Общество

Пожилые люди и коронавирус: кто у кого остался в долгу

21.10.2020, 14:30
{Пожилые люди и коронавирус: кто у кого остался в долгу} Молдавские Ведомости

Затяжной характер эпидемии и выбросы статданных словно приучают нас к мысли о неизбежности смерти, обесценивая жизнь. Масла в огонь добавляют «светила» медицины, рассуждающие о естественной убыли – природа якобы сама регулирует процесс перенаселения планеты. Они отправляют в общество посыл: смерть якобы грозит лишь прослойке населения в 65-70 лет. Но кто решил, что нужно умереть тем, у кого не выработан еще жизненный ресурс? Разве вклад этих людей в развитие не весомее вклада многих людей помоложе? Нравственно ли вообще жизнь человека ставить на весы?

Защита прав или дискриминация

ООН еще в начале эпидемии призвала не списывать со счетов пожилых. Однако требование без острой необходимости не выходить из дома обернулось многомесячной  изоляцией, невозможностью трудиться, консультироваться у врача, покупать лекарства и продукты, общаться, чтобы не сойти с ума от одиночества.

С другой стороны, одиночество наедине с ковидом - удел не только пожилых. Так почему в правах ограничены именно они? Может, это какие-то организационные издержки правительства? Ответить на этот и многие другие вопросы попытались участники дебатов «Ковид-2019: защита прав или дискриминация?», организованные НПО «Help Age International Moldova».

По данным координатора политик Кристины Райлян, в начале 2020 года в Молдове жило около 574 900 человек в возрасте старше 60 лет - 21,8 процента  населения. Каждый третий – в возрасте от 60 до 64 лет, каждому десятому - более 80 лет. «Пожилые люди не должны восприниматься как уязвимая группа», - утверждает Райлян.

Но почему же 63-летних массово отправляют в длительные неоплачиваемые отпуска, а то и увольняют? В школах некому учить, в больницах некому лечить, страдает производство. Во имя чего? Пандемия застала медицину, и не только ее, врасплох, обнажив все недостатки управления.

«Расходы на госпитализацию пожилых слишком уж высоки»

«Это первая пандемия, с которой сталкивается наша страна», - пытается оправдать действия чиновников замдиректора НАОЗ Ион Шалару. И приводит данные:  64 424 случаев заражения и 1514 смертей от осложнений.  Причем большинство заражений регистрируются в группе 50-59 лет – 20,6 процента. А смертность, приписываемая этой возрастной группе, - 16 процентов. То есть заражаются чаще люди среднего возраста, и они чаще заражают пожилых?

В то же время в следующей возрастной группе - от 60 до 69 лет - действительно есть скачок смертности:  580 смертей, более 38 процентов.

По словам Шалару, цифры оправдывают рекомендацию изоляции людей в возрасте, поскольку они страдают от сопутствующих  заболеваний. Но есть еще одна причина особого подхода здравоохранения к людям старше 60 лет. «Мало того, что они более уязвимы и смертность среди них намного выше, - практически каждый человек этого возраста требует госпитализации, а расходы на нее высокие», - пояснил Шалару.

Цитатами вирус не победить

Самое время вспомнить советскую систему здравоохранения с ее профосмотрами,  обязательной флюорографией, бесплатными санаторными путевками. Все это позволяло человеку многие годы после выхода на пенсию чувствовать себя здоровым.  Сегодня картина иная: число хронически больных увеличилось в разы, государственная медицина на коленях перед частной, просит аппаратуру и врачей. А больным с ковидом рекомендует лечиться на дому. Шоком стала новость о пустующей туберкулезной больнице в Ворниченах, оснащенной всем необходимым для лечения легочных осложнений…

Все это - приговор государственной медицине, которая обанкротилась у нас на глазах. Недооцененные профессионалы вынуждены уезжать,  липовые молодые специалисты неспособны поставить диагноз. В том же ряду - десятки сокращенных медучреждений, разрушенная целостная система, опора 36 статьи Конституции.

Мы пожинаем плоды этой разрухи и пытаемся оправдать ее тем, что «никогда этого не было - и вот опять», цитируем европейские конвенции. Вместо четких, выверенных действий - шарахания: то объявляем карантины, то отменяем, то снова объявляем. То разрешаем ездить в троллейбусах и ходить в бассейны и кафе, то запрещаем.  Конечно, легче что-то запретить, нежели хладнокровно и толково организовать. И вот уже на улицах Кишинева появляются невесть зачем выведенные военные с пулеметами на БТРах…

Как вымыть руки, если высохли все колодцы?

Во время чрезвычайных ситуаций армия всегда была главным помощником и спасителем. Почему сейчас не задействовать ее в доставке самым уязвимым продуктов и воды?

«Чаще мойте руки…». А если в селе высохли все колодцы и руки моют самогонкой, как в Обилень Хынчештского района? Кто вообще подумал о сельском населении? Как оно справляется с бедой и справляется ли? Или государство – простой учетчик, а вся страна – это столица?

Местная власть вместе с социальными службами провалила программу волонтерства. И кто придумал вместо помощи людям систему штрафов, которую, к счастью, отменили? Но разве принятие заведомого невыполнимого закона не подрывает авторитет законности? Казалось бы, чего проще: возьмите на учет каждого одинокого старика - и не морочьте головы запретами.

Невостребованный психолог

Запуганные пожилые люди, добросовестно обрекшие себя на самоизоляцию, - это потенциальные клиенты психиатрической больницы. Они боятся заразиться даже от телефонного звонка.

Моя 70-летняя подруга, до которой я смогла дозвониться лишь через ее дочь, наотрез отказалась общаться со знакомыми – все они тут же заводили речь о ковиде. «Я не хочу ничего об этом знать, извините, я позвоню вам позже», - говорила она и больше к телефону не подходила. Тяжелую психологическую травму женщина смогла преодолеть лишь благодаря вниманию дочери и медикаментозному лечению. Но ведь не у всех пенсионеров дети живут рядом!

Грош цена тем психологам, которые умеют только брать деньги за консультации в «мирное» время и остаются равнодушными в момент войны с ковидом. Неспроста ведь медицину катастроф всегда дополняют психологами. Они явно нужны, когда психику людей разрушают непрекращающиеся сирены неотложек. Где же профессиональные психологи на телеканалах? Ведь все пожилое население  хронически засело у экранов? Почему минздрав, правительство не задействовали этот ресурс? Не боятся получить через несколько месяцев больное общество?

Деньги должны делать деньги

Быстрее всех переориентировались частные банки, «MAIB» первым проинформировал о заочных платежах, отсрочках платежей по кредитам, автоматическом продлении депозитов и  банковских карт, отказе от начисления пени. Это - огромная помощь населению.

Но ведь большинство пожилых людей понятия не имеют об интернете, боятся банкомата. Остается небезопасный поход на почту и очередь. Почему же решение о доставке пенсий и пособий на дом осталось на бумаге? Автор этих строк не получила по почте апрельское пособие - оно без уведомления клиента было перечислено на банковскую карту.  Сколько звонков понадобилось и хождений по инстанциям в разгар эпидемии! О какой самоизоляции тогда речь?

Изоляция или профанация?

А кто проверял, как люди соблюдают карантин после зарубежных поездок? Ведь не у всех есть по две квартиры, чтобы изолироваться там на две недели. Выходит, требование минздрава более чем формально. Тем временем пустуют гостиницы и дома отдыха, почему бы не задействовать их?

Вот Чехия – та открыла для карантинников гостиничные номера. В России пошли еще дальше: 24 августа все гостиницы обязали часть номеров выделять под изоляторы для заразившихся коронавирусом.

А мы в разгар пандемии проводим собрания и встречи. И ведь пенсионеры первыми пойдут избирательные участки, считая это долгом. Почему же государство не отдаст им свой, гарантированный Конституцией, долг, охраняя их здоровье, чтобы уменьшить страшные цифры человеческих потерь?

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии