Общество

Можно ли подготовиться к апокалипсису

11.07.2014, 06:00
{Можно ли подготовиться к апокалипсису} Молдавские Ведомости

Изменяющийся климат способен убить многие деревья, но не тополя и ивы. А вот скальный и черешчатый дуб и особенно бук могут исчезнуть. На фото – дуб Штефана чел Маре в Шолдэнешть.

 

В Молдове вышла книга, которая могла бы лечь в основу долгосрочной стратегии экономической политики правительства. Авторы проанализировали отрицательные последствия изменения климата на экономику, и их выводы могли бы лечь в основу новых политических решений для построения стабильного общества в Молдове. Если бы, конечно, правительство умело читать и применять прочитанное…

 

Тридцатилетка потепления

 

Чтобы обеспечить населению и природе нашей страны жизнь на долгие десятилетия вперед, нужно думать об их уязвимости перед лицом климатических изменений. Данные, собранные в 1981-2010 годах, показывают: климат существенно изменился. Реально мы живем уже в другом климате, считают ученые, говорящие о «тридцатилетке отчетливого потепления». Начало 80-х – точка перелома, а 1983–2012 годы для Молдовы были самыми теплыми за последние 14 столетий!

 

Рост температур наиболее четко выражен в теплый сезон, особенно летом. Средняя температура росла на 0,9-1 градус в десятилетие. Рост средней температуры весной и осенью - 0,5-0,6 градусов, зимой - не более чем на 0,04 градуса. Итого средняя годовая температура возросла на 0,5-0,6 градусов. При этом, что очень тревожно, рост температур не сопровождается ростом количества осадков. Напротив, в центре и на юге в отдельные сезоны количество осадков имеет тенденцию к уменьшению. То есть на нас идет засуха.

 

Засуха как модель будущего климата

 

Жизнь может существенно измениться уже для тех, кто сегодня появляется на свет. Они будут жить в обстановке экстремальных погодных явлений: от привычных нам ливней, града, локальных засух до исключительных, к невиданные ранее, таких, как сильные буреломы, пыльные бури, лесные пожары и экстремумы солнечной инсоляции.

 

К середине века количество годовых осадков в бассейне Днестра сократится примерно на 5 процентов. Весной и летом их будет на 20-30 процентов меньше. В нижней части бассейна реки такие температуры, как сейчас, во второй половине ХХ века практически не наблюдались, в средней части - наблюдались крайне редко. При температуре минус 25 градусов и ниже вымерзают озимые (особенно в малоснежные зимы), многие сорта садов и виноградников). Такие температуры тяжело переносят сердечники, резко растет число пожаров и аварий. 20-градусные морозы опасны для плодовых деревьев, особенно персиков, абрикосов и винограда, узлов кущения озимых посевов, точек роста ягодных культур, почек косточковых растений. Ослабленное дерево с поврежденной древесиной может погибнуть в последующие зимы даже от незначительных морозов.

 

К середине века зимы будут укорачиваться, а число морозных дней - сокращаться. Снега будет меньше примерно на четверть, но при этом в среднем и нижнем течении Днестра будет больше сильных снегопадов. К концу века будет на треть теплее, чем в 1971-2000 годах! С одной стороны, это усилит агроклиматический потенциал Молдовы: можно будет выращивать позднеспелые, более урожайные культуры и теплолюбивые сорта. Однако наряду с ранней вегетацией нас ожидают поздние весенние заморозки: число таких дней может достигнуть 6-11. Вырастет и количество крайне опасных для здоровья жарких дней с температурами до 35 градусов. Удлинение периода вегетации растений, смена культур и сортов приведут к повышенной нагрузке на почву, дополнительным расходам на удобрения и орошение. Засухи будут сопровождаться сильными и ливневыми дождями. Наиболее засушливым будет конец лета.

 

Жара – это экономический спад

 

Только в 1990-2007 годах в стране было семь засух продолжительностью от нескольких декад до нескольких месяцев, бывали и засухи в несколько лет (например, в 1945–1947-м). В 1990, 1992, 2003 и 2007 годах засухи длились весь период вегетации растений – с апреля по сентябрь! Как повлияет потепление на леса, воды, почву, флору, фауну, человека и его хозяйственную деятельность?

 

Крайне суровая засуха 2007 года сопровождалась наибольшими потерями за предшествующие 20 лет, превысившими миллиард долларов. Пострадали 80 процентов сельхозугодий, был зарегистрирован самый низкий за 60 лет уровень производства в сельском хозяйстве. Знойным был и 2003 год, принесший потери в два миллиарда. В целом в 2003 и 2007 годах падение производства составило соответственно 15,6 и 23,2 процента.

 

Что же будет дальше? Авторы книги проанализировали глобальные тенденции в изменении экосистем и их функций. Прогноза по отдельным экосистемам бассейна Днестра пока нет, но то, что мы уже знаем, не утешает.

 

Воды все меньше

 

Днестр – это та труба, на которой мы все сидим и которую постоянно подпиливаем. Воды в нем за последнее столетие стало меньше. Во многом виной этому водохранилища, разорвавшие целостную экосистему реки, и прочие виды грубого хозяйственного вмешательства.

Деградируют все экосистемы реки, ее прибрежной и береговой части, снижается уровень грунтовых вод, заиливаются и зарастают малые водотоки, загрязняется вода. Сохранить водные ресурсы в условиях изменяющегося климата можно лишь при условии разумного управления ими, в том числе – в рамках трансграничного сотрудничества и международных программ.

 

Теряем почвы 

 

Считается, что почвы у нас «золотые». Однако интенсивное вмешательство человека привело к тому, что за более чем 130 последних лет среднее содержание гумуса в почвах Молдовы снизилось с 5,72 до 3,15-3,32 процента. Его запасы истощаются, быстро, приближаясь к критическим значениям.

 

В условиях засухи, деградации и загрязнения почв нас ожидает опустынивание. Крайне неприятна для почв и ситуация с подтоплениями. Подтопляются около 80 процентов населенных пунктов, но лишь 19,7 процента проводят защитные мероприятия. Между тем подтопление - катализатор оползней, просадок, набухания глинистых грунтов, что прибавляет балл к показателям снижения сейсмостойкости. Грунтовые воды загрязняются фекалиями и хозяйственно-бытовыми стоками, вода в подвалах способствует размножению кровососущих насекомых, сырость усугубляет течение многих заболеваний, например, туберкулеза и астмы.

 

Что мы сажаем, сажая леса

 

В Средние века леса покрывали более 40 процентов территории бассейна Днестра. Нынешний уровень лесистости. Кодр – около 24 процентов, самый редкий лесной покров - в Бельцкой степи и на южном левобережье Днестра: менее 6 процентов.

 

В 60-70-е годы создавались монопосадки из ясеня, тополя, дуба и ивы белой, что снизило биологическое разнообразие и привело к вспышкам повреждений насекомыми-вредителями. В 1992-1999 годах около 1400 га государственных лесов мы потеряли в результате незаконных вырубок. Лесные ресурсы, управляемые государством, сократились примерно на 1 процент, потеряны были еще 13 процентов лесов, которыми управляли или владели другие собственники. Выросли масштабы незаконного выпаса и перевыпаса скота в лесах, итог - переуплотнение почвы, потеря влаги, разрастание сорных видов, вытеснение многолетников.

Прирост лесов обеспечен, в основном, за счет посадок белой акации. Это улучшает локальный микроклимат и мешает эрозии. В то же время на юге страны, при дефиците влаги, акация менее долговечна и хуже растет, она бедна в отношении фауны и флоры, а на краю ослабленных лесов зачастую ведет себя агрессивно.

 

Уход за лесами у нас тоже не всегда продуман. Из-за вырубки старых дуплистых деревьев и вывоза упавших стволов не хватает убежищ для летучих мышей и мелких хищников. Засуха приведет к еще более интенсивным рубкам, но молодые леса не дадут новых убежищ. Угрожает биоразнообразию и исчезновение луговых степей с многими редкими средиземноморскими видами растений (например, ковылем): змеи и насекомые лишатся приюта, уменьшатся кормовые ресурсы для диких копытных.

 

Пчелы отреагировали первыми

 

Усиление засушливости, дефицит осадков, обмеление рек, деградация лесов приведут к масштабному вымиранию растительного и животного мира.

 

В Европе в течение последних пяти десятилетий начало сезона вегетации уже наступает в среднем на десять дней раньше! Смещаются сроки цветения, уменьшается или прекращается выделение нектара, прекращается опыление. Это приводет к изменениям в пищевых цепях. Многие виды - от 40 до 64 процентов европейских позвоночных и растений - не смогут адаптироваться, ареалы распространения большинства уменьшатся вдвое, некоторые просто вымрут. Пример – вымирание пчел  в ходе засухи 2012 года.

