Экономика

Особенности национальной «стирки»

31.10.2014, 06:00
{Особенности национальной «стирки»} Молдавские Ведомости

Независимый аналитический центр «Expert-Grup» представил 28 октября исследование «Налоговые противоречия - невидимая реальность». По данным независимых экспертов, доля теневой экономики в Молдове выросла за последнее десятилетие, достигнув в 2013 году 28 процентов от ВВП.

Разница между собранными в прошлом году налогами и теми, которые мы могли бы собрать, достигла примерно 9 миллиардов долларов, что составляет 9 процентов ВВП. По мнению экспертов, все это происходит из-за того, что роль налоговой службы толком не определена.

«Государственная налоговая служба не может привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления, - отметил на пресс-конференции программный директор «Expert-Grup» Думитру Будянски. - Большинство материалов о нарушениях, переданных налоговыми инспекциями правоохранительным органам, не влекут за собой никаких результатов».

В редакции нашей газеты побывал бывший работник МВД, рассказавший о некоторых схемах воровства денег из казны. В них вовлечены руководители налоговых служб, МВД, прокуратуры и других правоохранительных органов. Полицейский принимал участие в раскрытии многих финансовых преступлений и уволился, разочаровавшись в конечных результатах. «Сложилась круговая порука отмывания денег, которая засасывает как в трясину, - рассказал наш читатель. – Именно поэтому я предпочел уйти из МВД».

Вот одна из схем отмывания денег, в которой задействованы работники налоговых служб, МВД, прокуратуры, центра по борьбе с коррупцией. По некоторым делам продолжается следствие.

- Систему наладили в столичной налоговой инспекции в 1996 году. Была создана схема откатов от налогоплательщиков-нарушителей закона. За взятки, которые достигали 15 процентов от выявленной суммы, налогоплательщики освобождались от выплат в бюджет. Если нарушители артачились и отказывались «сотрудничать» - против них устраивались рейдерские атаки сотрудниками произвольно созданной отдельной структуры налоговой инспекции. О существовании и бурной деятельности этой структуры стало известно. Через два года организаторы были уволены. Но потом, благодаря высокопоставленным покровителям, вернулись на прежнее место работы в еще более высокой должности. И все возобновилось. За несколько лет размеры самообложения зашкалили до того, что минфин… перевел в вышестоящую инстанцию.

На новом месте чиновник быстро освоил систему госзакупок для учреждения. Откаты за каждую сделку достигали 10 процентов. В 2004 году он попал в поле зрения центра по борьбе с экономическими преступлениями и был арестован за использование служебных полномочий с целью сокрытия фактов ухода от налогообложения. Дело замяли, и он вернулся на прежнее место работы, а в 2008-м уволился «по собственному желанию». И снова устроился на высокие должности во влиятельных госструктурах, где отслеживал  неугодных и собирал дань с подконтрольных учреждений. На строптивых руководителей фирм и организаций МВД и центр по борьбе с коррупцией заводили уголовные дела. До суда они, как правило, не доходили: стороны находили взаимопонимание. Строптивые нарушители соглашались выплачивать дань.

Эксперты центра «Expert-Grup» заявили на пресс-конференции, что для искоренения системы отмывания денег и ухода от налогов необходимо ввести понятие «налоговой этики». Граждан, по их мнению, необходимо убеждать в том, что налоги и пошлины вносят вклад в развитие общества. И что, это убедить чиновников не воровать?

Авторы исследования рекомендуют углубить реформы в юстиции, в других областях, вести настойчивую борьбу с коррупцией. Об этом же говорят на разных уровнях представители власти более двадцати лет. Тем временем система уклонения от уплаты налогов и ухода от наказания за финансовые преступления приобретает масштабы национальной катастрофы.

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии