Почему не работает новый центр гемодиализа
В августе 2013 года правительство приняло постановление о частно-государственном партнерстве с целью предоставления услуг гемодиализа. С этого времени должна была начаться новая веха улучшения качества жизни больных с почечной недостаточностью. Но не началась.
Тендер в обстановке нетраспарентности
На первом этапе прошел тендер, организованный минздравом. Заявки подали восемь компаний, впоследствии шесть документы забрали, из оставшихся выбрали одну - «BB Hamodialyse Молдова», которая была создана за месяц до объявления тендера. Как отметили СМИ, названия других компаний минздрав не пожелал назвать, объяснив это коммерческой тайной.
Компания «BB Hamodialyse Молдова» является частью компании «B.Braun Avitum Румыния», а та, в свою очередь, подразделением «BB Hamodialyse Handelsellschaft mbH» - одного из крупнейших поставщиков систем экстракорпоральной обработки крови по всему миру. Международная компания управляет сетью диализных центров во многих странах, она же снабжает их системами, осуществляющими весь процесс гемодиализа: от исследования до терапии.
Говорит Александру Чербу, начальник отдела стратегического планирования и развития минздрава: «Одним из главных условий участия в тендере было то, что инвестором может быть только компания-производитель оборудования для гемодиализа. Она должна установить это оборудование, обеспечить его бесперебойное функционирование и за свой счет обучить специалистов. Кроме этого, по условиям тендера, компания берет на себя обязательство доставлять больного до аппарата и обратно – до места проживания, из любой точки республики, обеспечить проведение процедуры и позаботиться о его обслуживании (питание и пр.). В стоимость процедуры должно быть заложено все: амортизация аппаратуры, медикаменты, зарплата врача, коммунальные выплаты, дорога, питание и содержание пациента. Отделения гемодиализа должны существовать автономно. Для этого местные власти обязаны обеспечить помещением больницы, в которых поставщик услуг гемодиализа проводит ремонт за свой счет».
Центр диализа администрирует адвокат Филата
17 апреля 2014 года был подписан договор государственно-частного партнерства в сфере услуг
диализа в Молдове.
При подписании
присутствовали министр здравоохранения Андриан Усатый, директор НМСК Мирча
Буга, представитель «BB Hamodialyse
Молдова», адвокат Игорь Попа, генеральный менеджер «B.Braun Avitum» Румынии
Георге Булат и другие лица.
Только сейчас стало известно, что Игорь Попа как
адвокат осуществляет защиту арестованного экс-премьера Влада Филата.
Тарифы на гемодиализ выросли вдвое
В Молдове 450 человек страдают острой почечной недостаточностью, для них единственное спасение - гемодиализ. Еще 1300 стоят на учете. С каждым годом количество больных растет. При этом давно прекратило свою деятельность общество пациентов с почечной недостаточностью.
Сегодня в республике семь отделений оказывают такую услугу, четыре из них в Кишиневе, по одному - в Бельцах, Кагуле и Комрате. Все вместе они не покрывают даже одной трети потребностей. В декабре 2014 года правительство утверждает новые тарифы на услугу гемодиализа – 1995 лей против 806 лей, действовавших ранее.
Чтобы попасть в список, нужно чтобы кто-то умер
Какие изменения должны были произойти с открытием нового центра и что произошло на самом деле? Ответы на эти вопросы редакция газеты «Молдавские ведомости» узнала в беседе с Геннадие Цурканом, координатором Центра анализа сферы здравоохранения.
- Почему назрела необходимость в частно-государственном партнерстве в сфере диализа?
- Проблема, которую не могло решить государство, состояла в том, что не было денег на новую аппаратуру. Срок использования аппаратов в государственных клиниках истекал. По слухам, чтобы новому пациенту с почечной недостаточностью включиться в список получающих услуги диализа, нужно было ждать, когда освободится место.
Выгодно, но не пациенту, а частному бизнесу
- Перед тем, как было внедрено частно-государственное партнерство, Международная финансовая корпорация, подразделение Всемирного банка, провела аудит и предложила сферы, в которых можно заключать договоры о частно-государственном партнерстве в предоставлении медицинских услуг. Для диализа определили срок в 10 лет. После этого центр переходит в собственность государства. Но в Молдове этот срок продлили до 12 лет. В первоначальном варианте он вообще составлял 25 лет.
Новое оборудование для диализа окупается в течение семи лет. Еще три года инвестор может работать на прибыль. Но после этого все переходит государству, и предоставление услуг диализа продолжается на еще не старом оборудовании. В Молдове срок увеличен – и, как видно, в пользу частной компании.
- Почему за диализ берутся частные клиники?
- Он выгоден им с точки зрения администрирования. Это не первичная медицинская помощь, которая охватывает множество услуг. Диализ – это конкретное количество пациентов, которые нуждаются в конкретной медицинской услуге. Пациенты имеют точный диагноз, который нельзя симулировать. Диализ выгоден и с точки зрения легкости оказания услуг: куплен аппарат и пациент по прибытии получает то, что нужно.
- За что боролась общественность, настаивая на создании частно-государственного партнерства в сфере диализа?
- Если страна идет в медицине по пути частно-государственного партнерства, на первом месте должен быть пациент. В Молдове же выгоду получило частное предприятие. Постановлением правительства определено увеличение количества мест, которые будут оснащены службами диализа. Больному диализ нужен два-три раза в неделю. В европейских странах такие службы есть во всех городских больницах - там понимают, что без этого человек умирает.
Обещали создать систему диализа по всей стране
- По постановлению правительства победитель должен модернизировать инфраструктуру службы диализа по всей стране - в республиканской клинической больнице, институте охраны здоровья матери и ребенка, национальном центре скорой медицинской помощи, муниципальной клинической больнице Святой Троицы, городских клинических больницах Бельц, Кагула и Комрата. Нужно создать новые центры диализа в районных больницах Единец, Дрокии, Унгень, Сорок и Кэушень.
Но время прошло, а кроме уже существовавших государственных отделений диализа в Бельцах и Комрате других филиалов нового центра диализа нет! Более того, члены общественной организации были свидетелями нового проекта правительства во изменение ранее принятого - с целью удалить из списка новые центры, кроме действующих. Под напором общественности проект постановления не был вынесен на обсуждение.
По таким тарифам могли бы работать и государственные клиники
- Почему увеличили тарифы на услуги диализа?
- Минздрав заверял: абсолютно все услуги по гемодиализу будут покрываться полисом. Стоимость услуг, предоставляемых частным партнером, не должна превышать тарифы, утвержденные правительством. Но правительство в декабре 2014 года увеличивает тарифы на гемодиализ до 1995 лей.
Председатель национальной компании медицинского страхования Мирча Буга был против, о чем и заявил на заседании кабинета министров. По таким повышенным тарифам и государственные клиники могли бы работать, закупая аппаратуру. Но в таком случае не открылся бы центр на основе частно-государственного партнерства, что было главной целью организаторов от медицины. Доход частного предпринимателя в таком партнерстве образуется не от перечислений НКМС, а от дополнительных услуг, которые учреждение оказывает: плазмофорез, очищение крови, услуги диализа лицам, не имеющим полиса. Тут уже тариф устанавливается самим центром. Вот почему частные медицинские центры участвуют в такой форме сотрудничества. Они могут недополучить доход от партнерства с государством, но за счет платных услуг восполнят свои доходы. База предоставления медицинских услуг создана, в рекламе нет нужды - пациенты будут всегда.
Приоритеты РКБ – кафе и магазин
- Помещение для нового центра предоставила республиканская клиническая больница – отдав три этажа, которые занимала поликлиника. Сейчас пациенты и врачи вынуждены через улицу Тестемицану ходить в институт кардиологии.
- Размещение поликлиники РКБ в другом здании создало много проблем для пациентов и врачей. С точки зрения администрирования услуг перенос поликлиники из здания РКБ в другое здание, размещение его на 5-6 этажах института кардиологии было неправильным решением. В самой РКБ есть много пустующих помещений, которые можно было использовать. Но на первом этаже, где еще недавно было большая гардеробная, открыты кафе и большой магазин. Но не в этом же основная задача РКБ!
Что получили государственная больница и минздрав?
Редакция пригласила к разговору администратора центра диализа и директора РКБ Анатола Чуботару. После неоднократных переговоров и многочисленных переносов встреч диалог не состоялся. Между тем очень хотелось узнать ответы на следующие вопросы:
Какие выгоды получила РКБ в результате размещения центра диализа на ее территории?
Если в РКБ ситуация с финансированием плачевна, то кто и почему принял решение построить там за два года новый хирургический комплекс?
Почему до сих пор не открыт центр диализа, который готов принимать пациентов?
Когда пациенты смогут получать услуги в новых фиалах центра в районах республики?
Есть ли у центра диализа долги перед РКБ за ремонт предоставленных помещений?
Марина АБЛИСИМОВА
Гемодиализ - метод внепочечного очищения крови приострой и хронической почечной недостаточности. Во время процедуры происходит удаление из организма токсических продуктов обмена веществ. По данным минздрава, 80 процентов оборудования для гемодиализа в Молдове устарело, отделения переполнены.
Новости по теме
- Сегодня, 06:00
- 21.11, 18:37
- 18.11, 14:21
- 17.11, 13:50
- 16.11, 15:49
- 16.11, 07:22
- 15.11, 08:35
- 15.11, 07:42
- 14.11, 10:02
- 14.11, 07:48
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 06:00
- 21.11, 18:37
- 18.11, 14:21
- 17.11, 13:50
- 16.11, 15:49
- 16.11, 07:22
- 15.11, 08:35
- 15.11, 07:42
- 14.11, 10:02
- 14.11, 07:48