Здоровье

Молдаване учат россиян лечить цирроз печени

08.05.2014, 06:00
{Молдаване учат россиян лечить цирроз печени} Молдавские Ведомости

Разработки молдавского хирурга Георгия Ангелича внедряются в России

 

Георгий Ангелич: «Цирроз печени фатален, но не смертелен!»

 

Молдавское правительство присудило премию в 10 тысяч лей лучшему изобретателю 2013 года, директору 2-ой клиники хирургии имени К. Цыбырнэ, доктору хабилитат, профессору Георгию Ангеличу за разработку новых методов лечения цирроза печени. Мы задали премианту несколько вопросов.

 

Летальности – бой!

Георгий Александрович, известно, что печень обезвреживает всякие яды, аллергены, токсины и верно служит человеку в качестве депо, хранящего запас крови, который при кровопотере выбрасывается для спасения организма. В чем суть вашего метода спасения самого «спасателя», то есть печени?

 

 – Это не один метод, а комплекс их. Цикл изобретений, внедрённых в клиническую практику в течение последнего десятилетия, направлен на устранение потенциально летальных осложнений цирроза печени – кровотечений из варикозно-расширенных вен пищевода и рефрактерного асцита (водянки). Премия – за ряд последних разработок.  

 

Декомпенсированный цирроз печени с рефрактерным асцитом считается последней, необратимой стадией цирроза и, как правило, заканчивается фатально в течение нескольких месяцев. Таковы мрачные данные мировой статистики. Другая удручающая статистика состоит в том, что в течение первого года после первого кровотечения из вен пищевода в живых остаётся только один из десяти больных циррозом печени, так как эти кровотечения повторяются и с каждым разом болезнь стремительно прогрессирует.

 

Особенно горько, что погибают больные трудоспособного возраста, 30-50-летние. Это не только человеческие трагедии, но и экономические потери для государства. Разработанные методы лечения позволяют значительно снизить летальность и улучшить качество жизни наших пациентов. Считаю, что присуждение премии в какой-то мере обратило внимание общества на этот тяжелейший, но не безнадёжный контингент больных.

 

Могу сказать, что в их лечении у нас есть мировые приоритеты. К примеру, метод остановки варикозных кровотечений, разработанный в нашей клинике, уникален. Его суть в эндоскопической пломбировке кровоточащих вен биологическим клеем из компонентов свёртывающей системы крови человека. Это чрезвычайно эффективно.

 

На счету нашей клиники - почти 2000 подобных вмешательств. Процедура делается через эндоскоп, из которого выходит специальный инжектор, он вкалывается в просвет кровоточащей вены, куда и вводится смесь компонентов. Она образует гель, заполняющий сосуд в виде пломбы, и кровотечение останавливается.  

 

Другой метод – хирургическая коррекция асцитического синдрома у больных с декомпенсированным циррозом печени. Асцит, то есть накопление жидкости в брюшной полости (по-народному водянка) при циррозе происходит в большой степени из-за недостаточности крово– и лимфообращения. Отток жидкости из брюшной полости идёт по лимфатическим сосудам. Главный из них – грудной проток, и циркуляция лимфы по нему блокируется. Разработанная нами операция позволяет его разблокировать и восстановить лимфоток, тем самым уменьшить и устранить асцит.

 

Операция, кстати производится в области шеи, где грудной проток наиболее доступен. Этот момент трудно осознаётся некоторыми пациентами. Помню, одна больная, простая сельская женщина с водянкой, поначалу очень удивилась и забеспокоилась: «Доктор сказал, что надо шею порезать!». Но результатом осталась довольна.

 

Широкое внедрение в наших разработок позволило существенно снизить летальность и улучшить самочувствие больных. На базе больницы «Святой Троицы» смертность по кровотечениям при циррозе за последние годы уменьшилась в несколько раз.

 

Рад, что обратили внимание на нашу работу именно с этими несчастными больными. Они настолько тяжёлые, что у многих коллег просто руки опускаются. Считается, что они не подлежат хирургической коррекции, кроме как трансплантации печени. А её, к сожалению, не всем можно сделать. Дорого, не хватает донорских органов. Разработанные нами методы позволяют высвободить резервы тяжело поражённой печени и дают шанс на выживание в течение долгого времени до решения вопроса о пересадке печени.

 

 Дорогу молдавской фармакопее!

 

Насколько этот метод дорогостоящ и доступен ли для лечения небогатых граждан?

 

– Он вполне сравним с другими методами, которые по своей эффективности ниже (например, метод легирования вен, когда вены пережимают специальными колечками). Наш метод был бы значительно дешевле, если бы один из препаратов, которые мы используем, – фибриноген – производился в Молдове.

 

Мы используем не синтетический клей, а натуральные факторы свёртывающей системы крови. Наш препарат полностью повторяет структуру «родного» кровяного сгустка, только в большей концентрации. Он намного крепче, вена пломбируется раз и навсегда, за несколько дней полностью «усыхает». К сожалению, производство фибриногена у нас прекратилось лет 10 тому назад из-за плохого обеззараживания от вирусов. А современная технология слишком дорога. Его не производят в России, Украине, препарат поступает к нам из Германии через Румынию. 

 

Чтобы не вгонять себя в затраты, важно своевременно выявлять расширение вен ещё до начала кровотечения. Для этого необходимо регулярное эндоскопическое обследование больных с хроническим гепатитом и циррозом печени. Цирроз – это финальная стадия заболеваний печени. В результате долгого воспаления разрушаются клетки, образуются рубцы, которые сливаются. Печень отвердевает, как камень, нарушается кровообращение. Появление расширенных вен в пищеводе или желудке – уже красная линия перед смертельной угрозой. Каждое кровотечение – страшный удар по печени. Больной может впасть в кому и погибнуть от печёночной недостаточности. Поэтому чем раньше выявлена патология, тем лучше результат и меньше угроза жизни.

 

Золотая медаль и красный диплом

 

В вашем роду были врачи?

 

– У меня оба родители – педагоги. Я золотой медалист столичной школы №1 (ныне лицей имени Асаки). Закончил медуниверситет с красным дипломом и вот уже 34 года работаю на кафедре хирургии №2 на базе больницы «Святой Троицы», руковожу научно-исследовательской лабораторией хирургии печени.

 

Мы не теоретики, а учёные-клиницисты, наши разработки и изобретения – плод упорной работы и наблюдений над больными. У нас солидное количество публикаций в научных журналах за границей. Я член Всемирного общества хирургов с 1996 года. Доклады о новых методах лечения осложнений цирроза мы делали на крупных международных форумах, и том числе мировых конгрессах хирургии в Мексике и Австрии. В прошлом году меня пригласили в Москву на съезд хирургов России, где я прочел доклад и был модератором одного из заседаний. Там к нашему методу был проявлен большой интерес, и мы его на второй же день внедрили в клинике срочной хирургии одной из больниц Москвы.

 

 Родной дядя «подтолкнул»

 

Почему у вас произошла привязка у вас именно у циррозу? Кто-то из родичей им страдал?

 

– Да, история такая есть. У меня был родной дядя Валентин, брат мамы, – интеллигентный, приличный, непьющий человек, педагог, директор техникума. И вдруг он заболел. Как раз только открылась эта больница, где я студентом проходил курс терапии. Пришёл навестить дядю - и не узнал. Из высокого, статного, красивого мужчины он превратился в дистрофика с тонкой шеей, впалыми щеками, глубоко запавшими глазами и огромным из-за водянки животом.

 

Я подошёл к заведующей отделением – опытному врачу старой школы, и услышал: у дяди цирроз последней стадии, жить ему осталось 2-3 месяца. И вот тогда я увидел одну из первых фантастических операций, которые тогда только начинал делать мой учитель, профессор Константин Андреевич Цыбырнэ – на грудном лимфатическом протоке.

 

Это был упрощённый вариант: вставлялась трубочка, и токсичная лимфа вытекала наружу. Дядя потихонечку пошёл на поправку, встал на ноги и прожил ещё 10 лет. Обидно, что погиб он от кровотечения из расширенных вен пищевода, что меня тогда окончательно настроило на борьбу с этим злом. Итог – многолетние усилия по преодолению данной патологии увенчались результатами – безусловным плодом коллективного разума всей клиники, носящей ныне имя моего Учителя.

