О мерах доверия и недоверии
Месяц назад Делегация Европейского Союза в Молдове объявила о своей новой инициативе по укреплению мер доверия (EuropeAid/150382/DD/ACT/MD) с датой представления проектов до 19 октября. В отличие от предыдущих лет, когда ЕС выделял большие деньги на эти цели ПРООН, тут он решил действовать напрямую через свою Делегацию, направив на эти цели 6 миллионов евро на укрепление мер доверия с Приднестровьем и один миллион – на то же с Гагаузией.
Как говорится в Руководстве, «Программа направлена на сближение Республики Молдова с Приднестровским регионом, имеющим особый статус, для повышения доверия путем поддержки совместных инициатив в социальной и экономической сферах и развитие с участием основных заинтересованных сторон обоих берегов Днестра». Конкретные цели: 1) внести свой вклад в экономическое, социальное и отраслевое сближение двух берегов Днестра; 2) содействие развитию гражданского общества и помощь в установлении общих для правого и левого берегов платформ для сотрудничества; 3) помощь соответствующим органам, участвующим в процессе урегулирования и содействие в функционировании технических диалоговых механизмов в отношении существующих рабочих групп; 4) расширение возможностей сотрудничества местных участников Гагаузии в сотрудничестве с центральными органами Республики Молдова.
Основные цели - вторая и четвертая. Я остановлюсь только на второй, то есть укреплении неправительственных организаций (НПО) и развитии связей гражданского общества обоих берегов Днестра, тем более, что на нее направлена львиная доля средств.
Поскольку в сфере окружающей среды мы как неправительственная ассоциация создали такую платформу сотрудничества в виде днестровской бассейновой ассоциации неправительственных организаций «Eco-TIRAS» еще в 1999 году и в нее, наряду с 30 молдавскими и украинскими организациями, входят 20 общественных экологических организаций из Приднестровья, меня ззаинтересовало, что же несет подход Европейского Союза с тем, чтобы сделать что-то новое и полезное. Ведь казалось бы, ЕС ставит как раз ту задачу, которую мы уже решили более 15 лет назад, и вот наступил момент, когда наша платформа, действовавшая все эти годы весьма успешно, благодаря выделяемым средствам может получить новое дыхание!
Однако ознакомление с условиями конкурса грантов вызвало у меня полное разочарование. Ведь неправительственные организации, зарегистрированные в Приднестровье, и не имеющие второй регистрации в Молдове, не имеют права быть не только заявителями, но даже партнерами проекта, поскольку не имеют права получать никаких средств для деятельности из этих самых шести миллионов евро!
А теперь подумаем, что такое гражданское общество Приднестровья. Только не нужно говорить, что его там нет. Оно есть и, как везде, представлено в огромном большинстве честными позитивными инициативными людьми, стремящимися изменить жизнь к лучшему, чаще - на местном уровне.
Так вот, огромное большинство общественных организаций в Приднестровье зарегистрированы местными органами управления и до сих пор потребности в параллельной регистрации в Кишиневе у них не было. Более того, понятно, что такая двойная регистрация, которая фактически является условием ЕС для участия в данной программе, в условиях существующего конфликта делает эти организации более уязвимыми хотя бы в силу двойной бухгалтерии, которую они должны будут вести, участвуя в программе ЕС! Конечно, для ЕС не представляет интереса, если этих людей будут бессмысленно таскать по разным кабинетам и портить кровь, ведь это станет еще одним поводом для осуждения режима!
Следует отметить, что до сих пор законодательство Приднестровья для общественных организаций было более либеральным, чем, к примеру, российское или белорусское, и не предусматривало, к примеру, статуса «иностранного агента». Так вот, если ЕС и дальше будет изолировать это огромное большинство приднестровских НПО от возможности участия в своих программах, естественно, что часть из них для этого участия зарегистрируются в Кишиневе.
И вот тогда резко возрастет вероятность ужесточения приднестровского законодательства. Ведь банки Приднестровья будут заинтересованы в том, чтобы гранты шли через них, а не через молдавские банки. Поэтому я спрашиваю деятелей в ЕС, составлявших эту программу: вы этого хотите? Разве на это направлены средства ваших налогоплательщиков, из которых выплачивается и ваша зарплата?
При этом в случае допуска приднестровских организаций к средствам программы появилась бы масса возможностей улучшить жизнь на обоих берегах Днестра путем выполнения небольших инвестиционных проектов в сферах объектов культуры, спорта, водоснабжения и других, коренным образом улучшив и жизнь жителей, и взаимоотношения НПО с местными властями. Соответственно, и население Приднестровья стало бы более позитивно относиться к ЕС.
Еще одно существенное ограничение этой программы ЕС в том, что НПО, относящиеся к одной ассоциации, не могут соучаствовать в проекте. Очевидно, что авторы программы представляют, что здесь - в Молдове и Приднестровье - до них не было никакого развития и никаких общих молдо-приднестровских неправительственных структур не может быть по определению: они, подобно Колумбу, несут на эту землю цивилизацию. Иначе объяснить смысл такого запрета, механически перенесенного из других программ ЕС, трудно.
Более того, в этом запрете есть что-то синуциидальное. Ведь объявленная программа стремится содействовать созданию новых платформ НПО с обоих берегов Днестра. Но в случае создания и регистрации таких платформ в качестве ассоциаций они уже не смогут вместе претендовать на участие в следующих подобных программах ЕС, поскольку все НПО-члены как афиллиированные организации уже не смогут претендовать на финансирование!
Так в чем же «соль» запрета участия в конкурсе приднестровских НПО, зарегистрированных только там?
Согласно правилам конкурса, НПО-участники должны быть зарегистрированы в соответствии с законодательством Республики Молдова. ЕС наивно предполагает, что если эти НПО будут в легальном поле Молдовы, то в случае воровства средств ЕС их лидеров можно будет привлечь к ответственности. То, что вполне легальные молдавские юридические лица, в том числе, государственные, уводят из страны миллиарды и никакой ответственности не несут, для ЕС не аргумент. А вот к приднестровским НПО изначально относятся «на основе разумных подозрений».
Трудно развивать доверие на основе изначально провозглашенного недоверия! Но чего не стерпят европейские налогоплательщики.
Илья ТРОМБИЦКИЙ,
автор молдавского закона «Об общественных объединениях»
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00