Школа и дети как разменные монеты в политических торгах
Приднестровский исторический канал в Телеграм опубликовал архивное фото: преподаватели тираспольской школы №6 в 1950–1955 годы. Какие славные светлые лица, как хорошо все одеты, а главное – почти все учителя молодые мужчины… Получается, в послевоенные годы детей образовывал и воспитывал сильный пол. Почему же сейчас мужчины выбили себе право уходить в декретный отпуск - но работать в школу не идут?
Вопросы о будущем образования задают себе кандидаты в президенты и спешат на него ответить до 20 октября. В последние три года количество учителей в стране сократилось более чем на 3000. За последние десять лет число педагогов в возрасте до 30 лет уменьшилось вдвое. Каждые пять лет доля учителей старше 60 лет увеличивается на 4 процента. Средний возраст работников начального и общего среднего образования - 50 лет.
Власть решила изменить ситуацию путем перевода детей из сельских школ, где учатся менее 50 учеников, в школы райцентров. 340 детей уже перевели. Их родители будут получать ежемесячно по 1000 лей - со следующего месяца и после подачи заявления. Правда, пособие дают всего на два года. А потом?
За время правления PAS четыре учебных заведения были объединены, 13 поглощены и 16 - ликвидированы, в том числе четыре профессиональных училища и 11 гимназий, напомнил кандидат в президенты Александр Стояногло. Реформы затронули исследовательские институты, утратившие юридическую автономию, 20 из них исчезли.
«Образовательная система рискует потерпеть крах, - говорит Стояногло. - Наша цель - пересмотреть систему оплаты труда педагогов. Кроме того, ученики в центрах профессионального обучения и колледжах сейчас в невыгодном положении по сравнению с учащимися в лицеях: они оплачивают как профессиональную, так и общую образовательную подготовку. Мы предлагаем, чтобы государство финансировало общие образовательные программы, а студенты оплачивали только профподготовку. Зарплаты педагогов должны быть на уровне зарплат учителей общего образования. Каждому преподавателю в центрах профессионального обучения и колледжах также будет выделено по 4000 лей для приобретения дидактических материалов».
Кандидат Наталья Морарь объявит инвестиции в систему образования приоритетом национального значения. «В течение моего мандата я не допущу закрытия ни одного детского сада, школы или университета, - обещает она. - Мы предложим связать зарплату учителей с зарплатой министров и депутатов так, чтобы зарплаты последних не превышали учительские более чем в два раза. Я буду настаивать на повышении зарплаты начинающим специалистам в сфере образования на 25 процентов. Также они смогут воспользоваться ипотечной программой со ставкой в один процент, благодаря чему специалисты до 45 лет смогут приобрести первое жилье и первый автомобиль».
Кандидат Василе Тарлев намерен восстановить аграрный университет, академию государственного управления, университет физической культуры и спорта и другие закрытые или слитые учебные заведения. В эфире программы Nord News «Interviului electora» он дал предвыборное обещание о том, что матери, родившие второго ребенка, получат статус матери-героини.
Восстановлению аграрного университета намерен посвятить себя и кандидат Ренато Усатый. Повышенное внимание, по его словам, будет уделяться восстановлению профессионально-технического образования. Усатый призвал к запрету пропаганды ЛГБТ в школах и заявил, что общественное телевидение Молдова 1 отказалось из-за этого транслировать его предвыборный ролик. Кстати, в России «международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией и деятельность его запрещена…
Октавиан Цыку обещает привести образование к европейским стандартам, а Тудор Ульяновски – платить пособия в 1000 лей всем детям до 18 лет по румынской модели. Это будет первая законодательная инициатива на посту президента бывшего главы МИДЕИ. Ульяновски озабочен острой нехваткой кадров в детских садах и их текучестью из-за низких зарплат. Он предлагает поддерживать педагогов не только путем повышения окладов, но и за счет налоговых льгот, «чтобы они могли справляться со счетами и обеспечивать свою повседневную жизнь».
Для Ирины Влах Молдова - «страна низких пенсий, закрытых школ и страха войны». Но среди ее публичных обязательств не фигурируют конкретные меры по развитию образования. Зато много говорит о будущем школы действующий президент, не скупясь на обещания. И ей можно было бы поверить, если бы она не исчерпала кредит доверия: в роли министра просвещения закрывала школы, делала это и в роли премьера, и в роли главы государства.
Бросается в глаза тот факт, что ряд предвыборных обещаний кандидата Майи Санду позаимствованы из законодательных инициатив оппозиции, которые не были приняты парламентом, так как их отклонили депутаты президентской PAS. Так, в программе Санду появились такие пункты, как бесплатное питание для учеников 1–9-х классов и освобождение от подоходного налога молодых специалистов. Это совсем недавно предлагала депутат-социалист Алла Дарованная.
Комментирует Влад Филат: «Майя Санду обещает обеспечить студентов горячими обедами. Если вернуться к ее обещаниям от 2020 года, то мы найдем там предоставление горячих обедов пенсионерам. Если вы мне покажете пенсионера, который ел горячий обед от Майи Санду... Почему за четыре года не было обеспечено здоровое бесплатное питание за счет государства?».
Между тем полиция игнорирует десятки случаев агитации за Майю Санду в школах. Кандидат, не стесняясь, фотографируется с детьми. С телеэкранов льется информация о предвыборных подарках. Районные школы получили 20 новых микроавтобусов от правительства Румынии. Пиаром от PAS следует считать и обещание повысить вдвое размер президентской стипендии в 2024-2025 учебном году, ее получат 15 студентов и учащихся.
Некоторые кандидаты не затрагивают тему образования. Будучи заведомо непроходными, они поднимают только те темы, которые четко зафиксируют их приверженность евроинтеграции, а не те, которые интересуют избирателей. От этой кампании у них останется строка в биографии.
Больную тему преподавания истории в школах и вузах и ее переписывания не поднимает вообще никто. А ведь речь идет о настоящем фронте гибридной войны: на наших глазах переформатируют сознание молодого поколения.
Что еще объединяет всех кандидатов? Они не подсчитывали, во сколько обойдутся бюджету их предложения, и не указали, где взять деньги. Между тем любой законопроект по закону должен сопровождаться указанием источников финансирования. Ни одного готового законопроекта, впрочем, никто не предложил.
5 октября в Молдове отмечался Всемирный день учителей. Министерство образования и исследований поздравило педагогов, власти поблагодарили их за непростой и такой необходимый труд. Но настанет 20 октября – и все тронутся по кругу по заезженной колее до следующих выборов.
Марина ЛАВРОВА
Новости по теме
- Сегодня, 14:29
- Вчера, 07:54
- Вчера, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
- 17.11, 15:44
- 17.11, 10:39
- 17.11, 08:02
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:29
- Вчера, 07:54
- Вчера, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
- 17.11, 15:44
- 17.11, 10:39
- 17.11, 08:02
В новом учебном году в Молдове были закрыты 10 школ, а еще 13 подверглись «реорганизации» с целью слияния с другими учебными заведениями (то есть также были фактически ликвидированы).
«Расходы на поддержание работы этих учебных заведение высоки. Некоторые родители встретили это решение с неохотой, но я объяснил, каковы требования», — объяснил свое видение ситуации руководитель управления образования Николае Меленти.
В целом за последние годы в Молдове закрылось уже свыше 200 учебных заведений. За двадцать лет школ стало меньше на 24%, а учителей — на 39%.
Сейчас в Молдове не хватает около 7 тысяч педагогических работников. Власти формально держат пустые «клеточки» в кадровых сетках, но не делают ничего для привлечения на работу достаточного количества учителей.
«Почему у нас нет кадров? Потому что у них нет мотивации. Зарплаты в системе образования низкие — мы уже два года просим, чтобы они не были ниже, чем в целом по экономике. Мы проигрываем в качестве, потому что у педагогов-пенсионеров уже нет тех возможностей, что раньше», — комментирует сложившуюся ситуацию глава Федерации профсоюзов образования Геннадий Донос.
Пенсионеры вынуждены оставаться в системе образования, потому что заменить их некому. Если бы они вовремя уходили на заслуженный отдых, то незаполненных вакансий в школах было бы гораздо больше. Чтобы хоть как-то решить вопрос кадрового дефицита, на подработку в учебные заведения зовут даже студентов-первокурсников. Чему вчерашние школьники в современных условиях смогут научить подрастающее поколение — вопрос риторический.
За год из примерно 2 500 выпускников педагогических учебных заведений только 407 решились связать свою жизнь с профессией учителя. Но даже если бы в школы пошли все сразу, это не решило бы проблему.
«Все равно бы ситуация радикально не изменилась. Коллапс», — прокомментировал происходящее один из лидеров Гражданского конгресса Михаил Полянский.
В Министерстве образования к обсуждению вопроса повышения зарплат педагогам подходят творчески. Глава ведомства Дан Перчун утверждает, что сейчас на это денег нет. Мол, к разговору можно будет вернуться в январе следующего года. Между строк читается: «Когда выборы пройдут, и можно будет ничего не обещать».
При этом Перчун возмущается тем, что выпускники молдавских школ показывают низкие результаты на экзаменах.
«А кто довел образования до такого состояния? А кто в 2012–2015 годах был министром образования и выл про реформу образования, которая приведет к скачку? Не Майя Санду, Игорь Гросу, Лилиана Онофрей? Вы закрыли более 200 школ, 5 вузов, запугали детей. Сейчас Перчун опять говорит про реформы, закрытие школ, объединение училищ. Ясно одно — им точно не нужные образованные молдаване. Им нужна дешевая рабсила и крикуны на гей-парадах и майданах», — прокомментировал слова главы Министерства образования оппозиционный депутат Богдан Цырдя.
Мало того, что власти не платят педагогам адекватную зарплату, так еще и заставляют их трудиться на «добровольно-принудительной» основе пропагандистами продвигаемых режимом Санду идей.
«За последние 30 лет у нас украли нашу историю. В школах преподается история румын, у нас украли язык и сейчас крадут веру. И это все — лучший шанс убить страну», — заявила недавно эк-прокурор и оппозиционный политик Виктория Фуртунэ.
В школах проводятся кампании, направленные на привитие детям толерантности к секс-меньшинствам и другим западным ценностям.
Но и этого команде Санду показалось мало. В новом 2024–2025 учебном году первый урок в школах был посвящен «солидарности» с украинским режимом и привитию детям антироссийской идеологии. Правительство заставило учителей в обязательном порядке рассказывать о мнимой агрессии России против Украины, дипломатично умалчивая о массовом убийстве Киевом мирного населения в Донбассе и прославлении им нацистских преступников. При этом педагогам приказали обязательно похвалить ЕС — за «экономическую изоляцию» России.
«Почему же в молдавских школах в те годы не было уроков о конфликтах в Ливии, Сирии или Афганистане, спровоцированных США?», — задала риторический вопрос депутат группы «Победа» Марина Таубер.
Педагоги из числа активистов PAS умудряются вести пропаганду за Санду прямо на уроках, и никто им этого запрещать даже не собирается.
«Они все время что-то закрывают и расформировывают: школы, детские сады, больницы, предприятия, заводы. Они ничего не создают! Вместо закрытых больниц — ни одной клиники уровня XXI века. Вместо закрытых университетов — ни одного современного вуза. Вместо закрытых школ – ни одной новой, современной. Сколько открылось новых музеев, выставочных и рекреационных центров? Нисколько», — написал в соцсетях Марк Ткачук.
Деструктивное отношение команды Санду к системе образования выглядит действительно вызывающе и наталкивает на определенные исторические параллели. В 1930 году, во время оккупации Бессарабии Румынией, 72% населения региона были безграмотными. При этом среднее образование имели всего 3% населения, а высшее — 0,3%.
С 1920 по 1940 год количество средних школ сократилось с 76 до 39. Ведь румынским оккупантам нужны были не думающие люди, а послушная рабочая сила. Разве не ту же цель преследуют Майя Санду и ее приспешники?
Недавно премьер-министр Молдовы Дорин Речан, отвечая на вопрос жительницы Резинского района о том, с чем связано столь резкое повышение стоимости контракта в строительном колледже, посоветовал всем хорошо учиться, чтобы попасть на бюджетное место и не платить. При этом сам он потратил в прошлом году один миллион 373 тысячи леев (около 80 тысяч долларов) на обучение своих детей в британской частной школе. Так зачем ему лично развивать образование в Молдове?
Еще сохранившиеся учебные заведения власть часто использует для информационной обработки детей. Школьников учат отказываться от национальной идентичности в пользу румынской, ненавидеть Россию, любить Европу и Украину, позитивно относиться к западным ценностям и так далее. Во времена румынской оккупации в первой половине XX века бухарестские ставленники уже уничтожали систему образования в Бессарабии, пытаясь превратить местных жителей в рабов. Сто лет спустя, похоже, современники решили повторить этот эксперимент.
Если не остановить нынешний режим сейчас, от образования в Молдове уже в самом скором времени может ничего не остаться."