума обменного курса лея, вызванная стремительным обвалом национальной валюты. Одиннадцать с небольшим лет назад в далёком 2003-м  14 апреля была зафиксирована, как тогда казалось, запредельная планка в 14,7838 лея за доллар. И тому была рукотворная причина: западные кураторы по развитию практически в одночасье сняли Молдову с внешнего финансировании.

 

Хронический дефицит иностранной валюты

Сегодня же курсовой тренд лея кто-то пытается списать на ещё более интенсивное падение российского рубля. Но, как известно, его обвал – предсказуемое следствие введённых санкций Запада и кардинального обрушения мировых цен на углеводороды. Помимо этого кто-то кивает и на обесценивание украинской гривны. Но ведь на Украине, по сути, проблемы весьма далёкие от наших – там фактически идёт гражданская война.

Нет, в какой-то мере всё это, действительно, негативно отражается и на конъюнктуре лея. Но явно не настолько, чтобы стать основной причиной происходящего, да ещё и в таких масштабах. Только с сентября он ужался на 8 процентов от 13,9937 лея за доллар по официальному курсу Национального банка Молдовы до 15,1144 лея на 19-е. Тем самым перешагнув через психологическую отметку в 15 лей.  

Диаграмма 1

Курс лея к доллару США в 2013-2014 годах

 

Главным генератором обесценивания лея в текущем году стал растущий хронический дефицит предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.

С одной стороны, с конца прошлого года резко сократился её приток от физических лиц. За январь-сентябрь текущего в пересчёте на доллары сальдо валютных касс составило 1534,9 миллиона (разница между купленной валютой и проданной), тогда как за эти же месяцы 2013 года поступило 2086,9 миллиона, или минус 26,5 процента. А ведь в последние годы мы имели здесь ежегодный прирост от 8 до 22 процентов! И основной поток наличности в адрес физических лиц шёл из России. По данным НБМ в 2012 и 2013 годах - примерно 62 процента, в текущем – 59,5 процента.

Но помимо официальных денежных переводов, на которые в основном ссылаются аналитики, почти такие же суммы ввозились в Молдову, образно говоря, и «в карманах». Однако с нынешнего года в России введены новые миграционные правила, адекватные европейским. Через Украину, по понятным причинам, уже не рискуют провозить наличность. Вот этот, можно сказать, нелегальный ввоз и сократился более чем вдвое. Хотя банковские трансферты практически остались на прежнем уровне.

 

Сократились поступления от экспорта

С другой стороны, началось сокращение поступлений и от экспорта. За девять месяцев текущего года экспортировано продукции на 1737,7 миллиона долларов, или на 0,2 процента меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего.

Казалось бы, снижение объёмов совсем незначительное, если бы не одно «но». За этот же период существенно вырос реэкспорт - на 8,3 процента, он достиг 634,2 миллиона долларов и занял в общем экспорте 36,5 процента.

Таким образом, экспорт чисто национальной продукции составил лишь 1103,5 миллиона долларов и сократился на 4,5 процента. И это при импорте 3865,8 миллиона! А ведь такой огромный дефицит торгового баланса требует адекватного покрытия?

Да и откуда расти экспорту, если за последние пять лет прямые иностранные инвестиции во внутреннюю экономику сократились более чем втрое, а в первом полугодии текущего – ещё почти вдвое? Численность занятых в экономике страны также уменьшилась. По итогам первого полугодия нынешнего года она составила 1280,1 тысячи человек, тогда как в 2008-м, после которого власть перешла в руки либерал-демократов, демократов и либералов, ещё была 1356,7 тысячи.

 

Молдаван выталкивают за границу

Но это лишь вершина айсберга. И возьмём для сравнения 2010 год. В сравнении с ним нынешние показатели уже не выглядят столь удручающе. Именно поэтому на него предпочитает ссылаться власть, когда её представители рассуждают о достижениях правящей коалиции, включая и создание рабочих мест, введённых не иначе как благодаря их неимоверным усилиям.

Однако, как информирует официальная статистика, численность занятых у нас прирастала только в двух секторах. Прежде всего, в неформальном секторе, то есть в теневой экономике, где по состоянию на 1 июля она увеличилась от 173,7 тысячи человек до 192,3 тысячи. Прибавила она на бумаге и в домашних хозяйствах – от 131 тысячи до 175,3 тысячи. То есть, если завёл козу и копаешься в огороде на приусадебном участке, следовательно, занятый.

Вот только, если по уму, то можно ли всерьёз считать подобное трудоустройство рабочими местами с достойной заработной платой, которые нам обещали в прошедшей избирательной компании и повсеместно заверяют об их создании в нынешней? 

Разумеется, эти категории трудящихся экспорт не продуцируют. А молдавское государство давно превратилось в страну, паразитирующую на своих гражданах, выдавленных с Родины на чужбину. Только в прошедшем году они ввезли в пересчёте на леи 37,3 миллиарда при ВВП в 100,3 миллиарда. А это больше, чем выплаченная заработная плата во всех секторах экономики, и эквивалентно более трём четвертям оборота предприятий розничной торговли и сферы услуг.

Вот и получается: когда в предыдущие годы приток денежных средств постоянно переполнял валютные кассы, НБМ с тем, чтобы не допустить укрепления лея, массированно скупал иностранную валюту, наращивая свои резервы. А в текущем – пока в основном её активно продаёт.

Диаграмма 2

Интервенции НБМ на валютном рынке в 2013-2014 годах (млн. долларов США)

 

Кому выгодно скрывать проекты налоговой и таможенной политик на 2015 год?

 

В этой связи, естественно, возникает вопрос: а продолжаться ли валютные интервенции НБМ после 30 ноября - или лей отправят в свободное плавание? Ведь без дальнейшей подпитки рынка иностранной валютой он начнёт обесцениваться ещё более интенсивно, как это уже происходит в последнее время.

Сегодня партии, претендующие на попадание во власть, как обычно, обещают электорату молочные реки и кисельные берега. Но при этом почему-то до сих пор даже не рассматриваются налоговая и таможенная политики на 2015 год, а также государственный и другие бюджеты. Как будто в первом полугодии наступающего года можно будет обойтись и без них.  

Видать, то, что закулисно заготовлено для нас в этих проектах, повергнет всех в шок. Однако после выборов будет уже поздно ахать и охать. Искусители к тому времени уже займут свои тёплые кресла. И предвыборные обещания, как сказала Валентина Булига по завершении предыдущей избирательной компании, это одно, а  реальная политика – совсем другое.

Михаил Пойсик, доктор экономики. Национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии