Политика

Наших гастарбайтеров не пускают в Россию, потому что Молдова не пускает в Приднестровье контрактников ОГВ

06.03.2015, 06:00
{Наших гастарбайтеров не пускают в Россию, потому что Молдова не пускает в Приднестровье контрактников ОГВ} Молдавские Ведомости

Если Игорь Додон завтра победит на парламентский выборах и скажет, что идем в Таможенный союз, то Приднестровье станет частью Молдовы, считают аналитики 

Вот уже который год в день начала войны на Днестре, 2 марта, в Кишиневе звучат воинственные обвинения. Как правило, высказываются те, кто 23 года назад все сделал для того, чтобы эта война началась. Например, Мирча Снегур. Гораздо меньше поступает предложений о методах урегулирования конфликта. Что делать? В эфире программы «Главное» на 21 канале разбирались знатоки - Валерий Демидецкий, Корнелиу Чуря и Роман Михэеш. 

Как сейчас складываются отношения между Кишиневом и Тирасполем

Р.М.: Многие эксперты склоняются к тому, что Ельцин не должен был подписывать договор 21 июля 1992 года о прекращении огня. Тем самым, по международному праву, тогдашняя Россия признала себя в качестве стороны в конфликте. На самом деле это была никому не нужная внутренняя война, в которой гибель людей не решила ни одной проблемы. Начался кризис, в котором мы и по сей день.  

Главная положительная сторона этого договора - не стреляют. Разрешить  конфликт трудно, сделать это необходимо через укрепление мер доверия между Молдовой и Приднестровьем.

В.Д.:  Ни один из политиков Молдовы не заинтересован в изменении отношений между Кишиневом и Тирасполем. Ни один не потребовал денонсировать соглашение 1992 года, даже г-н Гимпу в бытность и.о. президента. Если бы такое произошло, миротворческая миссия должна была бы уйти. Но одно дело говорить на митингах, другое – действовать!

Когда решится конфликт? Когда у людей не будет проблем! Проблемы у политиков. Готовы ли они поделиться властью - местами в парламенте? 

К.Ч.: Молдова не готова обсуждать главный политический вопрос – о статусе Приднестровья. Если и возобновится переговорный процесс, прерванный в прошлом году, то  будут опять обсуждать вопросы социально-экономического характера.

Является ли Приднестровье форпостом России в Восточной Европе после присоединения Крыма

 

В.Д.:  Приднестровье - часть пакета, который обсуждается между большими державами. Решение переговорного процесса нужно только нам. Если спросить Европу, захочет она поменять значимость Крыма на значимость Приднестровья, то наверняка услышите в ответ: а зачем нам Приднестровье? Но Россия будет решать этот вопрос в постукраинском процессе, когда все устанут.

Р.М.: Для России после присоединения Крыма ценность Приднестровья снизилась. Кроме того, Шевчук не пошел на конфронтацию с Украиной, заявляя, что Тирасполь будет соблюдать нейтралитет в ситуации с Украиной. Киев очень боялся, что из Приднестровья на юг страны вторгнутся ополченцы, даже вырыли ров - зря отвлекли 10 тысяч человек.

Другое дело, что Приднестровье может стать разменной монетой в изменении внешнего курса Молдовы. Уже сделан первый шаг: коммунисты поддержали правительство, либералов там нет. По моей информации с российской стороны уже начались контакты со всеми ведомствами Молдовы. По словам Владимира Сокора, которые он произнес в прошлом году, Россия хочет для Молдовы армянского сценария: независимое государство, которое не имеет непосредственных границ с Россией, но входит в единое экономическое пространство. И если Игорь Додон  завтра победит на парламентский выборах и скажет, что идем в Таможенный союз, то Приднестровье станет частью Молдовы.

К.Ч.: Зависимость Приднестровья от России увеличилась в 2008 году, когда Приднестровье перестало платить России за газ. Сейчас говорят, что эта зависимость исчисляется 700 миллионами долларов. Расчет примерно следующий: 100 миллионов Россия направляет на выплату пенсий, на 500 миллионов дается газ, за который Приднестровье не платит, и еще 100 миллионов - деньги, которые собирают от потребителей газа. Не соглашусь с тем, что цена Приднестровья для России упала.

Еще в 70-х эксперты задумывались над вопросом: в чем же цена Приднестровья? Сейчас интерес к Тирасполю в Москве  измеряется не значением региона в геополитике, а важностью его как части русского мира. Россия будет помогать Приднестровью.

 

Будет ли железный занавес на границе Приднестровья с Украиной и Молдовой

В.Д.: Только любители, маргиналы от политики могут говорить о том, что сегодня надо Приднестровье зажать, что-то сделать по примеру Украины. Реальные политики благодарят Бога, что не допустили размещения ядерного оружия на Украине.

Р.М.: Только пять процентов экспорта Приднестровья направляется в Россию, 65 процентов без пошлин идут в ЕС через молдавскую таможню. Алишер Усманов ушел из Приднестровья, оставив рыбницкий металлургический комбинат. Закрыть Приднестровье – не решение проблемы.

 

В 2016 году заработает соглашение о зоне свободной торговли, в том числе и с Приднестровьем. Что будет?

 

Р.М.: В Приднестровье сложился экономический класс, который понимает, что после 2016 года, если Тирасполь не примет условий ЕС, таможенная пошлина возрастет до 17 процентов. Тем не менее, Тирасполь пойдет на возобновление переговоров по статусу региона в том случае, когда в Молдове будет работать закон, будет достойный уровень жизни, будут соблюдаться права человека и права этнических меньшинств.

К.Ч.: Ситуация ухудшится, если Приднестровье не войдет в зону свободной торговли с ЕС. Но не будет критической. Тирасполь продумывает развитие ситуации, при которой цены на их экспортную продукцию будут увеличены. Но дело в том, что никакие переговоры сегодня не ведутся. Возможно, что Приднестровье договорится об отмене этих пошлин, и им предоставят еще год-два льготного режима.

Может так случится, что единственным условием продления периода льготного налогообложения будет начало переговорного процесса со стороны Приднестровья. Кишинев должен быть кровно заинтересован в том, чтобы включить Приднестровье в зону свободной торговли, потому что это наша земля. С прошлого года правительство ничего не сделало в этом направлении.

В.Д.:  Для нас главное - как реинтегрировать Приднестровье в наше сообщество. У проблемы будет решение, когда Молдова станет привлекательной для населения Приднестровья. Но и тогда  бизнес будет думать, не повторится ли то, что было с «ВЕМ». Я виню во всем политиков: и в том, что случился конфликт; и в том, что он не решается; и в том, что приднестровские политики паразитируют на помощи России и их сегодня отучают от этого; и в том, что наши политики, прикрываясь угрозой со стороны России, просят Запад о материальной помощи, а сами думают: мы еще немножко украдем!

Проблема начнет решаться, если политики будут думать, что это наша страна. Никто, ни в Москве, ни в Брюсселе не будет думать о наших проблемах. О них должны думать люди и нажимать на политиков. Не только читать газеты и говорить, мол, какие мерзавцы – еще миллиард сперли.

 

Можно ли решить проблему реинтеграции военным путем

 

Р.М.: Это спекуляции. В Молдове нет армии и тяжелого вооружения. Солдатам нечего есть, надо распустить всех по домам, чтобы поели нормально.

Россия уже заинтересована в том, чтобы в восточных районах Украины законсервировалась ситуация. Новороссии не будет. Надо добиться демилитаризации приднестровских силовых структур. Молдова должна быть нейтральным государством, которое будет поддерживаться Россией и Западом.

В.Д.:  Нейтралитет – наше спасение. Мощь приднестровской армии - целых 18 танков, половина из которых не ездит. Это машины 70-х годов, с такими пыталась воевать украинская армия и потеряла 80 танков. Сегодня развязать войну могут только те, кто хочет заработать.

К.Ч.: На левом берегу есть две силы: миротворцы, в состав которых входят и российские солдаты, и ограниченный контингент войск. Срок службы контрактников ОГВ истекает, они возвращаются в Россию. А приезд новых солдат Кишинев блокирует. Если раньше они приезжали через Украину, то сейчас это невозможно. Появилось противоречие между Кишиневом и Москвой. Москва не может пополнить  ограниченный контингент, потому что Кишинев не считает его законным. В СМИ часто стала появляться информация о том, что двум-трем гражданам России не был разрешен въезд в Молдову, и они высланы обратно в Россию. Взамен наших гастарбайтеров возвращают из России.

 

Кто должен решать приднестровскую проблему

 

Р.М.:  Политические силы, которые стоят во главе Молдовы и Приднестровья, путем переговоров. Вариант 1+1 наиболее вероятен, инициатива должна исходить от Кишинева и Тирасполя. Конфликт в головах у тех десяти человек, которые руководят Приднестровьем и Молдовой.

К.Ч.:  Очень важен вариант 1+1 – нужно уметь договариваться без посредников.

Записала Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии