Общество

«Мы разгоним эту контору»

14.11.2024, 11:08
{«Мы разгоним эту контору»} Молдавские Ведомости

Избранный президент США Дональд Трамп заявил, что одним из его первых решений после вступления в должность будет упразднение федерального министерства образования. Все его полномочия будут делегированы администрациям штатов. 

«Потому что так будет лучше. Точнее, хуже, чем сейчас, уже не будет. Мы разгоним эту контору в Вашингтоне. Тем более что тамошние чиновники от образования часто просто ненавидят наших детей», -  подчеркнул Трамп. 

По его словам, Америка тратит на образование в три раза больше, чем другие страны, а успеваемость на самом дне. 

А в Молдове министр образования Перчун грозит на законодательном уровне запретить смартфоны в школах. Как это повлияет на уровень знаний – не пояснил, комментирует Спутник Молдова.

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    В связи с результатами выборов в США у молдавской оппозиции появился шанс получить собственный уникальный козырь, которым можно побить джокера власти в виде голосования на зарубежных участках.

    Таким козырем могло бы стать коллективное обращение оппозиции к избранному президенту США Дональду Трампу.

    После прошедших в октябре-ноябре референдума об изменении Конституции и президентских выборов как кишиневская власть, так и молдавская оппозиция вступают в период перегруппировок, которые должны позволить им подойти в наилучшей – как они это понимают – форме к очередным парламентским выборам в 2025 году.

    Результатами выборов и референдума ни одна из сторон не может быть довольна в полной мере.

    Локомотив тот же, состав новый

    Майя Санду выборы на территории собственно Молдовы проиграла, получив меньше голосов, чем ее конктркандидат Александр Стояногло. Большинство избирателей в самой Молдове проголосовало и против вынесенного на плебисцит изменения Конституции о признании «необратимости европейского пути». Склонить чашу весов в пользу и Санду, и инициированного ею референдума удалось лишь за счет голосования на зарубежных участках, по поводу честности и легитимности которого существуют большие сомнения.

    Понимая слабость полученного результата, Санду затеяла перетряску правительства и пообещала перейти от «европейских» методов реформированию юстиции, оказавшихся неэффективными, к чисто «молдавским», суть которых пока не раскрывается, но которые призваны хоть как-то исправить все это недоразумение под названием «юстиция Молдовы». Нельзя исключать, что в попытке продемонстрировать хоть какой-то результат в борьбе с коррупцией власть пойдет на фактическую отмену иммунитета судей.

    Очевидно, что президентская Партия действия и солидарности (PAS) вступает в очередную избирательную гонку крайне ослабленной. О том, чтобы повторить результат четырехлетней давности, и речи быть не может – хорошо бы сохранить половину от нынешнего числа депутатских мандатов. Это означает, что в следующем парламенте придется идти на создание коалиции с партиями и политиками, которых PAS и ее де-факто лидер Санду до сих пор и знать не хотели, относясь к ним с пренебрежением и отказываясь делиться властью с кем бы то ни было.

    Невооруженным глазом видно, что Санду крайне недовольна эрозией своих позиций. Можно представить, что она даже в ярости из-за того, что теперь придется не просто иметь дело с какими-то чужими и даже, как она их называет, «неаутентичными» проеэсовскими политиками, но и придумывать, как их собрать всех вместе, включая вчерашних оппонентов, которые жестко критиковали власть и лично ее.

    Майя Санду известна как персона высокомерная, весьма капризная и не терпящая возражений, поэтому даже чисто психологически ей будет трудно тянуть на себе весь этот «коллектив» из представителей пока еще действующей власти и ее критиков, которые тоже хотят получить свою долю властного пирога, или, как у нас принято выражаться, плацынды.

    Парадокс и в то же время комизм ситуации в том, что, кроме самой Санду, больше тянуть наверх всю эту толпу и некому. Только Санду, при том, что ее раздражает уже одна мысль о такой унизительной для нее миссии, в состоянии сыграть роль того локомотива, который вывезет всю эту разношерстную публику в следующую властную каденцию. Или не вывезет. Другого тягача у проеэсовских сил нет, дело за малым – придумать, как прицепить к этому локомотиву прочие вагоны, цистерны и дрезины.

    Но даже если удастся как-то сформировать такой состав, его путь к выборам и победе не будет легким. Власть собирается проводить какие-то косметические изменения, но хватит ли их для того, чтобы внушить оптимизм хотя бы своим сторонникам, не говоря уже о более широких слоях общества, поддержку которых, как показали недавние электоральные упражнения, власть утратила?

    Если выборы не будут досрочными, до них остается еще 7-9 месяцев. За это время очень многое может изменится как внутри страны, так, и это даже главнее, в международной повестке, которая очень сильно влияет на происходящее в Молдове. Уходящий парламент только начал осенне-зимнюю сессию, а впереди еще весенне-летняя. В каких условиях этим депутатам придется завершать свой мандат, сейчас даже трудно представить.

    Разброд и шатания в оппозиции

    Некоторым утешением для власти может служить то, что у оппозиции, которая также находится в состоянии раздробленности и перегруппировки сил, дела идут не лучше.

    На президентских выборах ситуативную коалицию «анти-Санду» образовали самые разные политические силы – от правых и правоцентристских (ЛДПМ Влада Филата, ПРОМ Иона Кику) до левоцентристских и левых (ПСРМ Игоря Додона, Гражданский конгресс Марка Ткачука, ПКРМ Владимира Воронина и «Будущее Молдовы» Василе Тарлева, организация Ирины Влах), и даже структур беглого олигарха Илана Шора.

    В то же время партии Ренато Усатого и Иона Чебана «умыли руки» и никого на выборах президента, во всяком случае, публично, не поддержали.

    Эта часть оппозиции еще более раздроблена, чем та, которой предстоит объединиться вокруг Санду. Консолидировать эти партии, сформировав из них собственный «железнодорожный состав», еще труднее, чем собрать проеэсовцев под «зонтиком» PAS. Ко всему, у этой оппозиции нет какого-то общепризнанного лидера.

    Ясно, что эти партии не смогут объединиться в какой-то оппозиционный блок (или хотя бы два-три таких блока) и пойдут на парламентские выборы каждая сама по себе. Разговоры на тему объединения оппозиции лучше даже не заводить.

    Неясными остаются несколько моментов.

    Первое: как в контексте предстоящих выборов в парламент рассматривать победителя президентских выборов в Молдове Александра Стояногло? Будет ли он участвовать в следующих выборах и, если будет, то в каком качестве, в какой конфигурации?

    Второе: кто из этой части партийно-политического спектра готов пойти на «договорняк» с Санду и PAS, подставить им плечо в будущем парламенте, обеспечить недостающие для большинства голоса? Как определить этих «чужих среди своих», и как к ним относиться?

    Третье: что собирается делать Шор? Скорее всего, ни одна из партий, которые так или иначе ассоциируются с ним, к выборам допущена не будет. Шору придется думать над тем, как распределить своих людей по спискам других электоральных конкурентов. Как он будет решать эту задачу?

    Наконец, общей для всей оппозиции проблемой остается голосование за рубежом. Это по-прежнему крапленая карта в предвыборной «колоде», которую сдает власть. И референдум, и выборы президента показали, что у власти есть джокер, который выскакивает в последний момент и переворачивает с ног на голову результаты голосования, обнуляя все усилия, которые оппозиция прилагает внутри страны.

    Письмо Трампу

    Однако, в связи с результатами выборов в США у молдавской оппозиции появился шанс получить собственный уникальный козырь, которым можно побить джокера власти. Таким козырем могло бы стать коллективное обращение оппозиции к избранному президенту США Дональду Трампу.

    До сих пор оппозиционерам даже не пришло в голову пожаловаться на беспредел власти в Будапешт, написать Виктору Орбану – премьер-министру Венгрии, к которой с 1 июля и до конца 2024 года перешло председательство в Совете ЕС. Все жалобы почему-то отправлялись в Брюссель и Страсбург. Но какой смысл жаловаться в Еврокомиссию или Европарламент, если тамошняя бюрократия полностью поддерживает своих кишиневских подопечных и закрывает глаза на все их антидемократические действия? Зачем оппозиция занималась (и) такими глупостями, вместо того чтобы обратиться хотя бы к Орбану – единственному на сегодняшний день европейскому лидеру, открыто выступающему против диктата евробюрократии?

    Сейчас появилась возможность обратиться к новому хозяину Белого дома – или напрямую, или через того же Орбана. Что вы жалуетесь все в райком да в райком, когда такие серьезные перемены в обкоме? Наберитесь смелости, отправьте коллективное письмо Трампу в Вашингтон.

    Вот что заявляла будущая глава Национальной разведки США Тулси Габбард о президенте Украины Владимире Зеленском: «Давайте посмотрим, какую демократию Зеленский строит на Украине. Вы знаете, он не только посадил в тюрьму своих политических оппонентов, он запретил все их политические партии. Он закрыл все СМИ, которые не контролировались им и его правительством. Никакой свободы слова, никакой политической оппозиции, а затем он принялся за религию, никакой религиозной свободы в этой стране. Он закрыл вторую по величине христианскую церковь. Под прикрытием демократии и свободы? Как он может быть представителем той демократии, которую представляли себе наши основатели? Это должно беспокоить нас всех. То направление, по которому они идут, не является демократией в принципе. Это больше похоже на диктатуру или авторитарное правительство».

    Американская пресса пишет, что у Трампа уже готов список тех, кто преследовал его и его семью, и кто должен за это ответить. Возглавляет этот список Джозеф Байден. Среди прочего, новая администрация намерена провести аудит выделенных Украине сотен миллиардов долларов американских налогоплательщиков и ожидает сотрудничества руководства Украины по этому вопросу. И Киеву придется на такое сотрудничество пойти, чтобы сохранить отношения с Трампом.

    Санду и ее администрация находятся в одном «окопе» с киевским руководством, вместе выступая в роли верных представителей Байдена в своих странах.

    Санду – это политическое дитя Байдена, Блинкена, связанных с ними Урсулы фон дер Ляйен, Олафа Шольца, Эммануэля Макрона, Клауса Иоханниса и прочих либерал-глобалистов.

    Санду и ее партия PAS просто неспособны воплощать в Молдове ту истинную демократию, которую продвигали отцы-основатели США – так должен звучать главный вывод в письме молдавских оппозиционеров Трампу.

    Это письмо должно представлять из себя своего рода «Черную книгу президентства Санду», но в очень концентрированном виде, потому что советникам американского президента некогда читать длинные письма от неизвестных им молдаван. (Вот тут в качестве «почтальона» и мог бы выступить Орбан – его Трамп уважает и прислушается к его мнению).

    В таком письме должно быть сказано и про попрание независимой судебной власти (Трамп и его семья знают, что такое стать жертвой заказных уголовных дел), и про ограничение свободы слова (Трамп выступил против цензуры в прессе и в соцсетях), и про коррупцию (Трамп хочет понять, на что были потрачены выделенные Украине миллиарды).

    По меркам американской Конституции, установленный в Молдове политический режим не только не является демократическим, но он попирает все те принципы, который провозгласили в Декларации независимости США ее авторы, – вот о чем должна кишиневская оппозиция написать 47-му американскому президенту.

    Дональд Трамп – бизнесмен, который оценивает сделанные американским правительством инвестиции за рубежом по тем результатам, которые это дает Америке. Какая польза США от выделяемых Молдове средств на «продвижение демократии»? Никакой. При Байдене и Блинкене еще можно было оправдывать содержание всех этих кишиневских нахлебников-энпэошников идеей всемирной победы либерализма и даже проводить для этого какие-то виртуальные «саммиты демократии», на которые приглашать Санду, но не приглашать того же Орбана. При Трампе подобные глупые симулякры на пройдут. У этого президента в друзьях как раз такие, как Орбан, а не либеральные последователи Байдена.

    Можно предположить, что скоро руководство Молдовы, как и Украины, спросят из Вашингтона: на что вы потратили наши деньги? На НПО, которые продвигают демократию и борются с фейками? По нашим представлениям, у вас авторитарный режим. В Молдове нет демократии, борьба с фейками – это цензура, а распилы американских фондов – это коррупция. Так вы нам расскажете, на что же вы потратили американские деньги? И зачем это нужно нам?

    Такое письмо оппозиции Трампу сильно напряжет кишиневскую власть. Эта власть и так в прострации, а тут еще такой удар откуда не ждали. Трамп – он ведь непредсказуемый, от него можно ожидать чего угодно, например, отзыва назначенного еще Байденом-Блинкеном посла США в Кишиневе, который (посол) все никак не может добраться до места своей службы.

    Дело за малым – в способности этой самой оппозиции преодолеть свой провинциализм и понять такую простую вещь, что ситуация в метрополии кардинально меняется. А после этого в готовности объединиться хотя бы по такому простому вопросу, как подписаться под общим письмом-жалобой на имя Трампа на возглавляемую Санду власть.

    Лидерам оппозиции нужно просто представить себя на минуту молдавскими «запорожцами», которые пишут письмо «американскому султану»: «Многоуважаемый мистер Президент Соединенных Штатов Америки! Мы маленькая, но гордая страна в Юго-Восточной Европе. Наш народ изнывает под гнетом антидемократического режима, который поддерживался администрацией Байдена. Помогите нам тоже стать свободными – ведь вы в ответе за тех, кого приручили. Кроме, как на вас, нам больше не на кого надеяться. Сделайте Америку снова великой на только для Америки, но и для нас, молдаван!».

    Ниже подписи молдавских оппозиционеров и адрес: The White House, 1600 Pennsylvania Avenue, N.W., Washington, DC 20500 USA.

    Дмитрий Чубашенко