Политика

Местные выборы-2015: кого и зачем будем выбирать?

12.06.2015, 06:00
{Местные выборы-2015: кого и зачем будем выбирать?} Молдавские Ведомости

Кандидаты в мэры столицы забыли внести в свои программы меры борьбы с неэффективным управлением городом

14 июня мы будем выбирать новую местную власть - 898 примаров и 11680 советников. Центральная избирательная комиссия подготовила более 7,8 миллиона избирательных бюллетеней, из которых 1,6 миллиона - на русском языке.

На выборах избиратели получат от двух до четырех бюллетеней (зависит от населенного пункта). Кишиневцы будут голосовать с двумя бюллетенями: по выборам генпримара и муниципального совета. В пригородах столицы люди получат четыре бюллетеня: по выборам генпримара, муниципального совета, примара населенного пункта и советников местного совета. В населенных пунктах первого уровня избиратели будут голосовать с тремя бюллетенями – по выборам примара, местного и районного советов.

«Mолдавские ведомости» решили помочь избирателям столицы разобраться в том, кого будут выбирать и какие будут полномочия у избранных. Что должен делать генпримар,как должна строиться работа будущего муниципального совета, как они будут взаимодействовать и что стоит изменить для продуктивной работы мэра и совета на примере столицы?

К сожалению, в последние годы местные советы попадают под власть организованных групп, которые просто разворовывают муниципальный бюджет, формирующийся из наших налогов. Именно за этим наблюдали жители столицы последние несколько лет. Об этом кричат и общественные организации, которые формируются на фоне растущих проблем: незаконного строительства, уничтожения зеленых зон, распродажи за гроши муниципального имущества. Столичные жители окрестили сообщения предвыборных штабов праздником неадеквата. Однообразные программы (дороги, социалка, борьба с коррупцией и сохранение зеленых насаждений), пустые обещания, критика, компрометирующие сведения – все подается халтурно и безграмотно. При этом ни один кандидат в мэры или в советники не говорит о главной проблеме – реформе самой системы управления публичной власти, которая безнадежно устарела.

 

Кого и зачем будем выбирать?

Согласно закону о местном публичном управлении, органов местной власти - два. Это местный совет (в Кишиневе - муниципальный) и примар, который будет осуществлять свои полномочия под контролем совета. 

Бюллетени уже утверждены. В них внесены все зарегистрированные кандидаты в примары и в МСК. В бюллетенях они расположены согласно срокам подачи документов и итогам жеребьевки. Так, на пост примара Кишинева претендуют 17 человек. На должности советников - 38 политических формирований и независимых кандидатов. Напротив каждой фамилии или партии в бюллетене будет указан ее символ.

В МСК будет избран 51 муниципальный советник. В большинстве своем они будут представлять партии – тут избиратель голосует не за личность, а за партию. Партия, которая наберет наибольшее количество голосов, будет, соответственно, представлена в МСК наибольшим количеством советников. Иначе говоря, процент голосов за ту или иную партию будет соответствовать проценту советников от нее. Впоследствии они образуют фракции в количестве не менее трех человек.

Местный совет созывается на свое первое заседание в 20-дневный срок со дня признания мандатов. Впоследствии на первых заседаниях советники формируют специализированные консультативные комиссии по различным видам деятельности. Сейчас таковых в Кишиневе пять: юридическая комиссия по общественному порядку и деятельности местного самоуправления; комиссия по бюджету, экономике, финансам, местному публичному наследию, сельскому хозяйству и проблемам пригорода; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, техническим услугам, транспорту, связи и экологии; комиссия по строительству, архитектуре и земельным отношениям; комиссия по социальной защите, здравоохранению, образованию, культуре, СМИ и межнациональным отношениям.

 

Кому помешал спикер?

Вопрос координации работы муниципального совета остается открытым. До 2011 года существовала отдельная должность председателя МСК. В июле 2011 года парламент принял решение о ее упразднении. По мнению автора законопроекта либерала Михая Гимпу, функция спикера МСК не имела специальных полномочий и ею пользовались исключительно в политических целях, дабы блокировать деятельность генпримара, а ее упразднение деполитизировало деятельность совета. Однако эксперты тогда напрямую говорили о том, что ЛП разработала проект этого закона в рекордно короткие сроки, после того, как большинство мест в МСК в результате местных выборов 2011 года было распределено между советниками от Партии коммунистов. Соответственно и пост достался бы им.

Однако «вовремя» принятые изменения в закон о местном публичном управлении упразднили эту должность с передачей отдельных полномочий МСК генпримару. В частности, тех, что касаются назначения руководителей подразделений примэрии, созыва совета и формирования повестки дня, принятия некоторых решений. По мнению комунистов, это нарушило принцип разделения властей. «Новый порядок привел к безнаказанной узурпации власти и породил массу проблем», - считает советник от фракции ПКРМ прошлого созыва Виктор Гурэу.

Сказать, в частности, какие именно вопросы сейчас находятся в компетенции МСК, очень сложно. Теоретически совет должен принимать стратегические документы, нормативные регламенты, а примэрия - исполнять. Однако в последние годы на заседаниях МСК ведутся «политические дебаты» далеко не по стратегическим решениям.

Например, говорят о том, как частное лицо может получить в собственность землю, где находится тротуар, или узаконить право собственности на участок земли под домом и т.д. При этом генпримар, ни с кем не советуясь, принимает решения о расширении улиц, придании им статуса пешеходных, меняет маршруты общественного транспорта, перенаправляет средства муниципального бюджета и берет многомилионные кредиты. Делает все то, что выходит за рамки его компетенции. Советники утверждают, что в управлении муниципием последние годы процветают подмена понятий и полномочий в деятельности примэрии и муниципального совета, от которых зависит развитие города. В результате мы получаем решения политического характера, которые не всегда идут на пользу нам.

 Кроме того, за эти годы МСК лишился еще одной важной функции – контроля над ценами на коммунальные услуги. Рост тарифов долгое время сдерживался советниками, в том числе и по политическим мотивам, дабы не терять электорат. Однако власти АЕИ передали эти функции в ведение национального агентства по регулированию в энергетике. И если раньше в МСК хоть иногда поднимали вопрос о соотношении  качества услуг, их объема и стоимости и следили за тем, чтобы граждане не платили лишнего за непотребленные слуги, то сейчас этот вопрос - не в компетенции совета.

 

Киртоакэ не прислушался к мнению иностранных экспертов

Эксперты утверждают, что сейчас главная задача любого, кто придет к власти (это и генпримар, и муниципальные советники), – создать новые качественные условия управления муниципием. Иначе хаос будет разрастаться. Эксперты, с которыми пообщались «Молдавские ведомости», утверждают, что муниципальная сфера нуждается в большем правовом урегулировании, а генпримар и МСК должны прийти к консенсусу. Поэтому в этой области нужно пересмотреть и уточнить правила игры. К сожалению, кандидаты в генпримары не говорят об этом в своих предвыборных программах. Между тем практически все вопросы сегодня решаются не по закону. Можно все утрясти в частном порядке – получить разрешение на строительство в запрещенной зоне, сместить «красную линию», купить участок в зеленой зоне за гроши и т.д..

Стоит отметить, что о реформе системы управления муниципием начали говорить еще в конце 90-х. Все генпримары только и делали, что меняли организационную структуру мэрии. Когда к власти пришел либерал Дорин Киртоакэ - иностранные партнеры решили помочь ему провести реформы и доказать правильность сделанного кишиневцами выбора. На средства доноров был разработан план реорганизации системы управления муниципием. Однако генпримар за два срока на посту даже не попытался его внедрить. Кроме того, не прислушался к рекомендациям совета по улучшению управления городом. В частности, фракция либерал-демократов четыре года подряд на заседаниях МСК указывала на то, что за развитие информационных технологий в столице отвечает завхоз, что собственностью и земельными участками управляют творческие личности без экономического образования и что в самой структуре примэрии нет управления, ответственного за привлечение инвестиций, что не менее абсурдно.

Эксперты утверждают, что реформа муниципального управления не продвинется без изменения законодательства. По мнению исполнительного директора Конгресса местных властей (CALM) Виорела Фурдуя одна из проблем в том, что в законодательстве нет четкого разграничения полномочий примэрии и муниципального совета: «В Молдове действуют два закона: о статусе муниципия Кишинев и о местном публичном управлении, которые по некоторым статьям противоречат друг другу, что и вызывает хаос в деятельности муниципальной власти. Например, согласно одному закону, руководителей главных подразделений примэрии назначает примар, согласно другому - МСК. Дирекции примэрии - если судить по их печатям - это управления МСК. В связи с этим возникают пробелы, которыми пользуется среднее звено, не подчиняясь ни примэрии, ни совету».

По словам г-на Фурдуя, сейчас необходимо говорить о реорганизации всей публичной власти, т.е. о децентрализации власти: «Несколько месяцев назад парламент принял решение о создании спецкомиссии, которая займется разработкой нового закона о статусе муниципия Кишинев. Именно этот закон должен четко разграничить обязанности муниципального совета и мэра. Однако созданная комиссия не вызывает доверия, ее состав вызывает вопросы, цель неясна. Возникают подозрения, что она будет действовать в интересах определенных групп. И это - большая проблема. Вопрос необходимо обсуждать с гражданским обществом. Однако нас совершенно не привлекают. Я уверен, что без грамотной правовой базы и комплексной экспертизы изменения, которые могут предложить, могут еще больше навредить Кишиневу и кишиневцам».

 

Реформа, которая выгодна партиям

Для партий эти выборы могут стать настоящим вызовом, поскольку продемонстрируют реальное положение дел в территориях. Однако отметим, что главной причиной, заставившей депутатов оживиться, стали перспективы реформы местного самоуправления. В руках местных партийных лидеров могут быть сосредоточены крупные финансовые и имущественные ресурсы.

Окончательное содержание процесса децентрализации власти будет определять парламент. Видимо,  именно поэтому никто из кандидатов пока не говорит о реорганизации местного управления (не знают основных правил игры, которые им предложат депутаты). Но в ближайшее время мы станем свидетелями борьбы за положения нового закона о статусе муниципия Кишинев, а также за объем полномочий, которыми наделят советы. Чем больше фракции и группы смогут передать прав и полномочий на места, тем больше они сами получат в итоге. С точки зрения политического спонсорства это - долгосрочная инвестиция в их будущее влияние.

Ольга ШВЕЙКИНА

 

 

Публичное управление муниципием и административно-территориальными единицами, входящими в его состав, осуществляется в соответствии с законами об административно-территориальном устройстве РМ, о местном публичном управлении и о статусе муниципия Кишинев.

 

Согласно законам, местный совет – это представительная и правомочная власть населения, избранная в целях решения вопросов местного значения. В его функции входит избрание по предложению примара его заместителей и назначение руководителей подразделений, служб, муниципальных предприятий, подведомственных совету, а также секретаря совета на основе конкурса.

 

Местные советы утверждают структуру и штатное расписание примэрии, местный бюджет и резервный фонд, а также внебюджетные фонды; займы и отчет об исполнении бюджета; решают вопросы применения и изменения размера, порядка и сроков уплаты местных налогов и сборов. В компетенции советников утверждение градостроительных планов населенных пунктов и вопросы, связанные с работой муниципальных предприятий и коммерческих обществ или участием в уставном капитале коммерческих обществ. Совет является управленцем публичным имуществом города и должен принимать все стратегии развития населенного пункта и т.д..

 

Примар - представительная власть населения административно-территориальной единицы и исполнительная власть местного совета. В столице генеральный примар, в первую очередь, обеспечивает исполнение решений местного совета; констатирует нарушения действующего законодательства, совершенные физическими и юридическими лицами на управляемой территории, принимает меры по их устранению и при необходимости обращается в правоохранительные органы. В его компетенции - обеспечение общественного порядка; надзор за ярмарками, рынками, парками и местами развлечений. Мэр ответственен за предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта, услуг по уборке отходов, службы инженерных сетей и др.. Также он координирует и контролирует деятельность общественных служб, находящихся в подчинении местного совета; организует и контролирует выполнение мер по социальной защите и социальной помощи.

 

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    НАДЕМСЯ ,ЧТО ТОТ КТО ПРИЙДЁТ В МЭРЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТНИКИ,БУДЕТ РАБОТАТЬ НА ГОРОД И ГОРОЖАН.ИНАЧЕ ВЕРЫ У ЛЮДЕЙ УЖЕ НИБУДЕТ НИ ДЛЯ КОГО.