Николай Старчук: «Знания и умения врачей моего поколения помогли бы снизить риски СOVID-19»
28 июля исполнилось 75 лет известному хирургу-урологу, в недавнем прошлом - директору кишиневской детской клинической больницы имени Валентина Игнатенко Николаю Ивановичу Старчуку.
«В 1974 году педиатрический факультет кишиневского мединститута вместе со мной закончили 178 врачей, - рассказал Николай Иванович Старчук «Молдавским ведомостям» накануне своего юбилея. – Педиатрический и санитарно-гигиенический факультет готовили специалистов, которые сейчас очень нужны и которых нет - к их подготовке надо вернуться. Здравоохранение нуждается в вирусологах, реаниматологах, инфекционистах, пульмонологах. Знания и умения моего поколения надо использовать для разработки программ снижения риска развития СOVID-19 и общения с населением через СМИ. 14 процентов врачей прошли через СOVID-19 – они знают с помощью каких слов достучаться до граждан!».
О том, как выбрал профессию хирурга, как мечтал, работал и создавал медицинский центр будущего, Николай Иванович рассказал читателям «Молдавских ведомостей».
«Я пропадал в хирургии и в приемном покое, хотя никто меня не заставлял»
- Как вы стали врачом-педиатром?
- Когда я выбрал профессию врача-педиатра, мне было уже 22 года. Моей службе в армии приходил конец, и командир части разрешил подать документы в вуз при одном условии: стать чемпионом по самбо внутренних войск СССР.
Я выиграл чемпионат внутренних войск в Киеве и стал членом сборной СССР по самбо. Борьба до изнеможения и потеря 10 килограммов веса сделали свое дело. Я вернулся в Кишинев и в последние часы успел подать документы на поступление. Физика, химия и сочинение – все сдал. За плечами была служба в армии в спецвзводе, четыре звания мастера спорта по четырем видам борьбы. Были кишиневский торгово-кооперативный техникум, строительное училище №1 и работа на стройке. Когда я приехал из Леово, мне было 14 лет. На практике в училище в далеких 60-х работал на строительстве домов в столичном секторе Рышкановка под звуки взлетающих самолетов – там был аэродром.
Учеба: 12 лет до армии и 10 лет в институте и аспирантуре. Учась в мединституте, я постоянно работал медбратом. На третьем курсе моей женой стала однокурсница, которая впоследствии подарила нам сына и дочь.
Работа с Натальей Георгиу
- В республиканскую детскую больницу я был направлен после шести лет мединститута и одного года интернатуры на базе данной больницы. Уникальная кафедра детской хирургии, травматологии, ортопедии, анестезиологии и реанимации обеспечивала подготовку в этих областях. Возглавляла ее Наталья Константиновна Георгиу, детский хирург, член-корреспондент академии медицинских наук СССР.
Я все время пропадал в хирургии и приемном покое. Это была моя личная инициатива, никто не заставлял - я практиковался и набирался опыта. Работая в приемном покое, принимал по 50-60 детей в день с разной патологией. В то время только в Кишиневе было 230-245 тысяч детей. По санавиации с бригадой вылетали на помощь детям во все районы республики – с нами реаниматолог-анестезиолог, лор, педиатр, токсиколог.
Мечтал и работал
- Я мечтал получить новые знания и умения, знал, что смогу сделать больше. Мое направление в аспирантуру Московского научно-исследовательского института педиатрии АН СССР выслали спецпочтой из правительства МССР по распоряжению Ивана Григорьевича Устияна - в минздраве после пяти лет работы в РДКБ направление не дали. Я получил ответ: «Нам не нужны доктора наук!». Позже узнал, что минздрав направил в аспирантуру троих соискателей докторской степени.
Сокурсниками в аспирантуре были граждане многих республик СССР. Среди них был племянник известного танцора Махмуда Эсамбаева. Впоследствии я стал лечащем врачом внучки танцора.
С дипломом кандидата медицинских наук и направлением минздрава СССР по возвращении в Кишинев я работал в лаборатории гнойно-септических инфекций у детей. Но новые знания я стал применять во время дежурства в отделении скорой неотложной медицинской помощи РДКБ. С 1986 года, когда мединститут возглавил Леонид Николаевич Кобылянский, я был назначен замдекана педиатрического факультета.
Как создавалась детская урология
- Вы работали с Валентином Игнатенко. Что было сделано?
- К этому времени врачи готовились к серьезным изменениям в подходе к лечению урологических больных. Я выступил инициатором восстановления кафедры урологии и стал ее доцентом как детский уролог. Следующим шагом в развитии детской урологии стало создание отделения урологии в открытой к тому времени кишиневской детской больнице №3, которую возглавил Валентин Игнатенко.
Мы были единомышленниками. Мы понимали: пришло время, когда надо что-то менять в лечении детей, особенно от рождения до трех лет – их смертность в Молдове превышала показатели в других странах. Я предложил переформатировать детскую медпомощь и организовать больницу только для детей до трех лет. Там сконцентрировать специалистов, технику, ресурсы, создать реанимацию и палаты интенсивной терапии, открыть специальное отделение реабилитации с бассейном для детей.
Таким центром стала кишиневская детская больница №1. В детской больнице №3 стали специализироваться на оказании помощи детям с врожденной патологией почек, гидронефрозами, рефлюксами, гипоспадией, аномальным развитием наружных половых органов, экстрофией мочевого пузыря. Зимой к этому прибавлялись травмы.
В больнице была создана система высококачественной урологической помощи детям. Врачи создавали и поддерживали профессиональные связи с педиатрами поликлиник, и такое взаимодействие позволяло проводить диспансеризацию детей в детских садах и школах: мы заранее знали о болезнях детей и планировали их лечение. Это была медицина будущего, которая базировалась на ранней диагностике и предупреждении заболеваний.
К обязанностям директора детской больницы №3 я приступил 24 сентября 1993 года по приказу министра Георгия Петровича Гидирима.
Почему ликвидация уездов была ошибкой
- В 1999 году создали уезды, и я, выиграв конкурс, стал генеральным директором управления здравоохранения кишиневского уезда: включал шесть районов вокруг Кишинева с населением 436 тысяч человек.
Сейчас, по прошествии времени, ясно, что работу в условиях административной реформы надо было продолжить, подойти к ней со всей научной базой, накопленной к тому времени в разных странах. Решение о создании уездов было правильным – они накапливали финансы и предпринимали меры по совершенствованию системы здравоохранения, что позволило бы улучшить качество медицинских услуг. Ликвидация уездов была ошибкой.
Детская больница как мощный медицинский центр
- Какой вы нашли больницу после своего возвращения?
- После упразднения уездов в 2003 году я вновь был назначен директором кишиневской детской больницы №3. Больницу не узнал. Все, что было наработано, было разрушено.
До своего назначения я провел в больнице более двух месяцев в качестве отца больной дочки и испытал на себе все ощущения от беспомощности больничной системы, когда ребенку не могут ни поставить диагноз, ни назначить соответствующее лечение. Более того, вода подавалась по графику, питание не соответствовало даже минимальным требованиям.
Учредителем больницы назначили муниципальный совет Кишинева и примэрию столицы во главе с Серафимом Урекяном. Все наши силы были направлены на создание в больнице мощного медицинского центра. За шесть лет изменили структуру больницы. Реконструировали и перевооружили отделения хирургии, реанимации и травматологии, создали департамент ургентной медицины, где детям оказывали неотложную помощь, объединили нефрологию с урологией. Открыли отделение кардиологии. Планировали готовить детей к кардиологическим операциям – такой опыт есть в Италии и Румынии. Провели капитальный ремонт пищеблока - он стал отвечать самым современным требованиям. Больница рассчитана на 310 койко-мест, лечили и оперировали пациентов с различными патологиями со всей республики.
В 2009 году Европейское общество бизнеса наградило меня Золотой медалью за лучшее управление учреждением. В больнице я проработал в должности директора до 14 июня 2014 года.
О будущем медицины и хирургии
- В последние годы нам удалось наладить связи с крупнейшими международными медицинскими центрами. Сложнейшие операции в нашей операционной провел профессор из Турции.Одному мальчику он восстановил руку, которую оторвало в стиральной машине, другому – руку, которую растерзал лев в зоопарке. Еще одного пациента мы направили в госпиталь в Германии, где хирурги удалили злокачественную опухоль, появившуюся в результате удара мяча. Коллектив наших врачей совместно с зарубежными коллегами смог разработать и провести программы реабилитации после хирургических вмешательств.
Будущее медицины - за международным сотрудничеством в области применения новых методов, за реконструктивной хирургией. Работать, работать и работать: все должно быть направлено на уменьшение боли, скорую и качественную помощь больному.
- Если бы сейчас вновь встал ввопрос о выборе профессии, что бы выбрали?
- Детскую хирургию.
Подготовила Марина ТИМОТИНА
На фото:
Во время подготовки к соревнованиям. 1965 год.
На занятиях с профессором Н.К.Георгиу в РДКБ.
На съемках кинофильма «Сергей Лазо» студии «Молдова-фильм» вместе с чемпионом Европы по дзюдо Георгием Котиком. 1966 год.
Новости по теме
- 20.01, 10:22
- 18.01, 07:22
- 18.01, 06:23
- 18.01, 06:00
- 17.01, 11:40
- 15.01, 11:53
- 12.01, 08:01
- 11.01, 06:00
- 07.01, 06:45
- 06.01, 08:01
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 20.01, 10:22
- 18.01, 07:22
- 18.01, 06:23
- 18.01, 06:00
- 17.01, 11:40
- 15.01, 11:53
- 12.01, 08:01
- 11.01, 06:00
- 07.01, 06:45
- 06.01, 08:01
НИКТО НЕ ЦЕНИТ ВРАЧЕЙ С ДИПЛОМАМИ СССР...ПОЭТОМУ И БАРДАК В МЕДИЦИНЕ... ТАК И ВО ВСЕХ ГОС СТРУКТУРАХ
DOROGOJ NIKOLAI IVANOVIC MOI NAILUCHSHIE TEBE POJELANIJA ZDOROVJA I PROYWETANIJA WO WSEM SPASIBO SCHTO PROVODIL CEREZ 2 DNJA BUDU ZNATJ BOLJSCHE peredai moim privet BD