«Мертвая вода Комрата»: как умирал Ялпуг
Если вы не видели, как умирает река, приезжайте в Гагаузию, приглашают авторы фильма «Мертвая вода Комрата», который сделал и разместил в интернете эколог Анатолий Залевский, председатель общественной организации «Зеленое решение».
Почему в реке Ялпуг нет жизни? Эколог исследовал многочисленные стоки, которые, просачиваясь через железобетонные блоки, впадаю в реку. «Вода в стоке отвратительная: мертвого серо-черного цвета и такого же запаха, - отмечает Залевский. - Пробы показали уровень загрязнения пять из пяти – верхний. Хуже просто некуда! Это не вода, это кислота».
Как можно было довести реку до такого состояния?
«Экологическая катастрофа на самой большой реке Гагаузии», «В Комрате умирает Ялпуг»… Так писали СМИ, называя главную причину: строительство очистных сооружений с грубейшими нарушениями. Уже 20 лет ежедневно около тысячи кубов неочищенных сточных вод поступают в реку. Нельзя исключить риск любых заболеваний.
«Ялпуг входит в десятку самых длинных рек Молдовы, - отмечает Залевский. – Эта самая важная река юга Молдовы берет начало в Чимишлии, пересекает несколько районов и впадает в озеро Ялпуг на Украине. Самый крупный город по ее течению Комрат». Вот почему Анатолий пригласил к разговору примара столицы Гагаузии Сергея Анастасова. Тот подтвердил, что грязная вода вытекает из канализационных сетей: «Это стоки домохозяйств, вода неочищенная. Коллектор, построенный в советское время, закрыт».
Коллектор – большая подземная труба – собирал стоки домохозяйств, в которых есть канализация, и при помощи насосов все поступало на очистные сооружения…
Ситуацию прокомментировал Евгений Шевченко, директор подразделения инспекции по охране окружающей среды АТО Гагаузия: «При строительстве коллектора не учитывался фактор смещения почв. В результате трубы сместились, дали многочисленные трещины, открылись, произошло засасывание подземного грунта в коллектор. В трубах земля, грязная вода через трещины попадает в подземные воды, выходит на поверхность и многочисленными стоками стекает в Ялпуг».
По словам Анатолия Залевского, 90 процентов канализационных вод от домохозяйств в Комрате попадает в реку, и лишь 10 – на очистные сооружения. «Но и там – ситуация катастрофическая, - сетует эколог. – Очистные находятся на выезде из Комрата, их построили в 80-х в ста метрах от Ялпуга. Железобетонные блоки в трещинах, через них проходит нефильтрованная вода, она течет ручьем к руслу реки».
На том месте, где сейчас находится Комрат, люди поселились именно из-за близости реки, рассказал Владислав Миронов, директор Комратского регионального исторического музея: «Ялпуг много лет назад был судоходным. В русле находили корабельные якоря и жетоны, которые были в обороте как денежные единицы».
Последними, кто купался в реке, были сверстники его отца, Владислава Миронова. Люди ловили здесь крупную рыбу…
«Деятельность бизнеса – другая причина загрязнения", - об этом рассказали примар Сергей Анастасов и Виталий Кюркчу, профессор экономики Комратского университета. По словам Кюркчу, «от Комрата выше по руслу реки в сторону Кантемира находится спиртзавод, примэрия много лет воевала с экономическим агентом, забивавшим очередной коллектор».
На промышленных предприятиях Комрата зачастую нет собственных очистных сооружений, в большинстве населенных пунктов нет системы канализации. В результате река Ялпуг превратилась в сточную канаву, ее воду нельзя использовать в бытовых целях. Людмила Федотова, председатель НПО «Экологическое движение Молдовы» филиал Комрат, отметила, что это больно ударило по аграриям. Ущерб сельскому хозяйству оценили – но кто оценит ущерб здоровью людей, живущих вдоль русла умирающей реки?
Исследование, проведенное в 22 селах Гагаузии, показало, что, хотя вопросы защиты окружающей среды граждане считают важными, как бороться - они не знают. Об этом рассказала председатель НПО «Веста» Антонина Волкова: «Молодые люди не связывают качество воды с плохим состояние русла Ялпуга, с отсутствием канализационной сети. Об этом им не рассказывают родители, которые и сами мало в это вовлекаются».
Для того, чтобы оценить влияние «мертвой» воды, Залевский обратился в муниципальный центр общественного здоровья. Директор Иван Хаста, ссылаясь на занятость, два раза отказался ответить на вопросы, при этом сказал: «За здоровье населения отвечает само население. Почему я должен отвечать за ваше здоровье?».
Между тем именно Хаста полтора года назад на собрании местных властей в Комрате озвучил мрачный прогноз: «Загрязнение Ялпуга может привести к росту инфекционных заболеваний». Выступая перед группой депутатов РМ, прибывших в Комрат, Хаста привел такие данные: «В середине 2000-х годов в Комрате была крупная вспышка дизентерии, связанная с попаданием канализационных стоков в водопровод. Сегодня у нас уровень острых кишечных заболеваний намного выше, чем в среднем по стране».
О том, как власти реагируют на сброс токсичных стоков в Ялпуг, рассказал Евгений Шевченко, директор подразделения инспекции по охране окружающей среды: «В 2019 году мы установили, что сброс отходов из разрушенного коллектора нанес окружающей среде ущерб в размере 1,6 миллиона лей. Штраф наложен на предприятие «СУ КАНАЛ», управляющее канализационной сетью города. Другие предприятия региона подвергаются меньшим штрафам».
В конце 2019 года власти Комрата пришли к выводу, что ситуация вышла из-под контроля. В город на встречу с депутатами НСГ приехали депутаты парламента РМ, члены постоянной комиссии по окружающей среде и региональному развитию. Власти Гагаузии обратились к республиканским властям за помощью. В конце 2020 года национальный экологический фонд одобрил выделение 8,3 миллиона лей на реконструкцию основного канализационного коллектора. Комратские власти приступили к работе. По словам примара Сергея Анастасова, «началось строительство двух коллекторов: один - длиной 2,4 километра, второй – до стадиона, до 1 июня 2021 года планировали завершить работы».
Общие затраты на реконструкцию составили 15 миллионов лей, недостающие деньги выделили муниципальный совет и фонд регионального развития. Параллельно власти Комрата запланировали работы по очистки русла реки. «Однако проблема восстановления очистных сооружений остается нерешенной, тут местные власти бессильны», - отмечает Анатолий Залевский.
Сергей Анастасов считает, что на реконструкцию очистной станции нужно 30 миллионов лей. Таких денег нет – всего на строительство и ремонт в муниципальном бюджете планируют потратить лишь 5-10 миллионов лей. Эти деньги направляются на ремонт дорог, детских садов и школ.
Залевский сообщил, что «последние инвестиции были осуществлены в 2014 году - потратили 1,5 миллиона лей, всего 5 процентов от необходимой суммы. В конце 2020 года министерство сельского хозяйства и регионального развития подготовило концепцию проекта кредита для получения денег от международных организаций на работы по водоснабжению в нескольких населенных пунктах, включая реконструкцию очистных сооружений в Комрате. Неизвестно, утвержден ли проект.
Но не только Комрат загрязняет реку. И в Чадыр-Лунге, и в Тараклии также не работают очистные сооружения. Это крупные города, и все сбрасывается в реку Лунга, которая впадает в Ялпуг.
По словам Виталия Кюркчу, «проблема восстановления очистных сооружений в Комрате не решается более 20 лет из-за того, что нет внимания всех уровней власти. Если бы государство сконцентрировало финансы – задачу можно было бы решить за короткое время. В данном случае, человек стал заложником своих действий – их надо пересматривать», - говорит Виталий.
Фильм снят в декабре 2021 года. С тех пор ничего не изменилось.
Марина ТИМОТИНАНовости по теме
- Сегодня, 18:11
- Сегодня, 14:03
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 18:11
- Сегодня, 14:03
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00