Молдова как полигон для испытателей лекарств
Главный санитарный врач Украины Игорь Кузин недавно рассказал о том, как иностранные фармацевтические корпораций ведут испытания лекарств в этой стране. Проводятся ли такие эксперимент в Молдове и как их участников защищают закон и минздрав?
Украина далеко не чемпион по проводимым клиническим испытаниям на 100 тысяч населения - в лидерах страны Запада, указывает «Российская газета». Но есть качественное различие: здесь глобальные игроки фармацевтического рынка проводят испытания тех лекарств, которые не рискуют испытывать на своих согражданах. В чем несложно убедиться на специализированном сайте «Клинические испытания на Украине», где есть список испытываемых препаратов и где можно «записаться добровольцем». Из пяти десятков зарегистрированных только с апреля по июль испытаний значительная часть касается препаратов от различных форм рака, психиатрических отклонений и других потенциально смертельных, хронических или малоизученных болезней. Полная информация об испытаниях и заинтересованных сторонах в открытых источниках не отражается.
Если на Западе клинические испытания, во-первых, платные для испытателей, а во-вторых, чреваты миллионными исками в случае проявления не предсказанных заранее тяжелых побочных эффектов, а тем более смерти, то на Украине от всех этих неприятностей «большая фарма» избавлена. Испытания бесплатны, в объявлениях на сайте об этом прямо говорится, а об ответственности за неудачу можно забыть.
Сайт клинических испытаний прямо эти испытания рекламирует. Здесь есть статьи и исследования, проведенные при поддержке фонда «Возрождение» (головная структура Джорджа Сороса на Украине), где доказывается польза испытаний на себе. Основной аргумент: медицина дорога и некачественна, но есть шанс бесплатно послужить передовой западной науке и, если повезет, исцелиться. Сертифицируемые министерством клиники получают плату за труды, зарабатывают и чиновники.
Проводятся ли испытания западных лекарств в Молдове?
В 2016 году временный кабинет министров создал национальный комитет по экспертизе этических аспектов клинических испытаний. Ставилась цель узаконить проведение опытов. Министр здравоохранения Андрей Усатый первым заявил, что Молдова привлекательна для международных фармацевтических компаний в плане клинических испытаний, потому что унаследовала солидную систему здравоохранения с квалифицированными специалистами. В 2000 году испытаний было всего десять, в 2013-м - уже 82 в десяти медико-санитарных учреждениях. Добровольцами были больные гепатитом C, ревматоидным артритом, раком предстательной железы. Больницы получали плату за аренду помещений и, например, РКБ заработала таким образом в 2011-2012 годах 4,4 миллиона лей. Деньги, если верить Усатому, пошли на модернизацию. Другие учреждения заработанные 72 миллиона лей якобы потратили «на приобретение инновационных лекарств». Врачи тоже заработали, сколько – не оглашалось.
Когда 12 пациентов, страдающих гепатитом В и D, получили «революционный» препарат, разработанный канадскими учеными, в стране было более 83 тысяч пациентов с хроническим гепатитом. Многие были обречены. Бесплатные лекарства стали раздавать много позже.
О том, что минздрав проводил опыты на людях в костюженской психиатрической клинике без согласия пациентов, сообщили в 2012 году общественные активисты Игорь Калдаре и Федор Гелич. Минздрав их отчет о расследовании не опровергал. Речь шла о некоем профессоре Тель-Авивского медуниверситета, который при посредничестве фирмы с юрилическим адресом в бухарестской квартире испытал у нас три вида лекарств для пациентов с психическими отклонениями. Такие испытания в Европе обошлись бы ему в четыре с лишним миллиона евро, в Молдове все оказалось в 40 раз дешевле, почти 70 процентов расходов ушло на взятки.
Как утверждали общественные активисты, 220 пациентов костюженской клиники принимали лекарства бесплатно в течение пяти месяцев. За каждого клиника получала 250 долларов, медсестры напрямую от организаторов - по 70 долларов. Участников испытаний застраховали в «ASITO», но без указания фамилий и паспортных данных. По условиям страховки в случае смерти должны были выплатить 6 тысяч евро, в случае увечья – 2 тысячи, но кому? Разрешил эксперимент министр здравоохранения Владимир Хотиняну, возглавлял клинику его родственник. По договору за всех пациентов больница должна была получить более 55 тысяч долларов – но получила 468 долларов, потратив при этом из медфондов более миллиона лей на содержание пациентов.