 

Я 30 лет проработал под его руководством. Он был высшим авторитетом! Как хирург мирового масштаба Александр Алексеевич Шалимов, директор института хирургии в Киеве, у которого я проходил специализацию. И как не сказать о Борисе Васильевиче Петровском, когда-то министре здравоохранения Союза, директоре Всесоюзного научного центра хирургии в Москве? Все они этой животрепещущей темой занимались.

 

Свою зубную щётку – никому!

 

А правда ли, что Молдова лидирует по количеству больных циррозом печени? Из-за перебора с алкоголем?

 

– Кроме поступающих в клинику в плановом порядке в смену к нам попадает по 1-3 человека в срочном порядке. Эта проблема очень серьёзная для нашей страны. Мы на первом месте в Европе, а по некоторым данным выходим на первые позиции в мире по распространённости гепатита. Где гепатит - там и цирроз.

 

Цирроз не смертелен, хотя укоренилось мнение, что это уже конец. Абсолютно не так! У нас есть огромное количество успешно прооперированных больных, выживаемость довольно высока. Но если больной гепатитом выпивает… Наших пациентов мы сразу же снимаем с алкогольной зависимости. Самое большое послабление – безалкогольное пиво, и то по праздникам.

 

Кто, по-вашему, главные враги печени?

 

– Вирусы гепатита. Если гепатит А излечим и не вызывает цирротических осложнений, то В, С, D часто переходят в хроническое течение, а затем приводят к циррозу. Многое зависит от санитарной культуры. Нужно знать путь заражения инфекцией: когда кровь больного попадает в кровь здорового. Тогда есть риск заболеть, здоровыми остаются только люди с большой сопротивляемостью. Есть доля вины и медицины: когда-то использовались многоразовые шприцы.

 

Подхватить гепатит можно в той же парикмахерской. Раньше всюду были спиртовые горелки для дезинфекции, расчёсками пользовались только металлическими, чтобы можно было их прокалить. А сейчас: давайте подбреем вам височки… Взяли опасную бритву и побрили больного. А потом здорового. Через общую зубную щётку тоже можно заразиться, при чистке зубов неизбежны микроповреждения дёсен. А через 2-6 месяцев – болезнь (таков инкубационный период). Поэтому желательно обследоваться периодически, как это делают сотрудники детсадов, школ, пищеблоков, медработники.

 

Лекарственных аферистов – карать!

 

Сейчас много говорят о заинтересованности фармакологических компаний в том, чтобы люди больше болели. Они выпускают массу препаратов, которые гробят печень. Что скажете об этом?

 

– К сожалению, компонент стяжательства и жадности есть. Нет хуже бизнеса на лекарствах. Есть медикаменты полезные, без которых никак нельзя. Но когда бизнес делается на нанесении вреда здоровью – за это надо карать. Мы стараемся как можно меньше лекарств назначать, потому что их должна переработать все та же больная печень. Поэтому любой лист назначения начинается со слов «режим», «диета» - и только потом следует терапия. К нам тоже приходят представители недобросовестных фармкомпаний: давайте, мол, выписывайте такие-то лекарства, а мы вам – процентик… Таких гоним прочь! Мы категорически против и разделяем всеобщее возмущение. Сами видите, какие мошенничества проделываются ради баснословной прибыли: то свиной грипп, то птичий. Но, как сказал поэт, есть «высший Суд, он недоступен звону злата».

 

Премию на что потратите?

 

– Её пока ещё не выдали. У меня любимая жена и две дочери, потрачу на семью. Намытарились они со мной: ночью срочный вызов – бегу на операцию или остановку кровотечения. Я даже переехал поближе к больнице! Очень хочется сделать что-то приятное родным, которые во всем меня поддерживают.

Олег ДАШЕВСКИЙ. Фото автора


Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Скажите пожалуйста, 3 года назад, врачи поставили диагноз цироз печени, токсическое этиологии, активная фаза прогресирущее течение гцн 1 пг 2.Теперь принимаю постоянно Гепатовит и 2 раза в год делаю капельницы, каторые выписывает Гастролог.Соответственно диета 5.Можно ли вылечить эту болезнь?

  • x

    мой племянник болен цирроз печени водянка врач сказал жене готовиться к худшему.можете нам помочь в лечении этой болезни.племяннику 44г.вырос сиротой с 10лет.очень его жаль.живем г.слободской кировской обл.помогите спасти племянника.пожалуйста.