Общество

Не все жители Молдовы знают, что такое референдум

07.06.2016, 06:00
{Не все жители Молдовы знают, что такое референдум} Молдавские Ведомости

В результате перехода к рыночной экономике с 1991 по 2016 год жизнь 50 процентов граждан стала намного хуже, у каждого пятого все очень плохо

Референдум стал частью политической борьбы в ситуации, когда одни хотят досрочных парламентских выборов, а другие - нет. О том, какие формы демократического влияния на развитие страны есть у нас, граждан, шла речь на международной научно-практической конференции «Референдум как высшая форма прямой демократии», прошедшей 31 мая в Кишиневе. Ее организатор - кишиневский филиал международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников Межпарламентской ассамблеи СНГ (МИМРД МПА СНГ).  Партнеры - институт юридических и политических исследований при АНМ, ассоциация социологов и демографов Молдовы. В числе зарубежных гостей конференции был Сергей Караваев, заместитель директора МИМРД МПА СНГ. В обсуждении приняли участие руководители партий, с приветствием выступила депутат парламента Валентина Стратан.

Еужен Штирбу, директор кишинёвского филиала МИМРД МПА СНГ: «Путь референдума - не всегда выигрышный, люди охотнее ходят на выборы, но…»

- Цель референдума - управление большинства меньшинством. Путь этот не всегда выигрышный, но обратного хода нет. В Молдове проведены три республиканских и 19 местных референдумов. Напомню, что в ходе самого первого, 6 марта 1994 года, 95,4 процента принявших участие ответили «да» на вопрос: «Вы за то, чтобы Республика Молдова развивалась в качестве независимого и целостного государства в границах, признанных на день провозглашения суверенитета Молдовы (23.06.1990), продвигала политику нейтралитета и поддерживала  взаимовыгодные экономические отношения со всеми странами мира  и гарантировала своим гражданам равные права в соответствии с нормами международного права?». Явка составила 75 процентов.

Люди у нас охотнее выходят на выборы, нежели на референдум. Так, в 1994-м на выборы вышли 79,31 процента избирателей, в 1998 году – 69,12, в 2001 – 67,52, на парламентские выборы 2005 года - 64 процента, в 2014-м – 57,28.

С 1992 года было организовано 19 местных референдумов: восемь признали недействительными по причине неявки избирателей; один, в селе Селиште района Орхей, не проводился в связи с решение ЦИК. Большинство было связано с отзывом мэров.

Виктор Мокану, председатель ассоциация социологов и демографов: «За год доверие парламенту уменьшилось вдвое»

- Мы опросили 1200 респондентов в 75 населенных пунктах со степенью погрешности 3 процента. Каждый пятый считает, что референдум – это выборы президента прямым голосованием, 15 процентов – что это досрочные парламентские выборы; каждый девятый вообще не смог ответить на вопрос.

Почти половина респондентов не интересуется политикой, люди разочаровались во всех реформах. Тем не менее, семеро из десяти хотят участвовать в референдумах: 75 процентов опрошенных в феврале и 64 процента опрошенных в мае сказали, что в Молдове есть проблемы, которые можно решить только на референдуме. Правда, на 10 процентов уменьшилась доля оптимистов, считающих, что так можно изменить жизнь к лучшему.

Для признания результатов референдума, по мнению респондентов, порог участия в национальных референдумах должен составлять 44-50 процентов. Более 80 процентов считает, что президента должен избирать народ. На вопрос: «Кого вы хотите видеть президентом, выбранным напрямую?» респонденты указали более 50 имен. Из исторических персонажей это Штефан Великий, Влад Цепеш, Александру Лэпушняну, Григорий Котовский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин, Дмитрий Кантемир.

С результатами парламентских выборов в своем населенном пункте согласны 30 процентов, не согласны 22, категорически не согласны 6 процентов. Причины несогласия - покупка голосов, избирательное мошенничество, отсутствие безопасного выбора, помехи при голосовании.

Отвечая на вопрос: «Кто основные инициаторы избирательного мошенничества?», 63,3 процента назвали партии власти. 40 процентов считают, что мошенничество влияет на результаты выборов. 84 процента опрошенных требуют привлекать к ответственности избирателей, продающих свои голоса. Только 7 процентов их оправдывают тяжелой жизнью либо считают, что это личное дело каждого. За исключение партий, коррумпирующих избирателей, из избирательного процесса проголосовало 30 процентов, за привлечение к уголовной ответственности - 19, за обе эти меры вкупе - 40, просят не применять никаких мер 13 процентов,7 процентов не знают, что делать.

Опрос показал: 75 процентов людей считают реформы неэффективными, особенно - в сфере борьбы с коррупцией, решения приднестровского конфликта, здравоохранения. Три четверти населения живут либо на грани бедности, либо за ее чертой. В результате перехода к рыночной экономике с 1991 по 2016 год жизнь 50 процентов жителей Молдовы стала намного хуже, у каждого пятого все очень плохо. Надежда на перемены к лучшему исчезает: перед выборами 2014 года она теплилась у каждого второго, в 2015-м - у 38 процентов, в 2016-м осталась только у 25 каждого четвертого.

Общая политическая оценка власти отражается в доверии ее органам. Доверяли парламенту в ноябре 2014 года 22 процента опрошенных, в апреле 2015-го – 23, в феврале 2016-го - 16, в мае - 12 процентов. Правительству доверяло 28 процентов опрошенных в ноябре 2014-го и 16 процентов в мае 2016-го.

Если бы в следующее воскресение состоялись парламентские выборы, то голоса были бы отданы так: ПСРМ - 27,5 процента, партия «Достоинство и правда» – 19,4, «Действие и солидарность» - 13,3, ДПМ - 8,3, ПКРМ – 7, НЕПМ – 4, ЛП - 4, ЛДПМ – 2, Народная партия – 2,5 процента.

За полгода до выборов самой подходящей кандидатурой на должность президента 18,9 процента респондентов назвали Игоря Додона, 11,2 – Майю Санду, 8,1 – Ренато Усатого, 6,4 – Андрея Настасе, 5,8 - Владимира Воронина, по 4 - Мариана Лупу и Павла Филипа, по 3 - Андриана Канду и Дорина Киртоакэ, 2 процента - Михая Гимпу.

42,7 процента выступают за присоединение к Евразийскому экономическому союзу; 38,9 процента считают, что Евросоюз поможет в борьбе с коррупцией и улучшит здравоохранение.

 

Владимир Воронин, председатель ПКРМ, экс- президент: «Парламент нелегитимен. Чьи интересы в парламенте представляют те, кто продал себя?

- Чтобы провести референдум, нужно собрать по 20 тысяч подписей из 18 районов. Но что может дать референдум, если четверо судей КС решили за всю страну? То, что делает Конституционный суд, страшно.

1,3 миллиона граждан в возрасте от 20 до 45 лет уехали из страны, чтобы заработать на хлеб. За семь лет сменилось семь правительств. Нет парламента - чьи интересы представляют те, кто продался? За каждого из них проголосовали 17 тысяч 600 избирателей на парламентских выборах 30 ноября 2014 года. Слышал, что на прошлой неделе один из бывших депутатов нашей фракции опять купил себе джип…

 

Павел Мидриган, адвокат, экс-член ЦИК: «Демократия в стране такова, какой ее видит  Демократическая партия».

- Два раза на конференциях подобного рода мы предлагали установить запрет на переход депутатов парламента из одной фракции в другую после их формирования. Закона нет. Выборы президента назначены на 30 октября, но до сих пор нет законодательной базы. 11 февраля истек мандат членов ЦИК, но новый состав не утвержден парламентом. Кто будет организовывать выборы президента? Возникает вопрос: будут выборы осенью или нет? У нас, похоже, демократия в стране такая, какой ее видит Демократическая партия.

Парламенту доверяют 12,5 процента и правительству - 16 процентов граждан. При этом на каждого парламентария - по шесть должностных лиц. Почему налогоплательщики должны оплачивать эти расходы?

Как видно из опросов, граждане настроены решительно, они считают, что за все факты нарушений, в том числе избирательного процесса, необходимо привлекать к уголовной ответственности и исключать. Но нет законодательной базы и нет прецедента судебного дела по факту избирательных нарушений.

Подготовила Марина АБЛИСИМОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии