Общество

Месть за блокировку в Инстаграме: как подростковая «драка» в соцсетях переросла в уголовщину

18.02.2021, 09:11
{Месть за блокировку в Инстаграме: как подростковая «драка» в соцсетях переросла в уголовщину} Молдавские Ведомости

На этой неделе в соцсетях огромный резонанс получило дело о жестоком избиении 5 февраля девушки-подростка в столичном секторе Чеканы ее ровесницей-лицеисткой. Видеоролик с подробностями избиения был размещен в соцсетях. До его удаления по причине его жестокости видео успели посмотреть тысячи людей. Он запечатлел избиение девушки со всеми унижающими ее факторами и со зрительницами, которые вместо того, чтобы остановить беспредел, только его поощряли. Дома избитой девушке стало плохо, ее забрали в больницу, медики установили у нее сотрясение мозга.

По факту избиения позже будет открыто три уголовных дела, полиция установит личности участниц конфликта. Это воспитанницы лицеев «Олимп», «Джинта Латинэ» и лицея имени Березовского. Им от 13 лет до 16 лет. Между тем, окажется, что это не первая сцена насилия на страницах девочек в соцсетях.

По словам пострадавшей, конфликт этот давний, побоище уже был прошлым летом, и его участницы так же хвастались в социальных сетях, но жертва смолчала. По версии нападавших, всё началось после того, как пострадавшая якобы нецензурно выразилась в адрес матери одной из девочек. Другая участница событий рассказала: «Они и меня почти избили, были с алкоголем в руках. Все началось из-за истории в Инстаграме. Бетти (пострадавшая) заблокировала одну из девочек. После этого они хотели Бетти избить. Я попыталась вмешаться и поговорить с ней. Они стали меня обзывать. Потом напали на Бетти».

Лучшее наказание – мыть туалеты

Факт был столь вопиющим, что привлек внимание генерального примара, который потребовал наказания виновницы вплоть до исключения ее из лицея. По мнению Иона Чебана, хулиганок следовало бы исключить и напарвить на общественные работы. Мэра поддержали кишиневцы.

Вот несколько комментариев.

«Считаю, что все участники должны быть наказаны. Поддерживаю идею работы в пользу общества в качестве наказания». Коммент получил 103 одобрительных «лайка».

«Побрить налысо - и пусть моют школьные коридоры». - «Пусть моют городские туалеты». - «Закрыть в колонии плюс штраф для родителей в размере не менее 100 тысяч лей, чтобы навсегда запомнили, что несут ответственность за детей»…

Немало и возмущения: «Г-н мэр, что мы будем делать после их изгнания из лицеев? У них будет еще меньше шансов получить поддержку и почувствовать себя частью сообщества!». «Дело ли примэрии принимать решение об исключении?».

За два дня пост генпримара прочитало около тысячи человек. Он не оставил равнодушными ни родителей («Не дай Бог такие "телки" станут нашими невестками!»), ни учителей («Эта агрессия часто переходит на нас, мы чувствуем себя безоружными»). Его прокомментировали специалисты-медики, психологи.

Не было в гостях у примара только самих подростков.  Но заявление зачинщицы конфликта о том, что  у нее нет угрызений совести и что в другой раз она поступила бы также, заставляет нас серьезно задуматься.

Возвращение 90-х?

Сама я эту историю пропустила через свое сердце.  Случилось это в 90-е. Мой сын, девятиклассник, заступился за ребят, у которых обнаглевший отпрыск внезапно разбогатевших родителей по прозвищу «Босс» безнаказанно отнимал деньги. И получил удар в челюсть. У подростка были сломаны четыре зуба, а директор постарался дело поскорее замять.

Трусливого директора я мысленно послала подальше и перевела сына в другую школу. К счастью, он сделал из случившегося правильные выводы. Казалось, жестокость ушла в историю, а преступность сошла на нет… Но мы ошиблись. Все тот же хаос. Комиссар полиции Лилиан Лука на оперативном совещании в мэрии заявил, что случай этот - из ряда вон выходящий, но он, похоже, живет в вакууме!

Согласно данным, которые опубликовал UNICEF, если в мире каждый третий ученик подвергается физическому или психологическому насилию, то в нашей стране более половины подростков подвергаются травле, избиению и издевательствам со стороны одноклассников или учеников старших классов. Каждый второй участвовал в драках.

Но почему такие исследования проводят у нас НПО? Чем занимается министерство воспитания, культуры и исследований, МВД, т.е. государственная власть?

Возмущение Чебана можно понять: у него самого двое детей, за судьбу которых он по-отцовски переживает, как переживает и за других детей. Но таких переживаний незаметно у чиновников министерства. Для чего вся эта канцелярская работа, если в ней нет главного – души?

Поколение Tik Tok

Дистанционное управление образованием усугубило ситуацию. Родители жалуются, что дети сутками сидят на сайте Tik Tok, где видят сцены насилия. Телеканал Прайм рассказал о молдавском варианте «Дома-2»: в селе на севере страны некий господин купил три дома, собрал бомжей и установил видеокамеры, которые транслируют происходящее между несколькими нетрезвыми мужчинами и одной женщиной…

О вреде соцсетей для школьников на странице генпримара говорит отец: «Дети склонны к ложным ценностям. Они видели такое поведение в соцсетях, и им кажется, что это «крута-а-а», и почему бы им тоже не попытаться кого-то унизить? Я совсем не аплодирую их поведению. Для психолога тут много работы. Это ни в коем случае нельзя терпеть, потому что они сделают это снова. Мой собственный сын подвергся жестокому обращению со стороны бывшего тренера...».

Еще хуже, когда родители в воспитании детей совсем не участвуют, находясь за границей, и уповают лишь на школу. После инцидента на Чеканах полиция рекомендовала всем столичным учителям провести профилактические беседы с учениками. Опять задание учителям?

Воспитывать любовью

Досталось и журналистам, которых психолог Зинаида Попа обвинила в дилетантизме и любви к сенсациям.

«Они подростки! – пишет психолог. - Это означает борьбу со своим телом, инстинктами, мыслями. Это период, когда у родителей больше нет власти. И если ребенок вырос в безусловной любви, уверенности в себе, если его все время поддерживали, тогда ему легче справиться с проблемами взросления. Давайте будем внимательнее к своим детям».

Зинаида Попа делится опытом: «Что делаю я, когда моя дочь проявляет агрессию, грубит? Моя дочь не ангел. Очень редко, но с ней это случается. В такой момент я позволяю ей озвучить все, что у нее накопилось. Я даю ей столько времени, сколько ей нужно, и когда я чувствую, что она остыла, подхожу к ней и говорю, что люблю ее… Главное, что она знает, что я все равно люблю ее! И вот результат: дочь плачет навзрыд - плачет от того, что ее любят, и как тут не раскаяться? В Библии сказано: мы осуждаем грех, а не человека, душа которого отличается от того, как она выглядит снаружи. Чтобы понять другого человека, побудьте в его шкуре!».

Строим все вместе, а не разрушаем

«Насилие в школах можно контролировать только тогда, когда взрослые берут управление ситуацией на себя, - пишет психолог Оксана Гуменная. - Нельзя позволять властвовать подросткам или детям, у которых есть проблемы. Взрослые не должны бояться ответственности, не должны бояться обсуждать проблемы с ребятами. Нужно работать со всем классом, системно строить норму поведения, и всегда объяснять: «у нас это запрещено», «это неприемлемо», «это неправильно».

Психолог пишет о диспропорциях – родители очень заняты, учителя, которые не справляются ни физически, ни эмоционально с программой и  бюрократией в образовании, они не в состоянии контролировать все эмоциональные процессы в классе. Взрослые перекладывают ответственность друг на друга, в то время как дети проходят через возрастные ломки. И если нет четких правил, то в этой враждебной среде выживет тот, кто сильнее, веря в то, что он прав.

«Нет одного единственно виновного в том, что происходит, все виноваты, поскольку мы позволяем этому происходить в нашем классе», - утверждает психолог. А это значит - и ответственность надо делить поровну на всех.

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    жестокие волчата,
    младоевропейцы.

    Наркота,
    секс,
    быстрое обогащение,
    отсутствие моральных принципов

    Какие там книжки,
    помощь ближнему.

    Это не советские тимуровцы,
    не наивные пионеры и дрверчивые октябрята,
    не дружные комсомольцы.

    Это даже не бойскауты

    Это малолетние подонки и негодяи,
    из которых вырастет что-то ужасное