Экономика

Рида Текая: «Что сделают банки, которые набрали ценных бумаг, если правительство объявит дефолт?»

26.02.2016, 06:00
{Рида Текая: «Что сделают банки, которые набрали ценных бумаг, если правительство объявит дефолт?»} Молдавские Ведомости

Выпуск 26-процентных ЦБ приводит к снижению инвестирования в экономику, а бюджет не сможет платить, считает президент «Mobiasbanca Groupe Societe Generale»

Политический кризис оказывает огромное влияние на экономику: ни один крупный или средний иностранный инвестор не пришел на рынок РМ за последние два года, заявил президент «Mobiasbanca Groupe Societe Generale» Рида Текая в интервью Инфотаг.

Инвесторы приезжают, анализируют ситуацию, ведут дискуссии, но не принимают никаких решений, а главное - не вкладывают деньги в экономику, считает Рида Текая: «"Mobiasbancа" впервые сталкивается с ситуацией, когда утверждено большое количество кредитов, но они не освоены. Это означает, что большинство клиентов, как местных, так и зарубежных, приостановили инвестиции, желая посмотреть, как дальше будут развиваться события. Я полагаю, что подобная ситуация и в других банках. Это довольно опасно. Когда в стране, наконец, будет стабильность и клиенты начнут брать кредиты, то банки могут не иметь достаточной ликвидности».

По словам Текая, 11 банков, переживших прошлогодние шоки, регистрируют прибыль, но это – «результат оппортунистических последствий»: «В 2015 году ситуация на валютном рынке была нестабильной. Банки покупали и продавали валюту, зарабатывая на марже, что поможет им выжить в 2016 году, который, как ожидается, будет трудным.

Надеюсь, скоро наступит период стабильности. Если новый президент будет избран в марте-апреле, то вторую половину 2016-го можно спасти. Мы ждем мер, способных привести к снижению давления процентных ставок и обязательных резервов на экономику. После этого понадобится еще шесть месяцев, чтобы ситуация стабилизировалась. Если повезет, то после довольно таки плохой ситуации в первой половине 2016-го страну ждет стабильное положение во второй половине года, что позволит экономике восстановиться и устойчиво развиваться в 2017 году. Если этого не произойдет, то 2016 году может стать катастрофичным с серьезными негативными последствиями для 2017 года».

В 2015-м были ликвидированы три банка, а НБМ принял ряд жестких мер, в частности, значительно увеличил базовую ставку (19,5 процента) и обязательные резервы банкам (35 процентов). Как эти меры повлияли на экономику и на сами банки?

«Теоретически это были эффективные меры для защиты лея, - говорит Текая. - Высокие колебания курса на валютном рынке в 2015 году были вызваны тремя факторами: пропавшим миллиардом, крупными спекулянтами (я не исключаю, что среди них были и информированные люди), а также паники населения. После того, как ситуация на валютном рынке успокоилась, на рынке еще появлялись курсовые колебания. Это говорит о том, что некоторые спекулянты пытаются легко заработать».

Доходы от купли-продажи валюты составили около 15 процентов от всех доходов, которые «Mobiasbancа» получил в 2014 году. В среднем по банковскому сектору этот показатель такой же. Но в прошлом году он вырос вдвое и составил 30 процентов из-за колебаний обменного курса. Такие методы получения дополнительной прибыли Текая не считает нормальными. И еще один аспект: «НБМ опубликовал предварительные результаты деятельности банковского сектора за 2015 год. Из цифр, которые показывают чистую прибыль за 2014 и 2015 годы, я вычленил показатель прибыли от операций на валютном рынке. Интересно, что для многих банков, в том числе крупнейших, результат отрицательный. То есть они получили выгоду от операций на валютном рынке, но не очень хорошо работали в сфере кредитования экономики».

Сейчас банки ждут от НБМ постепенного снижения ставок, говорит Рида Текая: «Проблема в том, что высокие процентные ставки начали менять поведение клиентов. Банки предлагают ставку по депозитам на уровне 17-18 процентов. Вместо того, чтобы инвестировать в новое оборудование и технологии, получая прибыль на уровне 10 процентов, многие компании предпочитают хранить сбережения на банковских депозитах, зарабатывая 17 процентов без особых хлопот. Но самое страшное в том, что и банки начали вести себя также. Они принимают вклады от клиентов по ставке 17-18 процентов - и вместо того, чтобы перенаправить эти ресурсы экономике, покупают государственные ценные бумаги с доходностью 26 процентов. Некоторые банки чрезмерно увлеклись, хотя это не их основной бизнес. Я считаю, что бюджет не сможет слишком долго платить 26 процентов по ценным бумагам. Молдова защищена не больше, чем Греция, и в один день все это может плачевно закончиться. Что сделают банки, которые приобрели большое количество ценных бумаг, если правительство объявит дефолт. А уже есть сигналы о задержках с выплатой зарплат и пенсий».

Что касается «Mobiasbancа» - он ввел лимит на покупку ценных бумаг: «Мы удивлены тем, что другие банки вкладывают значительные средства в ЦБ. Такое поведение не должно быть характерно для банков, поскольку их главная цель - финансировать реальный сектор. Я знаю, что некоторые банки просят клиентов вернуть кредиты, выданные ранее, по ставке 10 процентов, и используют эти средства для покупки бумаг с доходностью 26 процентов. Поскольку бюджет остро нуждается в ресурсах, процентная ставка может быть повышена искусственно до 30 процентов, чтобы привлечь новые средства, и не объявлять дефолт. Но это уже предупреждение: с финансами что-то не так. Покупатели должны спросить себя: что произойдет, если государство перестанет временно погашать свои ценные бумаги или объявит, что выкупит их не через год, а через 10 лет?».

По мнению Рида Текая, подход многих банков «краткосрочный»: «Я уже сказал, что не все банки зарегистрировали в прошлом году рост в  основной сфере деятельности. Если исключить доход от операций на валютном рынке, то доходы "Mobiasbancа” увеличились в 2015 году на 30 процентов по сравнению с 2014 годом, а у других банков этот показатель отрицателен… Когда анализируется деятельность банка, необходимо уделять особое внимание показателю ROE (рентабельность собственного капитала), то есть соотношению между вложенными средствами и доходами. Если мы инвестировали 1000 лей, это означает, что мы не должны быть довольны тем, что получили 1015, даже если 15 лей в абсолютном значении больше чем 10 лей, заработанных другими банками, которые вложили 100 лей… Я советую всем при анализе деятельности банка исключить доходы, полученные от валютных операций».

Что может произойти в банковском секторе в 2016 году по оптимистическому и пессимистическому сценарию? Для Рида Текая «оба сценария одинаковы»: «Один банк будет ликвидирован, один - очищен от плохих кредитов… Возможная ликвидация еще одного банка - это был бы хороший сценарий. Есть два способа очистить стол: салфеткой, если проблема небольшая, или сжечь его, если древесина поражена вредителями. Ликвидация еще одного банка не будет большой проблемой для страны. Молдова может выжить с 10 банками без проблем. Два года назад, когда появились первые слухи о проблемах в трех банках, которые впоследствии были ликвидированы, многие говорили о таком сценарии как о катастрофе. Но ее не случилось. Оставшиеся банки легко поглотили активы, они смогут легко абсорбировать еще один-два крупных и непрозрачных банка».

Рила Текая надеется, что Дорин Дрэгуцану справится с одним из последних вызовов - в случае одного из банков, который находится под внешним наблюдением: «Проект заключения аудита не был подписан, и, чтобы не публиковать отчет, банк пошел на разрыв контракта с аудиторской компанией мирового уровня. Возможно, отчет показывает слишком много нарушений, участие в различных схемах, говорит о тех, кто стоит за нынешними акционерами, и вообще доказывает, насколько слаб этот банк… Мне интересно, как отреагируют НБМ и МВФ, которые знают об этом отчете, даже если он всего лишь "проект", и о том, что один из банков под внешним наблюдением расторг контракт в последнюю минуту».

Как относиться к заявлениям оппозиции, что банковский сектор продолжает красть деньги? Рида Текая считает, это не исключено: «Нет дыма без огня. Но однозначно воруют уже не на том уровне».

 

 

Банки глотают ценные бумаги как акулы

Растущий спрос на ценные бумаги государства существенно снижает показатель их доходности. Во вторник, 23 февраля, министерство финансов разместило бумаг более чем на 300 миллионов лей с доходностью ниже 26 процентов, чего не наблюдалось в последнее время, сообщает Инфотаг.

По данным НБМ, минфин привлек в бюджет 304,8 миллиона лей (15,2 миллиона долларов), что почти на 4 миллиона лей больше, чем на предыдущем аукционе. Это показывает, что спрос на ценные бумаги государства велик. При предложении на 250 миллионов лей спрос со стороны банков составил 433 миллиона, что на 21 миллиона больше показателя аукциона прошлой недели.

Доходность бумаг с 91, 182 и 364 днями обращения зафиксирована на уровне 24,11-25,79 процента, что ниже предложения на предыдущем аукционе. При этом значения такой доходности почти вдвое превышают уровень инфляции (годовое значение по итогам января - 13,4 процента). В текущем году НБМ прогнозирует инфляцию на уровне 10,1 процента.

Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение процентных ставок по ценным бумагам, что повлечет за собой и снижение индикаторов денежно-кредитной политики НБМ. Один из источников агентства сказал: «У рынка большие ожидания, что на очередном заседании исполнительного комитета НБМ может быть, принято долгожданное решение о снижении ставки рефинансирования, которая сейчас составляет 19,5 процента, а также показателя обязательных резервов (35 процентов)».

Снижение не будет существенным, но оно даст важный сигнал рынку о том, что ситуация стабилизировалась и что регулятор не видит опасений в чрезмерном давлении на инфляцию. НБМ не отказался от своей стратегической задачи - вернуть индекс потребительских цен в коридор 5 процентов плюс-минус 1,5 процента. Согласно прогнозу, это может произойти в третьем квартале 2017 гола, если не произойдет непредвиденных обстоятельств.

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Ситуация изменится, когда любой работник акционерного банка будет владеть, минимум, одной акцией и он будет чувствовать себя частью этого общества.