Экономика

Мировые цены на продовольствие упали почти на 19 процентов - но в Молдове они стремительно растут

24.02.2016, 11:29
{Мировые цены на продовольствие упали почти на 19 процентов - но в Молдове они стремительно растут  } Молдавские Ведомости

ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - подвела итоги 2015 года, раскрывающие динамику уровня цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия. И они на фоне их значительного роста в нашей Молдове простообескураживают. В целом, среднегодовое значение индекса продовольственных цен, анализируемых ФАО, снизилось почти на 19 процентов. В том числе по группе зерновых культур - на 15,4 процента, на растительное масло – на 19, на молочную продукцию – на 28,5, на мясо – на 15,1 и на сахар – на 21 процент. 

Есть логичное объяснение этим процессам. Мировое экспертное сообщество в основном полагает, что падающий тренд биржевых котировок, как и отдельных цен, на эти виды товаров в значительной мере связан со снизившимся спросом иростом запасов. Разумеется, свою не малую лепту в эти тенденции также внесли, как укрепление курса доллара, так и обвальное падение котировок на нефть и продукты её переработки. В части снижениярегиональных европейских цен основной упор делается на последствия взаимных санкций ЕС, Турции и России.

Но это на мировых рынках. А в Молдове, когда мы отправляемся за покупками, приходится каждый раз расстраиваться, видя подросшие цифры на ценниках. В итоге, как информирует официальная статистика, в январе 2016 года на потребительском рынке цены к январю предыдущего выросли на 14,6 процента. В том числе на хлеб на 9,8, овощи – 50,3, фрукты – 37, растительное масло – 22,2, сахар – 21, молоко и молочную продукцию – 7,3 и лишь на мясо и продукты из него – на 1,5 процента.

И это притом, что в течение 2015 года в Молдову импортировано подешевевшего продовольствия на 430,8 миллиона долларов. В том числе продукции из зерна на 36,7 миллиона, мяса и изделий из него на 28,5 миллиона, молочной продукции и яиц на 34,6 миллиона, овощей и фруктов на 117,1 миллиона долларов.  

Тем не менее, вместо кардинального снижения розничных цен мы наблюдаем их всё ускоряющийся рост. А главная причина общеизвестна: обвал курса национальной валюты, спровоцированный, прежде всего, хищениями из банковского сектора в конце 2014 года, остающимися по-прежнему безнаказанными.

В целом схема откровенного грабежа была предельно примитивна и нагла. Для начала нацбанк, якобы для спасения «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank»,в авральном порядке под образовавшийся «дефицит ликвидности» перечислил им 14,8 миллиарда лей, а они, в свою очередь, выгребли всё, что у самих было в загашниках, и сформировали в «Banca Socială» пул в 17,8 миллиарда лей. А уже из этого банка эти миллиарды после их конвертации в иностранную валюту отправились гулять по оффшорам.

С тех пор прошло более года. Периодически мы узнаём всё больше и больше подробностей этого запредельного криминала. Однако реальных правовых последствий, как не было, так и нет.

Да, с тем, чтобы создать видимость якобы проводимого расследования, периодически вбрасывается информация о привлечении к ответственности отдельных лиц. Но в итоге оказывается, что это эпизоды совсем других хищений, которые никоим боком не связаны с «кражей века». Что, в конце концов, наконец-то дошло и до наших западных кураторов по развитию.

Вот одно из таких прозрений, озвученных главой Делегации ЕС в Молдове Пирккой Тапиола: «Мы уже знаем, что это было именно мошенничество. И мы должны хорошо себе представлять, что сейчас происходит в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank. Все люди, виновные в мошенничестве, — я повторяю, все люди должны быть привлечены к ответственности. Не один и не двое, а все».

Почему же Тапиолой упор делается на слово «все»?

Да потому, что у нас пытаются эту афёру замкнуть на Илане Шоре, как на председателе совета «Banca de Economii», который, дескать, пошёл на сотрудничество со следствием и представил доказательства передачи Филату взяток на общую сумму, эквивалентную 250 миллионам долларов. А поэтому с него, как говорится, теперь и взятки гладки.

Но ведь деньги в оффшоры выводились не из «Banca de Economii», а из «Banca Socială». А там в председателях совета совсем другое лицо, но о нём в обнародованных следственных действиях даже само упоминание отсутствует, как и о длинном списке должностных лиц, начиная от кредитных инспекторов и юристов и заканчивая председателем правления банка и его главным бухгалтером, которые грубо и осознанно многократно преступили правовые нормы. Не вспоминают у нас и о сотрудниках нацбанка, которые не воспрепятствовали миллиардным переводам средств через автоматизированную систему межбанковских платежей, то есть непосредственно через их руки. А ведь обязаны были бы отреагировать!

До сих пор не сидят на нарах и другие фигуранты, включая и руководство пяти кишинёвских фирм, получивших по фактически подложным залоговым документам 25-26 ноября 2014 года кредитов на общую сумму, эквивалентную 13,3 миллиарда лей, которые в одночасье были конвертированы и тут же выведены из страны. А ведь по действующим в республике нормам они ни при каких обстоятельствах не могли получить из «Banca Socială» на каждого более 70 миллионов лей!

Уже пошёл второй год, как глава следственного управления национального центра по борьбе с коррупцией Богдан Зумбряну заявил: «Картина того, как были выведены деньги из «BЕМ» в «Banca socială» и затем за пределы Молдовы, ясна, известны имена людей, подписавших контракты, есть сами контракты. Теперь дело за малым – доказать умысел этих людей присвоить эти деньги или передать – не безвозмездно, конечно, - третьему лицу».

Однако воз и ныне там.

И это понятно: кто же посадит своих порученцев? Ведь так недолго добраться и до главных кукловодов, организовавших это беспрецедентное по своим масштабам хищение, если сопоставить его с потенциалом самого нищего государства Европы.

А значит, в нашей стране и дальше цены будут расти, тогда как в мире они снижаются, и сводить концы с концами большинству будет всё сложнее. Вот уже и индекс реальной заработной платы пополз вниз, только в декабре к декабрю 2014 года он скукожился до 94,5 процента…  

Михаил ПОЙСИК,

доктор экономики

Национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии