Политика

С треском провалившееся государство

20.03.2015, 06:00
{С треском провалившееся государство} Молдавские Ведомости

Доживающий последние месяцы «Проект Украина» мог стать успешным. Между тем в момент обретения независимости Украина имела всё и даже больше для строительства серьёзного государства. И геополитика тому благоприятствовала. Страна обладала десятой экономикой мира. На её территории располагалось 40 процентов мощностей советского ВПК и 60 процентов тяжёлой промышленности.

 

Идеальные стартовые условия

Сельское хозяйство Украины обеспечивало продовольственную безопасность государства. Сеть железных и шоссейных дорог, магистральных трубопроводов, ряд портов отличались хорошим транзитным потенциалом. Из 52 миллионов человек населения было достаточно высококвалифицированных кадров для всех сфер экономики и науки. Охраняла всё это добро миллионная группировка Советской Армии, вооружённая новейшим оружием.

 

У страны не было серьёзных конкурентов. Отношения со всеми соседями были дружественными. Правда, Украине не хватало нефти и газа, но недостающие объёмы поставляла Россия. С учётом того, что до 80 процентов транзита российских энергоносителей в Европу в 90-е годы обеспечивала украинская трубопроводная система, договориться к было несложно. Что и сделал Кучма, заключивший в 2002-м десятилетний контракт с «Газпромом».

 

Взамен Москва нуждалась в минимальной политической лояльности Киева, его нейтралитете. За это она платила серьёзными экономическими уступками. Когда сегодня говорят о 35 миллиардах долларов, безвозмездно вложенных Россией в украинскую экономику, речь идёт лишь о том, что можно подсчитать. Реальные потери РФ от предоставления украинским товарам режима наибольшего благоприятствования - в разы больше.

 

 

Против тренда

И как при всей этой благодати Украина дошла до столь ужасного финала? Много говорят о коррумпированности элиты, но почему 52 миллиона человек упёрто выдвигали именно таких управленцев? Как вышло, что люди радостно согласились быть обманутыми, лишёнными будущего ради неких чуждых им символов? Ответ на эти вопросы даёт отличие принципов государственного строительства, принятых на Украине, и тех, которыми руководствовались российская, белорусская и казахстанская элиты. В трёх последних случаях строились государства сограждан.

 

В Белоруссии националистические партии влачат жалкое существование. В Казахстане существует национализм, но на бытовом и бюрократическом уровнях. Назарбаев чётко определил казахский национализм в качестве главной угрозы существованию страны. Права  русского населения закреплены законодательно. Русские националисты публично страдают по поводу того, что  Россия строилась как государство россиян. Так Москва, Минск и Астана добились внутренней стабильности на основе межнационального компромисса.

 

А Украина начала создаваться как государство «титульной нации». Вместо концепции равенства граждан была принята концепция «позитивной дискриминации».

 

Союз постсоветских бюрократов и националистов

Украинские националисты изначально лгали о своих целях. Реальную поддержку они получили только в трёх галицийских областях (Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской). Но злую шутку с Украиной сыграло  доставшееся в наследство от СССР богатство, совпали интересы украинской компартийной номенклатуры и украинских националистов. Россия оказывалась объективным противником как националистов, так и госбюрократии. Отсюда - востребованность мифа о вечно угнетённом народе, который веками боролся (ясное дело, с Россией) за свою свободу. Отсюда же и миф о евроинтеграции как столбовом пути.

 

Блоку бюрократов и националистов удалось отодвинуть социалистов и коммунистов. В итоге бюрократы получили контроль над экономикой и финансами и возможность обогащаться, а националистам была дана гуманитарная сфера - культура, наука и образование. За 20 лет националисты обработали два поколения учащихся, армию и силовые структуры.

 

Первоначально украинский национализм подавался в мягком варианте, но акценты менялись. Украинская пропагандистская машина все больше радикализировала умы и насаждала откровенный нацизм. Начались обиды на советские символы, на День Победы, на русский язык. А в начале 2000-х бюрократия уже вырастила олигархию. Миллиардеры покупали фракции, министров, премьеров, президентов. Наличие олигархически-националистического консенсуса на Украине показало Западу (прежде всего США), что страна созрела для активного вмешательства.

 

Ключевой плацдарм США

В начале нулевых внешняя политика России становилась всё самостоятельнее. Путин был согласен остаться союзником США, но не вассалом. Тут и пришло время задействовать антироссийскую агентуру в постсоветских государствах. Практически все «цветные революции» в СНГ выпали на период 2003–2008 годов. Цель - создать из бывших союзных республик пояс враждебности. Но Москва сумела блокировать распространение «цветной заразы». Тогда все силы США были брошены на дестабилизацию отношений России и Украины.

 

Марионетка, торгующаяся с кукловодом

США не возражали против избрания Януковича президентом в 2010 году. В Вашингтоне были осведомлены, что тот попытается вернуться к политике многовекторности, которая предполагала использование российских ресурсов для оплаты украинской евроинтеграции. Денег на поддержание союзников у США не осталось. Теперь вассалы должны были оплачивать американскую политику из собственного кармана.

 

Ющенковская команда была предельно дискредитирована, Тимошенко зарекомендовала себя многократной обманщицей партнёров. А Янукович находился под контролем американских агентов и искренне собирался «интегрироваться в ЕС». Он наивно рассчитывал, что раз Запад получает из его рук Украину в полное владение, то ему позволят переизбраться в 2015-м. Для этого он и окружение активно финансировали нацистские организации.

 

«Фашистская опасность», по замыслу, объединяла вокруг Януковича антифашистских избирателей Юго-Востока. Для умеренных националистов и «евроинтеграторов» манком должна была послужить подписанная ассоциация с ЕС. Планировалось под это дело получить от ЕС кредит в 15–20 миллиардов долларов для сохранения жизненного уровня до выборов 2015 года.

 

План Януковича был безупречен. ЕС, получавший украинский актив стоимостью в триллионы, должен был раскошелиться на какие-то жалкие пару десятков миллиардов. Но США не планировали оставлять у власти Януковича. Его должен был заменить абсолютно ручной компрадор, а национальный украинский бизнес должен был погибнуть, расчищая место европейскому.

 

Майдан вместо золотого ключика

В результате рассчитанной на пять лет операции США получали на Украине к 2015 году ручной и легитимный русофобский режим, а ЕС - зону свободной торговли на 45-миллионном рынке. Система зон свободной торговли, действовавшая как «кротовая нора», обессмысливала Таможенный союз и ставила крест на всех российских интеграционных проектах в Евразии. Одним ударом США восстанавливали своё политическое и экономическое доминирование в мире, причём заплатить за это должна была Россия.

 

Но увалень Янукович, вдруг уяснив, что никаких миллиардов на поддержание социальной стабильности ему не видать, отложил подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Чтобы ЕС был сговорчивее, даже съездил в Москву, где ему пообещали искомые миллиарды за куда меньшие уступки. Путин пытался разыграть украинскую карту и деньги выделил бешеные. Но Янукович получил майдан.

 

Кто развязал гражданскую войну

Благодарить за это надо главу администрации президента Лёвочкина. Его и Фирташа бизнес был предусмотрительно защищён в соглашении об ассоциации, отказ от которого ставил крест на финансовом и политическом благополучии этих олигархов. Лёвочкин давно координировал свои действия с посольством США и решил надавить на Януковича, требуя подписать декларацию. Он же инициировал начало студенческого майдана, а когда и это не сработало, - устроил провокацию с избиением, после которой майдан перестал быть мирным.

 

У Януковича оставалась пара недель, чтобы разогнать майдан, прежде чем его власть начнёт сыпаться. Однако уверенный в несерьёзности майдана глава государства начал длинные переговоры с оппозицией. Как только его слабость была зафиксирована, в игру включился Запад. Режим был обречён.

 

Янукович хотел пересидеть майдан за милицейскими кордонами. Выяснилось, что милиция профессионально подготовлена и мирный майдан не сможет смести власть. Шанс есть только у вооружённого переворота. Тогда США приняли решение идти путём переворота. ЕС согласился. Так судьба Украины была решена.

 

Ударным отрядом переворота должны были стать неонацистские боевики, так как другой силой оппозиция не обладала. Раздача им оружия сделала неонацистов хозяевами страны. Силовые структуры, преданные политиками, быстро разложились, а нацисты оказались в тепличных условиях, что позволило им установить контроль над силовыми ведомствами.

 

Это стало очевидной угрозой для 25-миллионного безоружного русского населения Украины. Вооружённое противостояние двух примерно равных частей Украины, поддержанных США и Россией, делало победу одной из сторон проблематичной, а саму войну -  потенциально бесконечной. Так бы и случилась, если бы внутренний экономический ресурс страны не был исчерпан. Тут выяснилось, что США и ЕС финансировать Украину не собираются.

 

Начинавшаяся гражданская война устраивала Вашингтон: и деньги можно не вкладывать, и проблемы Москве и Брюсселю обеспечены, так как блокируется возможность создания их альянса, опасного для США.

 

Междоусобный спор

Отсутствие ресурсов должно было сделать украинскую гражданскую войну короткой, но кровавой. Так конфликт и развивался, пока Москве не удалось добиться перемирия, принудив Киев к Минским соглашениям. Однако эти соглашения не могли разрешить ключевых противоречий, поэтому изначально стороны рассматривали паузу как передышку для усиления боевого потенциала.

 

Киев оказался в худшем положении, чем ДНР и ЛНР. Республики опираются тылом на Россию, сравнительно небольшое население частично выехало в РФ, а частично способно существовать за счёт российской гуманитарки. На прочей территории Украины происходит экономическая катастрофа. Обвальное падение уровня жизни и безработица, охватившая до трети трудоспособного населения, вызвали радикализацию общества и угрозу повторного майдана. Каждая политическая группировка на Украине обзавелась боевыми отрядами, так что междоусобные споры могут решаться силой оружия.

 

Фатальная неизбежность самоликвидации

Самостоятельно выбраться из воронки Украина не может. Нацисты не дадут властям пойти на компромисс с Новороссией, а та не хочет жить при нацистском правительстве. Ресурсов на решение социальных проблем нет. Необходима внешняя сила, которая согласится взять на себя ответственность за разоружение сторон конфликта и за финансово-экономическую поддержку Украины с целью реставрации её экономики. Желающих заниматься подобной благотворительностью нет.

 

Неадекватность украинской элиты, её иррациональная вера в готовность Запада безвозмездно решать все украинские проблемы за свой счёт поставили государство в положение, когда его самоликвидация в краткосрочной перспективе - единственный вариант развития ситуации. Восстановление украинской государственности с точки зрения веры в чудо возможно, но с позиции политического анализа нереально.

 

Нельзя отменить войну                                                             

Страну можно было бы спасти, если бы хоть один из глобальных игроков был заинтересован в продлении её существования. В Донбассе между тем вместо разрозненных отрядов ополчения появилась хорошо вооружённая армия, явно избыточная для того, чтобы охранять огрызки Луганской и Донецкой областей. Трудно поверить, что танки, пушки, САУ, установки залпового огня и прочее ополченцы нашли в донецких степях.

 

Минимальная расчётная численность вооружённых сил Новороссии составляет 35 тысяч человек (порядка трёх дивизий времён ВОВ). Россия явно не склонна тратить деньги и ресурсы просто так. Если создаётся армия, способная наступать, значит, она будет наступать. Учитывая договороспособность Порошенко и растущее недоверие к нему нацистов, его буквально ведут на заклание.

 

ОБСЕ, ЕС и американцы в упор не видят российских военнослужащих в Донбассе и не замечают пересекающие границу не только гуманитарные конвои (чем те уже не раз вызывали истерику Киева). Понимая, что в Новороссии создана сильная армия, ЕС и США не используют возможность обвинить Россию в том, что она вооружает сторону конфликта. Наоборот, «западные партнёры» подталкивают Москву легализовать своё участие в вооружении Новороссии, постоянно обещая предоставить Украине военную помощь.

 

США подталкивают Киев к активизации военного конфликта, понимая, что любой повод будет немедленно использован Новороссией для очередного разгрома украинской армии. Ни о какой Украине (единой или делимой) речь уже не ведётся.

 

Иными словами, все готовятся к войне и понимают, каким будет ее исход. При этом Москве и Брюсселю война на Украине не нужна. Да, хотелось бы решить дело миром. Но поскольку Вашингтон настроен воевать, а Киев не может не воевать, то отменить войну нельзя.

 

США хотели, чтобы Россия воевала, уже прошлой весной. Москве удалось тогда уклониться от прямого участия в конфликте, за что придётся заплатить полномасштабной гражданской войной на Украине уже в 2015-м.

 

Возвращение империи

Что ждёт Украину по итогам войны? Ничего. Её не будет. И Новороссия не планируется: так как Киев сам уже слит,  то кому же сливать Новороссию? Украина России необходима вся или почти вся. В мире кончились деньги - хоть на украинскую независимость, хоть на новороссийскую. Пришло время империи возвращаться к естественным границам.

Источник: Однако

Публикуется в сокращении

Комментарии (0) Добавить комментарии