 

Повышение температур может способствовать массовому появлению чужеродных и агрессивных видов и сортов, насекомых-вредителей (например, саранчи) и сорняков. Целые экосистемы, возможно, будут замещаться другими. В наших местах наиболее уязвимы растения-реликты широколиственных лесов, целые группы насекомых, летучие мыши, из территорий - Центральные Кодры. Все это приведет к постепенному вырождению ключевых биологических ресурсов. А в перпективе, если ничего не предпринимать, - опять же, неминуемое опустынивание.

 

Аграрии против земли и воды

 

Три четверти земельных ресурсов используется у нас для нужд сельского хозяйства: неоправданно много! Ситуация усложняется структурой земледелия: под пашню занято 37–59 процентов земель, под многолетние культуры – в среднем 9 процентов, под пастбища – всего 16. Крайне неблагоприятна ситуация с лугами, черным паром и залежами - лишь 0,3 процента земель.

 

Способы ведения хозяйства в аграрном секторе тревожат ученых. Важнейший фактор – отсутствие научно обоснованных севооборотов, включающих многолетние бобовые на 15-25 процентах площади. Выпас скота с сильными перегрузками пастбищ ухудшает защитные качества травяного покрова. «Кукурузная основа» птицеводства приводит к безвозвратным потерям углерода почв и их плодородия. Зерновая основа свиноводства (и неумение переводить отходы в органические удобрения) превращает отрасль в источник парниковых газов. Ведется противозаконное и энергетически бессмысленное сжигание соломы, в основном пшеничной, а ведь ее можно использовать как биотопливо.

 

Далеко не идеальная сельскохозяйственная практика наряду с учащающимися летними ливнями способствует эрозии, которой подвержено 34 процента сельскохозяйственных земель: от 12 процентов в Бендерах до 56 процентов в Калараше. Орошение черноземов ведется сильно минерализованной водой. В других местах воды мало или вообще нет. Правда, плантации уже почти повсеместно закладываются только с оросительной инфраструктурой. Однако никто не анализирует объемы и качество воды  для полива, а тем более – качество почв и их пригодность к орошению. Разрешают использовать для орошения воду из артезианских скважин, губительную для первоклассных (по оценке Докучаева) молдавских черноземов.

 

Между тем, если экономика заработает иненсивно, как о том мечтает правительство, водные ресурсы могут быть практически исчерпаны уже в ближайшие десятилетия. За счет использования подземных вод момент водного кризиса может быть отодвинут на одно-два десятилетия. Если же нынешний застой в экономике сохранится – воды нам хватит до конца века.

 

Природу губят жажда наживы и недалекая власть

 

Изменения в землепользовании и эксплуатации лесов, модификация речного стока, загрязнение пресных вод, возрастающая концентрация углекислого газа в атмосфере – вот, наряду с потепением, основные драйверы неблагоприятных процессов в экосистемах и биоразнообразии, резюмируют авторы книги. Смягчить последствия можно, восстанавливая  дикую природу на заброшенных сельскохозяйственных землях, бассейны рек и водно-болотные экосистемы.

 

К обозримому ближайшему будущему подготовиться можно, уверены ученые. Менее оптимистичны они в том, что касается менее предсказуемого последующего времени. Особенно - если оно будет определяться критическими периодами резкого похолодания или таким уровнем потепления, который приведет к высвобождению отложений метана и изменению состава атмосферы.

 

Экологическая катастрофа может наступить гораздо раньше, чем мы думаем. А деградация биологической науки в Молдове не дает возможности научного планирования. Если государство вмешается – в лесном и сельском хозяйстве, частично – рыбном можно что-то изменить к лучшему. Главное препятствие – «либеральная» модель развития, уверены авторы книги: нет ни экономического, ни политического интереса к защите природы. Подход «вода без земли» виден и в приоритетах правительства Молдовы, и в приоритетах международных доноров.

 

В целом книга наводит на мысль о том, что именно слабость власти, жажда наживы, охватившая всех, кто имеет на нее влияние, виной тому, что мониторинг процессов вымирания природы не ведется, а имеют место лишь отдельные его имитации. Мы никак не хотим влиять на пагубные процессы, ведущие к умиранию природы. За все это будет когда-нибудь больно рассчитываться наш народ-суверен, который по Конституции отвечает за все, что происходит на его земле.

 

Р.Коробов, И.Тромбицкий, Г.Сыродоев, А.Андреев. Уязвимость к изменению климата. Молдавская часть бассейна Днестра. Монография. Кишинев, 2014. Книга вышла благодаря поддержке посольства Финляндии в Бухаресте и ЕЭК ООН. Решение об издании принято международной ассоциацией хранителей реки Eco-TIRAS.

Скачать книгу можно здесь:




Елена Замура

Комментарии (1) Добавить комментарии