Опыты проводились под руководством директора больницы Михаила Хотиняну, санкционировали их его брат, бывший министр здравоохранения Владимир Хотиняну, и тогдашний министр Андрей Усатый. Больных, принимавших препараты из рук аферистов, никто не обследовал. Гелич после этих и других разоблачений минздрава был арестован. В числе других материалов при обыске из его квартиры забрали предсмертные видеозаписи показаний родственника, который имел несчастье быть прооперированным профессором Хотиняну: знаменитый хирург даже не обследовал больного перед нелегальной операцией, за которую взял несколько тысяч долларов.
Есть страны, в которых публикуются реестры выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов. Попробуйте найти такую информацию у нас. В сентябре прошлого года было объявлено о начале клинических испытаний в РКБ американского препарата для лечения COVID-19 на семи пациентах. Исследование проводилось под руководством немецкой компании «Arensia», которая, как сообщалось, руководит испытаниями препаратов в Молдове. Обещали, если эксперимент пройдет успешно, выделить новые лекарства для реанимационных отделений молдавских больниц. И это странно: по завершении испытаний лекарство должно пройти долгий путь официального признания. Чем закончился опыт - неизвестно.На своем сайте «Arensia» представляется как частная исследовательская организация с немецкими акционерами со штаб-квартирой в Дюссельдорфе, специализирующаяся на исследовательских клинических испытаниях I-й и II-й фазы. Отметим, что на I-м этапе препарат принимают здоровые добровольцы, на II-м – больные. Это самые опасные ступени, на которых доказывают эффективность препарата. Далее проводятся обширные клинические испытания III-й и IV-й фаз с участием тысяч пациентов.
«Аrensia» сообщает, что сотрудничает с университетскими больницами в Бухаресте, Кишиневе, Тбилиси и Вильнюсе в центрах, которые оборудовала исключительно для клинических исследований «с комфортом для пациентов». Также компания обещает не поступаться этическими ценностями. При этом утверждает, что «работает на глобализированном рынке, который определяется спросом и предложением», и «фокусируется на создании добавленной стоимости для своих клиентов, что приводит к высокому качеству по справедливой рыночной стоимости». Как совмещаются этика и рыночное требование прибыли любым путем?
Проведение каждого клинического исследования в Молдове должны одобрить национальный этический комитет и агентство по лекарственным средствам при минздраве, после чего министр здравоохранения подписывает приказ с указанием учреждении и ответственного за эксперимент. Регулирует процесс протокол. Пациент подписывает «информированное согласие». Оплачиваются ли эти исследования? «Arensia» сообщает, что «большинство исследований, не имеющих подтвержденной терапевтической пользы, являются платными», а сумма рассчитывается в зависимости от времени, которое затратит пациент, и ожидаемых неудобств. Слово «большинство» наводит на мысли о том, что есть меньшинство, которое денег за свои риски не получает. Кто эти люди, сколько их и почему они соглашаются рисковать здоровьем и жизнью?
Олег ВОЛКОВНовости по теме
- 20.01, 10:22
- 18.01, 07:22
- 18.01, 06:23
- 18.01, 06:00
- 17.01, 11:40
- 15.01, 11:53
- 12.01, 08:01
- 11.01, 06:00
- 07.01, 06:45
- 06.01, 08:01
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 20.01, 10:22
- 18.01, 07:22
- 18.01, 06:23
- 18.01, 06:00
- 17.01, 11:40
- 15.01, 11:53
- 12.01, 08:01
- 11.01, 06:00
- 07.01, 06:45
- 06.01, 08:01
А на ком испытывать американские лекарства?
Не на обезьянах же.
Бабы ещё нарожают
На севере Молдавии есть село Крива. В том селе есть пещера "ЗОЛУШКА" так вот в 1993 - 1996 года - франция - англия - германия - завозили в эту пещеру радиоактивные отходы. Да и иногда из украины завозят из чернобыля. Охраняет эту пещеру немецкая банда KNAUF. фашистов нет...работают и загинаются молдаване... пусть эти твари заберут обратно радиацию к себе и заплатят 500 миллиардов евро МОЛДАВИИ за загрязнение радиацией ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ.
Это успех, а Усатый и Хотиняну спят крепко, совесть их не мучает? А отвечать за это кто будет? Настоящий фашизм