Общество

Олег Манторов: «Мы вырубили всю дикую черешню – она пошла в Европу на изготовление гробов»

08.02.2022, 06:34
{Олег Манторов: «Мы вырубили всю дикую черешню – она пошла в Европу на изготовление гробов»} Молдавские Ведомости

Правда ли то, что в Кишиневе исчезли воробьи? Траву косят, засыпают нитратами, вырубают деревья и кустарники, на месте невысоких домов строят высотки... О том, как это сказывается на жизни птиц и на экологии в целом, рассказал орнитолог Олег Манторов. Бывший депутат парламента пишет книги о птицах и занимается экологическим воспитанием сельских школьников. 

Где обедал воробей?

- Олег Георгиевич, куда исчезли воробьи?  

- Воробьев в столице действительно стало меньше - у них все меньше мест для гнездования. Строят очень много высотных зданий, старых домов с их удобными карнизами почти не осталось. Птицы перебрались в Долину Роз, на Малую Малину, на «Старушку».
В Молдове два вида воробьев – полевой и домовый (городской). И все же по данным 2021 года воробей - одна из самых распространенных у нас птиц.
- А поубавилось в городе каких?
- Городских. О
ни больше привязаны к жилью человека. Полевой тоже у нас зимует, я как раз несколько фотографий в эти дни сделал на улице Чеукарь.

-  Значит, проблема не в отсутствии питания?

- Однозначно нет. Питание не самое главное. У нас, слава богу, сохранились парки и лесополосы, есть хорошие места для гнездования. За лето они могут по три-четыре раза гнездиться. К тому же воробьи только первую партию птенцов выкармливают личинками насекомых - где-то в марте, когда семян еще нет. Остальных докармливают, когда созревают черешня, вишня, виноград, растительным кормом. Воробьи - растительноядные птицы.

Мы просто их не видим! 

- А как они размножаются?

- У них до шести яиц в одной кладке. Это  дуплогнездники, то есть для гнезда им нужно укрытие. Сейчас воробьи начали уже гнездиться и на деревьях, но это редко. Все же предпочитают селиться под стрехой крыши, в расщелинах стен и деревьев, в дуплах. Охотно занимают скворечники, которых очень мало в городе. Дупел нет - старые деревья спиливают. Поэтому в городе воробьям стало некомфортно.

А на зимовку они все равно прилетают в городскую черту, потому что зимой корма предостаточно. Птичек можно заметить у мусорных контейнеров рядом с грачами. Просто люди стали меньше их видеть и думают, что воробьи исчезли. Это не только мое мнение, так считает и мой коллега орнитолог Николай Зубков.

На зимовку в Молдову

- Какие еще птицы у нас зимуют?

- В основном это, конечно, всеядные и зерноядные: кроме всем известных ворон и грачей, которых все называют воронами, голубей и воробьев, это дрозды-рябинники, певчий и черный дрозд, снегирь, свиристель, щегол, синицы, поползни, пищуха, дубонос, дятлы и другие.

На Днестре, не замерзающем из-за деятельности Новоднестровской и Наславчской ГЭС, зимуют многочисленные околоводные и водоплавающие птицы: большая и малая поганка, кряквы, лебедь шипун, лысуха, белые и серые цапли, нырки и наши северные гости: чернети, гоголи, свиязь, лебедь кликун, крохали.

Стройте скворечники!

- Какие птицы исчезли и кто отвечает за их благополучие?

- Меньше стало воробьев, скворцов, синиц. Чтобы их сохранить, нужно готовить и правильно развешивать  скворечники и синичники. С другой стороны, из-за открытых мусорных контейнеров и свалок полно грачей. Зимой огромные стаи по вечерам возвращаются на ночевку с мусоросвалок, утром летят обратно. Весной они гнездятся в парках. В города и села переселяются дрозды и вяхири -  чисто лесные птицы, а также совы, которые кормятся крысами и мышами.

Однако исчезли многие виды птиц: беркут, большой подорлик, филин, степной орел, могильник и другие хищные птицы - из-за вырубки высокоствольных деревьев в лесах и прочих воздействий на природу. С другой стороны, опять же из-за вмешательства человека, например, зарегулирования Днестра плотинам, на гнездовании появились большой баклан, большая белая цапля, серая цапля. Природа реагирует, и это интересно наблюдать.

В Германии штраф за разрушение муравейников равен стоимости автомобиля

- Преследует ли закон птицеловов?  

- Истребление птиц наказуемо по закону. За это ответственно минэкологии и его инспекторат, но их возможности очень ограничены. Нужен закон об экологической гвардии, которая будет мобильной и эффективной в борьбе с браконьерством, птицеловством и незаконными вырубками. В Европе есть экологическая полиция, у нее большие права. В  Германии за разрушение в лесу муравейника штраф равен стоимости автомобиля, за мусор в лесу – сотни евро. Ну, и конечно, необходимо экологическое воспитание.

В Европе не рубят свои леса – стимулируют вырубки в Молдове  

- В американской Флориде на каждом шагу можно встретить информацию о флоре и фауне региона с просьбой быть осторожнее, сбавить скорость. Там даже остановки на трассе запрещены, чтобы не беспокоить птиц и животных. А у нас?

-  Государственный лесной фонд передан в управление «Молдсилвы», она на хозрасчете, вот и пользуется нашим с вами гослесфондом так, как ей выгодно. В Европе не рубят свои леса, а покупают древесину на Украине, в России, в Молдове. У нас практически вырубили всю товарную дикую черешню – она пошла на изготовление гробов в Европу. Вырубаются дуб, ясень, а вместо этих лесообразующих пород сажается акация, которая вообще-то не наше растение, зато быстро растет.

У нас была академия наук, но ее уже фактически нет. Институты переданы министерству образования, ученых практически не осталось, они разбежались. В школах наконец-то ввели предмет о природе Молдовы – но нет ни учебников, ни пособий, учителя рыскают по интернету в поисках информации.  

Как работать с детьми?

- По просьбе моей дочери, учителя географии и биологии, я написал иллюстрированную книгу «Природа Молдовы», которой она пользуется на уроках. Попытаюсь ее издать в электронном варианте для всех учителей Молдовы. Благодаря электронному формату дочь показывает текст и фотографии детям на большом экране, так они лучше воспринимают. Сейчас работаю над книгой «Природа Молдовы во все времена года», где будут использованы иллюстрации из моего фотоархива.

Меня всегда поражает то, что земляки не знают своей маленькой страны. Ездят в Турцию, Болгарию, назовут наперечет все тамошние курорты, но понятия не имеют о том, какие у нас в Молдове есть прекрасные места. Когда я был учителем - было понятие о внеклассной работе, у меня было школьное лесничество и кружок юных натуралистов. Я до сих пор горжусь своими учениками, которые стали учителями биологии, лесниками, соавторами моих книг, людьми, которые не оставят после себя ни одной бумажки в лесу, которые слушают и слышат птиц и по голосу определяют, кто поет. Вот так должна работать школа.

Бывший депутат – автор книги о птицах Молдовы

- Меня порадовала новость об издании вами книги о водоплавающих птицах Молдовы.

- «Околоводные и водоплавающие птицы Молдовы» - это полевой определитель птиц. Она полезна для охотников, биологов, любителей природы. Я пробовал издать ее в Санкт-Петербурге. Но из-за большого количества цветных фотографий книга получилась очень дорогая. А в черно-белом варианте она не имеет смысла. Тем не менее, недавно книга все же увидела свет - первая из серии «Птицы Молдовы». Всего таких книг четыре. Попытаюсь издать их у нас в стране в этом году.

- Дома не нашлось спонсоров?

- Представьте, нет. Я пытался издать ее за счет фонда общества охотников - отказали. Хотя сейчас охотники готовы покупать ее. Книга написана на русском языке, что не приветствуется в Молдове. С другой стороны, на русском она уже заинтересовала профессионалов за пределами Молдовы. Коллеги очень высоко о ней отозвались, они утверждают, что достоинство книги в том, что она издана именно на русском: это позволяет расширить круг читателей.

- У нас в Молдове ее заметили?

- Книга вызвала интерес у ученого-эколога Ильи Тромбицкого, он взял у меня пару экземпляров из небольшого тиража, одну – для отправки в Москву, в библиотеку имени Ленина. Планирую доиздать часть тиража в Кишиневе, подобрал недорогую типографию. Книгой заинтересовались работники зоопарка,  учителя биологии.

- Не пробовали ее предложить министерству образования как пособие?

- Пробовал. Не хотят. Просят издать ее «на румынском». На это, естественно, нужны средства и переводчик-орнитолог.

От заповедников остались одни названия

- Вы много предприняли экспедиций по Молдове. Жаль, что у них не участвуют дети. Раньше для них проводили  экскурсии в заповедники...

- Увы, от заповедников у нас остались одни названия. Раньше они, как научные заведения, относились к АНМ. Сейчас переданы «Молдсилве». Никакой научной работы не ведется, заповедники умирают, к большому сожалению. Я до сих пор продолжаю работать с учениками в селе Унгурь, занимаясь их экологическим воспитанием, знакомлю с природой севера Молдовы – и буду это делать, пока хватит сил и здоровья. 

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии