Здоровье

Почему на севере Молдовы - запредельная смертность населения?

10.07.2015, 06:00
{Почему на севере Молдовы - запредельная смертность населения?} Молдавские Ведомости

Самое дорогое у человека – жизнь, и об этом вспоминаешь, знакомясь с данными смертности национального бюро статистики. На севере страны смертность не просто высокая - запредельная. В прошлом году в Дондюшанах умерли 1767 человек - это самый высокий показатель по республике: например, в Анений Ной -1028, в Басарабяске - 1008. Не лучше картина и в других северных районах: в Бричанах за год умерло 1544 человека, в Окнице – 1487, в Единцах – 1474. Что же стоит за этими цифрами? Как выяснили «Молдавские ведомости», однозначного ответа на этот вопрос не существует, но есть предположения.  

 

Официальная версия: люди стареют…

Почему на севере Молдовы столь высокая смертность? На вопрос согласился ответить директор Центра семейной медицины района Единец Олег Гуцан. 

«Ответ простой: население стареет, - сказал он. – Вот данные того же НБС по коэффициенту старения: это число лиц в возрасте 60 лет и старше на 100 жителей. В 1980 году этот коэффициент составлял 10,7, в 2000-м - 13,6, в конце прошлого года превысил 16».   

На севере страны, в том числе и в Единцах, большинство людей умирает от болезней системы кровообращения.

«Это проблема всей Молдовы, - говорит Олег Гуцан. – В стране в прошлом году от этого умерло больше 22 000 человек, из них в городах - 7 000, в сёлах - 15 000. Разумеется, в городах возможности здравоохранения выше, в сёлах - скромнее, но это не значит, что заболевший не получит минимальную медицинскую помощь. В каждом селе есть медработник, который оперативно измерит уровень сахара в крови, сделает и грамотно расшифрует электрокардиограмму на месте. Учитывая тот факт, что не во всех малых сёлах есть аптеки, наш медик может предоставить больному лекарства. Сотрудники нашей лаборатории по утвержденному графику объезжают сёла района, отбирают кровь на анализы, везут в центральную лабораторию и черед день-два привозят результаты. Больным не надо ездить в Единцы».

 

…Но здравоохранение прогрессирует  

Олег Гуцан в медицине не один десяток лет и уверяет, что здравоохранение постепенно становится на ноги: «Хочу особо подчеркнуть роль национальной компании медицинского страхования. Благодаря НКМС все застрахованные могут получить качественное медобслуживание. Больные сахарным диабетом, гипертоники, получают лекарства с большой скидкой: если оно стоит сто лей - больной платит 15-20 лей, для пенсионеров это важно. НКМС предоставляет лекарства всем детям в возрасте до 5 лет и беременным. По направлению кардиолога можно пройти УЗИ сердца. Даже обследование на магнитном резонаторе бесплатно. Вот и считайте, стоит ли покупать полис за 2020 лей со скидкой, если обследование на магнитном резонаторе без полиса стоит почти 5 тысяч».   

 

Все болезни – на нервной почве…

Но мы все о своем - почему смертность на севере такая высокая? Только ли в старении проблема, или есть другие, пока ещё не выявленные причины?

Главный санитарный врач Единецкого района Василе Беженарь не взял на себя смелость назвать возможные причины: «Да, смертность выше, чем по Молдове, а почему - думаю, никто не возьмёт на себя смелость ответить, да и нет однозначного ответа. Все взаимосвязано. Если обобщить, то, наверное, прав будет тот, кто сказал, что все болезни на нервной почве».

 

 …Потому что вода – она чистая…

А разве болеют, к примеру, не от некачественной воды?

«Что ж, поговорим про воду, - соглашается Василе Беженарь. - В города Единец и Купчинь она поступает из реки Раковец. Каждую неделю мы делаем забор воды на наличие холерного вибриона и кишечных палочек. Вот вчера вода полностью соответствовала санитарным нормам. Что касается сёл… В районе 53 водопровода. Во многих сёлах вода из артезианских скважин, где также все в норме. Проблемы с колодцами. Из 11 300 действующих колодцев чистая вода только в 1300. В остальных не соответствует норме по содержанию нитратов и жёсткости».

Жёсткая вода - с повышенным содержанием кальция и магния. Врач объясняет: «Кальций и магний в воде не вредят, куда опаснее превышение нитратов, солей азотной кислоты, которые попадают со стоками с сельхозугодий. В организме нитраты превращаются в нитриты, вступают в реакцию с гемоглобином крови и не позволяют ей переносить кислород. Может наступить кислородное голодание, появляются отдышка, тахикардия. Нитраты губительно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, особо опасны они для детей. Хотите быть здоровыми, смотрите, какую воду пьёте».

Но разве нельзя и колодезную воду привести в норму?                                                          

«Почему нельзя? – удивляется Василе Беженарь. - Можно. Этим мы и занимаемся. Общественные колодцы хлорируем, составляем предписания примарам. Проводим беседы с хозяевами колодцев».                                                            

 

…И нитраты под контролем

А в продуктах питания нитраты в норме?

«Не могу сказать, - говорит Василе Беженарь. - Проверка продуктов на рынках не нашей компетенции, этим занимается районное управление безопасности продуктов питания».

И вот мы в кабинете директора вышеупомянутого управления и спрашиваем уже у Марина Веремчука: почему на севере самая высокая смертность?

«Мы такую статистику не ведём», - удивляется собеседник. - У нас другая задача. Каждое утро сотрудники лаборатории осуществляют анализ продаваемых овощей и фруктов на содержание нитратов. У нас точные приборы, и ни один продавец не будет торговать без проверки».

И что, картошка, капуста, укроп, морковка - всё в норме?

«Абсолютно всё, что продаётся на рынке, можно смело есть. Но мы проверяем только фрукты и овощи, которые были выращены в Молдове. Что касается привозных - их анализ осуществляется при въезде в страну. Проводить дополнительный анализ – нарушать закон. Но если есть жалобы, мы вынуждены проверить. То есть всё под контролем. Мясо, брынзу, сметану также проверяем на наличие нитратов. И это не просто формальности. С одной туши берём сразу пять анализов».

 

Яблоко – отдельно, ядохимикаты – отдельно

 

Но почему же, проезжая мимо сада, видишь, как трактор ведет обработку ядохимикатами, ветер их развеивает, да так, что даже вкус яда на губах ощущаешь? В курсе ли специалисты, чем кропят сады, картофель, другие овощи?

«Разумеется, - говорит Марин Веремчук. - Все ядохимикаты  зарегистрированы службой стандартизации. У владельца сада есть специальный журнал, куда он заносит все данные о применяемых препаратах».

Говорят, сады опрыскивают десятки раз в сезон?

«Значительно меньше. Если погода солнечная – пять раз. Если после обработки пошёл дождь - придётся ее повторить. А если ядохимикаты  разносит ветром, они попадают в воду, долетают до ближайших сёл… Так ведь и солнце не только пользу приносит. Возможно, что-то доходит до сёл, но в мизерной концентрации, это не может повлиять на здоровье».

 

В частных клиниках можно лечиться по полису

Есть в Единцах крупный диагностический центр «Неуромед». Здесь квалифицированные специалисты на современном оборудовании обследуют человека с ног до ушей. Обращаемся к сотрудникам с тем же вопросом о причинах высокой смертности. Врачи считают, что всё сводится к культуре: за границей каждый человек после 35 лет ежегодно проходит полное медобследование. У нас люди бегают, суетятся, пока не попадут в больницу на каталке.  

Между тем сделать, скажем, УЗИ сердца в клинике можно за 350 лей, но можно и по полису бесплатно: НКСМ заключает договоры с частными клиниками. В «Неуромед», к примеру, приходят 20 -25 человек в месяц на обследование по направлению кардиолога. Так что было бы желание.  

 

Личный опыт

Мнение специалистов понятно. Что же по этому вопросу думают сами люди? А люди в шоке. Разговариваешь с пенсионерами и безработными – и слышишь, что губят не столько плохая вода и грязный воздух, сколько нищета и  всеобщий обман.

Для бедных - немыслимые налоги, сборы, страховки. Выжить могут лишь люди с толстыми кошельками. Бедные пополняют статистику смертности. В Европе безработного поддерживает государство, а у нас содрать с него последнюю рубашку - в порядке вещей. Власть не несёт ответственности за нищету, ее политика сводится к одному: взять по грошу с каждого бедняка. И потому складывается обманчивое впечатление, что государство – это парламент и правительство. На самом деле государство это мы – забыли? Каждый имеет конституционное право на здоровье, труд, безопасную окружающую среду и хорошую еду. На жизнь, наконец.

Социальное государство нацелено на выживание граждан. А у нас на что оно нацелено? Штрафы, сборы, налоги, отчисления, страховки. Безработный платит за полис 4 тысячи лей, получая массу обещаний от страховой медицины. Но, взяв деньги, она отворачивается. Бесплатные, если верить НКСМ, процедуры в больнице просят оплатить, рецепты на компенсированные медикаменты «только что закончились».  

В юности я носил в кармане комсомольский билет и чувствовал себя причастным к передовой молодёжи. В армии я носил в кармане военный билет и чувствовал себя защитником Родины. Сегодня я ношу в кармане полис и чувствую себя лохом. Только лох мог заплатить 4 тысячи лей ни за что.

 

Сердце, ты само во всем виновато! 

Врачи и медицинские чиновники часто говорят, что люди у нас невежественные и сами виноваты в своих болезнях. И впрямь, в селах идёшь по центральной улице по колено в навозе, потому что коров на пастбище гонят по улицам. Дождевая  вода смешивается с навозом – и в подземные воды, оттуда – в колодец. Анализ воды из частного колодца стоит около 800 лей. Дорого! И все точно так же дорого! Зарплаты не хватает даже на еду – кто тут будет думать о медосмотрах, витаминах, кто будет покупать чистую воду на всю семью?

А ведь сердце не может долго жить в постоянной нищете, стрессе, унижении. И официальный факт о смерти в маленьком молдавском городке за год 1767 человек, в том числе 1158 - из-за сердечно-сосудистых заболеваний, говорит только об одном: в Молдове сложилась обстановка, опасная для жизни. 

 Николай ВИНЯТИНСКИЙ 

Комментарии (1) Добавить комментарии