Здоровье

Николае Шавга: «Кто делает инвалидов из детей, больных сколиозом»

12.12.2014, 06:00
{Николае Шавга: «Кто делает инвалидов из детей, больных сколиозом»} Молдавские Ведомости

Родители детей, больных сколиозом, при посредничестве общественной организации «Моя Молдова» обратились к минздраву с просьбой о помощи. О том, что происходит в этой сфере, рассказал Николай ШАВГА, вертебролог, доктор медицинских наук, доцент клиники детской вертебрологии и ортопедии.

 

- Как живут у нас люди со сколиозом?

- Сколиоз - одна из  сложных проблем современной ортопедии, далекая от разрешения. Деформация позвоночника - не только косметический дефект, она мешает адаптироваться в обществе, делает людей инвалидами, изгоями на всю жизнь и приносит больше моральных страданий, чем многие другие физические недуги.

Если говорить об анатомических проблемах, то это не только боль в травмированном позвоночнике, но и необратимые нарушения в работе легких, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Средняя продолжительность жизни людей, страдающих сколиозом 3-4 степени (средняя и тяжелая формы) - 35-40 лет.

 

- В каком возрасте можно и нужно оперировать больных?

- Врожденный сколиоз необходимо диагностировать в первые дни жизни.  Опыт американский врачей и наших коллег из Санкт-Петербурга показывает: хирурги должны вмешиваться уже в первые годы жизни ребенка, потому что через пять-шесть лет давления на органы в грудной клетке уже невозможно восстановить, скажем, форму легких. Это могут быть операции устранения поврежденных позвонков. Таких деток надо наблюдать, давать рекомендации родителям.

Подчас специалисты бессильны. Нет технического оснащения – дорогостоящих фиксаторов, страховая компания их не оплачивает. Иногда отсутствует самый элементарный медицинский инструментарий, не говоря уже о специальных инструментах для операций на позвоночнике. С одной стороны, государство отказывается пациентов куда-то оправлять на лечение, считая, что это дорого, с другой стороны, национальная компания медицинского страхования отказывается оплачивать тот минимум, который нужен для того, чтобы  больных сколиозом вылечить в нашей стране.

Врачам больно видеть, как страдают, а иной раз и погибают, маленькие пациенты, Неоднократно ортопеды обращались в НКМС, в минздрав с просьбой изменить ситуацию. Ни ответа, ни помощи не было.

 

- 20 процентов детей в Молдове  уже рождаются с признаками болезней позвоночника.  Какую помощь им оказывает государство?

 - Чаще встречаются сколиозы, кифозы.  Есть пациенты, у которых признаки проявляются на третий год после рождения, впоследствии они могут стать инвалидами. Кому-то мы смогли помочь.  Разработали свой инструментарий, получили 17 патентов. Достижения Клиники Детской Вертебрологии отмечены государственными наградами, такими как: «Оm emerit», в Румынии "Почетный член общества травматологов и ортопедов", 5 золотыми, 3 серебрянными и 2 бронзовыми наградами международных выставок.

Но наша государственная машина такова, что на основании наших разработок нельзя наладить экспериментальное производство некоторых видов инструментов и устройств для проведения операций. Нет закона, который бы все это регламентировал, сказали нам в профильном министерстве.  По словам чиновников, он нужен для того, чтобы защитить граждан от некачественно произведенных инструментов. Но все в  руках государства - и производство, и  качество. Ежегодно для проведения операций, связанных  с патологией позвоночника и приобретенными травмами, необходимо несколько сотен различных устройств. И вот их как не было, так и нет.

 

- 20 лет назад в Румынии была принята национальная программа диспансеризации детей со сколиозом. У нас ее нет. Как нет и специалиста, который отвечает за детское здоровье. Почему мы не можем детей хотя бы направлять в зарубежные клиники?

- Никогда я не слышал о том, чтобы кого-то из пациентов направили на лечение и реабилитацию в Румынию. Даже тяжелых больных, которые смогли бы там получить лучшую помощь только потому, что там есть весь набор инструментов для операций. Меня приглашают  проводить операции в Румынию, а в Молдове не выделяют денег на такие операции и не отправляют детей в зарубежные клиники.

Даже те дети, которые получают качественную оперативную медицинскую помощь в центре охраны материнства и детства, по возвращении домой оказываются под наблюдением всего лишь семейного врача. Нет в территориальных медицинских центрах ни педиатров, ни специалистов для выполнения программы реабилитации.

 

- Что вы думаете о ликвидации у нас педиатрии?

- Разрушение педиатрической службы в Молдове в 90-х годах иначе как преступлением назвать нельзя. Педиатрия имеет свою специфику. Взрослым врачам заниматься детьми сложно, есть свои особенности у растущего организма, и порой врачи отказываются проводить обследование и лечение детей.

 

-  Встречались ли за вашу практику особые случаи?

- За мою  25 летнюю практику  было несколько особых случаев. Один был связан с опухолью спинного мозга и врожденным сколиозом. Операции, которые проводятся у такого ребенка по поводу сколиоза, не дают результата, фиксаторы не держатся на позвоночнике. Опухоль становится причиной и других заболеваний, в том числе трофических язв. Без удаления спинномозговой опухоли невозможно восстановить позвоночник. Обнаружить опухоль помогло  исследование аппаратами нового поколения.

Другой памятный случай связан с появлением на теле ребенка больших сосудистых образований. Во время операции была обнаружена спайка между легкими и позвоночником, подтвердился диагноз сколиоз и возникла необходимость операции. В итоге  выпрямили позвоночник, но это никого не порадовало. Сосудистые нарушения проявились во всех органах, проникли в спинной мозг, ребенок стал инвалидом. Мировая практика показывает, что такие процессы проявляются у одного-пяти пациентов из ста. К сожалению встречаются они и во всех ведущих клиниках мира, оснащённых самой передовой аппаратурой и специалистами.

 

 - Есть ли у нас реабилитационные центры для прооперированных детей?

- Нет. А они очень, очень нужны.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии