Общество

Налоговая политика-2016 станет «шилом в одном месте»

09.02.2016, 06:00
{Налоговая политика-2016 станет «шилом в одном месте» } Молдавские Ведомости

Конечно, то, что проект налоговой политики 2016 года был представлен минфином для всеобщего обсуждения на своём сайте вместо мая-июня 2015 года только в последние дни января, полное безобразие. А ведь на её окончательной редакции будет выстраиваться не только публичный и государственный бюджеты, но и вся экономика Молдовы. И, похоже, что дискуссии о её содержательной части, скорее всего, будут носить во многом скоропалительный и формальный характер, так как за несколько дней скрупулёзно вникнуть в представленные 56 страниц объяснительной записки, 73 – вносимых изменений в действующие законодательные акты и 250 страниц сопоставительных таблиц - явно сизифов труд.

И, тем не менее, если не высказать своих суждений сегодня, то все сетования в последующем будут парироваться действующей властью: мол, а где же вы были раньше?

А теперь об отдельных проблемах, которые на нас обрушит заявленное нормотворчество после вступления его в силу.

Прежде всего, это касается вводимой обязательной переоценки недвижимого имущества каждые три года специализированными авторизированными фирмами и за счёт налогоплательщика. Тех, кто не исполнит данное требование начиная с 2017 года, обложат штрафами в сумме до 100 тысяч лей параллельно с утроенной суммой самого налога. А это уже само по себе противоречит основополагающему принципу соразмерности применяемых санкций по отношению к выявленному правонарушению.

В принципе, вопрос не новый. В соответствии со статьёй 279 действующего НК РМ, пункт (5) и до этого переоценка недвижимого имущества должна была бы осуществляться территориальными кадастровыми органами один раз в те же три года в порядке, установленном правительством. Но согласно пункту (6) финансирование работ по оценке пока предписано осуществлять из средств государственного бюджета (а не за счет владельцев!).

То, что о переоценке до сих пор не вспоминали, особая тема. Но чувствуете разницу в части источника финансирования?

И поскольку всю страну предлагается отдать на откуп этим специализированным авторизированным фирмам, не окажется ли, что в итоге для владельцев недвижимости суммы оплаты услуг новоиспечённых оценщиков существенно превысят сами налоги? Да и возможности для всяческих манипуляций открываются безграничные в части вступления в сговор собственника с оценщиком с тем, чтобы за откат занизить реальную стоимость.  

А теперь о таком новшестве, как трансфертные цены.

Как считают авторы этого ноу-хау, взаимосвязанные лица при продаже друг другу своих активов могут как завышать цены (с тем, чтобы впоследствии приобретатель начислял более высокие амортизационные отчисления, тем самым «экономя» на налоге на прибыль), так и занижать цены реализации с тем, чтобы уменьшить суммы НДС. Исходя из этих посылов, авторами предлагается возложить на налоговые органы функцию оценки адекватности применяемых цен. Таким образом, проверяющим даётся в руки безотказный взяткоёмкий механизм, позволяющий без особых проблем накладывать санкции как за превышение трансфертных цен, так и за их занижение. Те, кому приходилось сталкиваться с налоговыми инспекторами, наверняка уже хорошо понимают то, что при предлагаемых подходах, мы можем получить одну из самых эффективных схем мздоимства.

И нет чтобы технологию переоценки недвижимости, как и механизмы оценки уровня трансфертных цен, предварительно обкатать в пилотных проектах, - так сразу и безапелляционно проталкивают их реализацию по стране в целом.

Но всё же как особый цинизм выделяется факт отказа от индексации на уровне инфляции личных освобождений физических лиц при исчислении налога на доход, а также порогов сумм, исходя из которых данный налог взимается по ставкам 7 и 18 процентов.  

Это означает, что впервые с 1998 года увеличение стоимости минимальной потребительской корзины ни на йоту не будет компенсировано. В 2015 году она оценивалась в 1724 лея, при этом личное месячное освобождения было более чем вдвое меньше – 844 лея. Само по себе уже аморально - облагать налогом тех, кто лишён доступа даже к самому необходимому. А тут ещё предлагается эту диспропорцию увеличить как неотвратимое следствие обесценивания национальной валюты. Таким образом, наряду с ростом числа обездоленных, покупательная способность тех, кто и до этого жил за чертой бедности, уже кардинально снизилась. Индекс потребительских цен только в декабре 2015 года к декабрю предыдущего составил 113,6 процента.

Аграрии сегодня в крайне сложном финансовом положении: неурожай 2015 года плюс рукотворные проблемы с экспортом на восточный рынок. И на фоне всего этого предлагается кардинально увеличить ставку земельного налога с нынешних 1,5 лея за балло-гектар до 1,73 лея, а также ввести НДС на запчасти для сельхозтехники.

В целом получается, что разработчики этих мер банально проигнорировали статью 3, часть (3¹) НК: «При разработке проектов законодательных и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих предпринимательскую деятельность, Правительство составляет акт анализа последствий регулирования».

Возможно, в аппарате минфина об этом подзабыли, хотя условие было внесено не так давно, в декабре 2013 года и вступило в силу с 1.01.2014 года. Поэтому авторы новаторских предложений были просто обязаны оценить в цифрах, как повлияет повышение налога на землю на сельхозпроизводителей, какие последствия принесёт переоценка недвижимости и как отразится на населении замораживание индексации личных освобождений, особенно для категории низкооплачиваемых.

Помимо этого разработчики налоговой политики явно запамятовали и то, что ставка сбора за реализацию природного газа, предназначенного для использования в качестве горючего для автотранспортных средств в размере 40 банов за кубометр не пересматривалась уже два десятилетия. Она была установлена приложением 2 закона о дорожном фонде № 720-XIIIещё 2 февраля 1996 года.

В соответствии с общепринятой европейской практикой, включая и Румынию, акциз на дизельное топливо, как правило, устанавливается на уровне 80 процентов от ставки на бензин. У нас же её уровень упорно прописывается в 2,5 раза меньше. И объясняется это псевдозаботой об аграриях. В результате владельцы роскошных джипов на солярке получают незаслуженную льготу. Да и тяжелые грузовики, которые за каждый километр пробега на содержание дорог выплачивают столько же, сколько и легковые автомобили, работающие на бензине. А сельхозпроизводителям, если по уму, то следовало бы компенсировать оплачиваемый ими акциз. Ведь тракторы и комбайны по автотрассам не ездят.

Можно было бы и дальше перечислять все несуразности наспех навязываемых стране новшеств, но одному специалисту всего навороченного не перелопатить в силу специфических особенностей и нюансов практически всех секторов экономики. Да и нельзя забывать о том, что сбалансированная налоговая система должна реализовывать не только фискальную, но и стимулирующую функцию. А о ней, исходя из предложенного, напрочь забыли. Как, впрочем, и о том, что каждая налоговая политика принимается на последующие три года, и её параметры должны увязываться с предыдущими уже узаконенными нормами. А тут, как чёрти из табакерки, сплошные сюрпризы. И после этого у нас разглагольствуют о привлечении инвестиций в бизнес?

Отраслевые патронаты и другие общественные организации должны тщательно примерить на себя предлагаемые «новшества» и незамедлительно на них отреагировать. Ибо, как с шилом в одном месте, потом придется, хромая, шагать до конца текущего года, да и не только.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики

Национальный институт экономических исследований АНМ

 

Комментарии (1) Добавить комментарии