Экономика

Мировые цены катятся вниз, а в Молдове предрекают их рост

17.10.2014, 06:00
{Мировые цены катятся вниз, а в Молдове предрекают их рост} Молдавские Ведомости

Молдаван можно раздевать до бесконечности, считают импортеры

 

Падение мировых цен на нефтепродукты уже приобрело обвальный характер, а импортёры безальтернативно и всё наглее навязывают нам их дальнейший рост. При этом создаётся устойчивое убеждение в том, что, обзаведясь надёжной «крышей», они держат весь молдавский народ за какую-то безропотную и безликую массу, которую без зазрения совести можно раздевать до бесконечности.

 

Чтобы не быть голословными, рассмотрим динамику изменения цен на наиболее ходовую марку бензина - А-95.

Котировки биржевых цен для бензина А-95 на европейском нефтерынке (Средиземноморье – Fob Med) в течение апреля – октября текущего года (в долларах США и тыс. лей за 1 тонну)

 

Получается, что во второй половине июля котировка одной тонны 95-го бензина на европейском нефтерынке превышала 1050 долларов, по тогдашнему валютному курсу – 14700 лей/т. И торговали им молдавские заправки, можно в этом не сомневаться, себе не в убыток! А уже на последнюю дату 14 октября эту марку бензина можно было купить всего-то за 793 доллара за тонну, что в пересчёте на национальную валюту составило лишь 11688 лей/т. А это всё-таки на 20 процентов дешевле!

 

Вообще-то розничные цены на бензин и дизельное топливо в Молдове как бы регулируются государством. В пункте 4.7 «Методологии расчета и применения цен на нефтепродукты», утвержденной постановлением НАРЭ №63 от 30 мая 2002 года, прописано: «…что для предприятий, занимающихся импортом, оптовой и розничной реализацией основных нефтепродуктов и сжиженным газом, годовой уровень рентабельности (прибыли) не может превысить 10% от годовых затрат и расходов, связанных с этой деятельностью».

 

Однако вместо ожидаемого снижения прейскурантов уже во второй половине сентября, перешагнув через предельную 10-процентную рентабельность, розничные цены вопреки всякой логике были увеличены на 20 и более банов за литр.

 

Но как вообще можно вписаться в 10-процентную рентабельность, если стоимость импортируемого товара уменьшается на 20 процентов, а конечная цена для потребителя при этом растёт? Шарада не для среднего ума!

 

Но это ещё не все. Вот заявление директора компании «LUKOIL-Moldova» Фейруза Исаева от 10 октября: «Цены на нефтепродукты в Молдове могут вырасти из-за остановки в Румынии нефтеперерабатывающего завода «Petrotel-LUKOIL»… В настоящее время наших запасов в Молдове хватит примерно на 5-6 дней».

 

Вот и прекрасно! Обычно, когда мировые цены идут вниз, наши импортёры сокрушённо заявляют, что у них на нефтебазах в остатке ещё много топлива, и до его полного расходования молдавские прейскуранты будут оставаться прежними. Совсем другое дело, когда они идут вверх или лей падает, тогда у них в остатке почему-то всегда бензин и дизельное топливо на нуле, и они незамедлительно поднимают свои цены.

 

Поэтому, если «LUKOIL-Moldova» и повысит цены, то кто же станет у них заправляться? У других-то компаний нет подобных проблем. Но таким спичем «LUKOIL-Moldova» сам себя загнал в угол. С 15-16 октября все заправки этой компании должны были бы либо закрыться, либо мы должны были увидеть обновлённые прейскуранты, как минимум на 10 процентов ниже. Мировые цены ведь упали! А за «LUKOIL» сбросили бы цены и другие нефтетрейдеры.

 

Но не расслабляйтесь, так как вся эта логика из области «если бы да кабы».

 

В Молдове, не в пример Румынии, Украине и другим государствам, уже не первое десятилетие цены на нефтепродукты всеми продавцами устанавливаются по стране синхронно и одинаковы по всей номенклатуре. При этом их уровень за минусом акцизов постоянно превышает цены наших соседей на 5-10 процентов. А каждый такой дополнительно накрученный процент оборачивается для потребителей переплатой примерно в 10 миллионов  долларов в год. Но, по молдавским стандартам, это не есть нелояльная конкуренция и не есть картельный сговор.

 

Дело в том, что, по установленному в Молдове регламентированию процесса ценообразования, продавцы нефтепродуктов обязаны ставить в известность НАРЭ за три дня до изменения своих прейскурантов. И до 2010 года такие заявки, заполненные, можно сказать, под копирку, все они организованно представляли фактически в один день. Но в 2010 году национальное агентство по защите конкуренции (ныне совет по конкуренции) вдруг проснулось и как-то решилось за подобную практику пересмотра действующих цен штрафануть ряд компаний - и всего-то на 2 миллиона лей. Как-никак, любой здравомыслящий человек понимает, что молдавские импортёры закупают нефтепродукты у разных продавцов, в различных странах, при этом у каждого из них свои издержки на ведение бизнеса, складские запасы минимум 5 тысяч тонн… Ну не могли же у всех в один день закончиться бензин и солярка? И потом, как без предварительной договоренности у всех нарисовались одинаковые цифры в заявках?  

 

Однако Высшая судебная палата в своём вердикте от 7 декабря 2011 года констатировала, что поданные в декабре 2010 года заявки - заурядное совпадение. А поэтому штраф в сумме 2 миллиона лей здесь неуместен, как неуместна и синтагма «картельный сговор».

 

Разумеется, порядки на рынке нефтепродуктов не остаются без комментариев, эпизодически в медийное пространство вбрасывается информация.  Так, крупные аграрии много лет подряд добиваются права закупать для собственных нужд нефтепродукты у зарубежных поставщиков. Но кто же им позволит уменьшить доходы коррупционной пирамиды? 

 

Последнее прозрение премьер-министра Юрие Лянкэ о падении мировых цен и росте молдавских, как и заявление руководства НАРЭ о том, что сентябрьское повышение цен было необоснованным, скорее всего, закончится очередной имитацией кипучей деятельности. В частности, лицензии уже лишили компанию Dominic, которая бензином и дизельным топливом вообще не торгует, а лишь сжиженным и сжатым газом, и несколько пожурили LUKOIL…  

 

Правда, под этот информационный шум на свет в очередной раз из недр НАРЭ всплыла уже покрытая многолетней пылью принципиально иная методология установления цен на нефтепродукты. (Отрадно сознавать, что в Молдове ещё не перевелись грамотные специалисты).

 

Почему в очередной раз?

 

Да потому, что ещё в 2011 году, исходя из опыта малых стран, где порядки были как у нас, было предложено внедрить достаточно простой, но эффективный механизм формирования цен и тем самым покончить с централизованно организованным грабежом народа и бизнеса.

 

По этой методологии максимальные розничные цены на основные нефтепродукты рассчитываются отдельно для каждого типа продукта и партии импортируемых товаров по формуле:

PC = (PL* CV) / K + MC + AC + TVA,

где:

PC — максимальная цена розничной торговли основными нефтепродуктами;

PL — среднее значение котировок Platt's FOB MED (Италия) за 10 дней до дня осуществления импорта в долларах за тонну;

CV — официальный средний курс лея к доллару США, установленный НБМ в течение 10 дней до импорта;

K — плотность типа данного нефтепродукта в литрах на тонну;

MC — коммерческая разница между доходом от продажи товара и его стоимостью, включая расходы на транспорт и страхование до территории Молдовы, расходы на обработку и хранение, другие расходы по розничной продаже. Размер этой разницы было предложено устанавливать каждые полгода НАРЭ. При этом, максимальное значение разницы определено в $0,19 за литр бензина и $0,17 — за литр дизтоплива;

AC — применяемая доля акцизов в соответствии с Налоговым кодексом РМ;

TVA — доля НДС в соответствии с Налоговым кодексом РМ.

 

И всё! Чего же проще?

 

Аналогичное предлагается НАРЭ и сегодня. Проект уже бродит по инстанциям. Но кто же с ним согласится?

 

И где в данном случае будут кормиться оказавшиеся не у дел высокопоставленные крышеватели? И кто теперь даст денег на избирательную компанию?

 

Да и всё тот же Фейруз Исаев уже во всю негодует: «… компания «LUKOIL-Moldova» уже устала объяснять, как в школе, что цена на топливо на внутреннем рынке образуется, исходя из трех основных причин: мировых котировок, курса национальной валюты к доллару США, а также наличия нефтепродуктов на ближайших НПЗ, то есть излишков или дефицита… Нам же пытаются навязать то, что искажает рынок как таковой. В рыночной экономике цену должен формировать рынок, она не должна кем-то регулироваться. Ныне действующая методология в общем-то отражает реалии рынка; если же будет принята новая в ее нынешнем варианте, то как оптовые продажи станут убыточными и неинтересным с точки зрения бизнеса всем участникам рынка».

 

Эмоции LUKOIL-Moldova понятны: утрата возможностей для «случайных совпадений цен» обернётся компании в потерю сумм от реализации в 20-30 миллионов долларов в год. А вот от того, будем ли мы оставаться всё такими же инфантильными по отношению к таким порядкам, зависит не только личное благосостояние каждого, но и экономическая целесообразность построения бизнеса в Молдове как такового, то есть будущность нашего государства в целом.  

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии