Здоровье

Почему минздрав не рассчитывает индекс человеческого развития

15.06.2023, 19:16
{Почему минздрав не рассчитывает индекс человеческого развития } Молдавские Ведомости

На этой неделе по предложению министерства здравоохранения правительство утвердило стратегию «Здоровье-2030». Как сказано в преамбуле постановления - в целях организации и стратегического планирования. То есть не с целью какими-то конкретными мерами поддержать людей, укрепить, способствовать улучшению жизни и здоровья. 

Вспомним, что в 2007 году правительство Василе Тарлева также утвердило стратегию развития системы здравоохранения на 2008-2017 годы. И тогда стратегия была якобы разработана на основе опыта новых стран-членов ЕС, а также основных документов ВОЗ, генерального департамента по здравоохранению и защите потребителя при Европейской комиссии, департамента здравоохранения, питания и населения Всемирного банка и других международных организаций, действующих в области политики здравоохранения. 

На заседании правительства нынешняя министр здравоохранения всего лишь вскользь упомянула, что предыдущая программа не достигла намеченных целей. Программа не достигла цели? И перечислила новые цели, уже свои. Даже не извинившись за то, что с 2017 года отраслевое министерство забыло обновить стратегию. 

Быть может, в принципе сами цели – благородные. Но ведь все делается без никакой материальной, финансовой и людской поддержки!

В перечне целей стратегии «Здоровье-2030» - 42 показателя. И начинается перечень с показателя  «ожидаемой продолжительности жизни» (ОПЖ). Которая ныне якобы составляет 69,1 года, к 2025 году достигнет 71,5, а к 2030-му – 72 лет. После чего следуют девять показателей смертности. 

Для ясности. Как правило, под ОПЖ подразумевают ожидаемую продолжительность жизни с рождения,то есть с возраста 0 лет, при условии, что на протяжении жизни условия будут не хуже, чем при рождении. Кто-либо из нас в курсе, каким был предполагаемый прогноз продолжительности жизни при рождении? Из сказанного уже понятно, что за стратегии у нас утверждаются, в том числе по части здоровья. 

Почему-то Алла Немеренко не захотела использовать более универсальный показатель – индекс человеческого развития. Это сводный индекс, измеряющий средние достижения в трех основных измерениях развития: долгая и здоровая жизнь, знания и познания, достойный уровень жизни. Тот самый достойный теоретический уровень жизни, который обещан жителям Молдовы в статье 47 Конституции. Притом не только отдельному человеку, жителю и гражданину Молдовы, но и всей его семье.

Тот достойный уровень жизни, для которого в законодательстве нет даже теоретического определения с перечислением основных параметров. 

В международном рейтинге индекса человеческого развития, по понятным причинам, Молдовы нет.

Первые пять мест в рейтинге (максимальный уровень 1,0) на протяжении многих лет занимают: Норвегия – 0,96 (в 2010-м – 0,94), Исландия – 0,96 (0,90), Швейцария – 0,96 (0,94), Гонконг – 0,95 (0,91) и Дания – 0,95 (0,91). 

США на 21 месте – 0,92 (0,91), Россия на 59-м – 0,83 (0,80), Румыния на 53-м – 0,82 (0,81). На последнем месте Южный Судан – 0,39 (0,43). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что за десять лет соответствующий индекс даже в указанных развитых странах почти не изменился. 

Правительство и, в частности, Немеренко, никак не поймут, что, согласно Конституции, статья 47, государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку и его семье достойного уровня жизни, потребного для поддержания здоровья и благосостояния, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания.

А согласно статье 36 Конституции обязаны были органическим законом определить структуру национальной системы здравоохранения и средства, предназначенные для охраны физического и психического здоровья людей. 

Подчеркиваю – для охраны и психического здоровья тоже, а не только для лечения соматических болезней, чем в основном занимаются в минздраве, НКМС и в медицинских учреждениях.  

Согласно определению (статья 2 закона №411/1995 обохране здоровья) отраслевое министерство не является составной частью системы здравоохранения. Однако парламент своим законом незаконно передал в подчинении Немеренко всю систему. Ведь из того, что статьей 15 закона №10/2009 о государственном надзоре за общественным здоровьем минздрав обозначен как центральный орган публичного управления в области общественного здоровья, еще не следует, что минздрав находится над системой, чьей компонентой не является. Кроме того, согласно статье 14(2) того же закона, минздраву вменено в обязанность осуществлять только оценку рисков для здоровья людей, о чем и информировать их. 

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии