«Шведский путь» лечения Covid-19: инъекции морфина в домах престарелых
5 июня маленькая Швеция незаметно обогнала огромный Китай по количеству умерших от коронавируса: 4639 против 4634. Само собой, в самой Швеции об этом рассказали только альтернативные медиа — основные СМИ скромно и слаженно промолчали. Их слаженность объясняется очень просто: шведские СМИ по большей части контролируются тремя игроками: государством, концерном\кланом Bonnier и концерном Schibsted.
В двух предыдущих статьях я описал причины выбора шведским руководством стратегии «стадного иммунитета» — и печальные последствия такого выбора, подтверждённые шведской же статистикой.
Но меня лично поразил не этот шведский выбор (он был во многом предсказуемым) и не печальные последствия шведской стратегии — они не намного отличаются от эпидемиологических потерь Бельгии, Британии, Италии, Испании, Голландии, Франции. Швеция пока № 7 в списке относительных смертей от коронавируса, на 1 миллион своего населения шведы потеряли 480 человек.
«Паллиативный уход» для стариков и сомнения врачей
Удивление и шок вызвала у меня шведская процедура «паллиативного ухода»: 17 апреля 2020 управление социальной службы региона Явлеборг (Gävleborg) издало и официально опубликовало на сайте региона распоряжение относительно использования кислорода для больных Covid-19. В распоряжении под заголовком «Применение кислорода при паллиативном уходе в случае заболевания Covid-19» (с ещё более откровенным подзаголовком «Смягчение симптомов при завершении жизни — применение лекарств при паллиативном уходе в случае заболевания Covid-19») приказывали пожилым больным давать не кислород, а опиоиды (в частности морфин). Как известно, опиоиды в принципе не лечат, а лишь подавляют боль. В стокгольмском регионе инструкции более расплывчаты, там иногда разрешают давать кислород пожилым пациентам прямо в доме престарелых, но настаивают на инъекциях морфина.
Большинству врачей очевидно: опиоиды в случае, когда пациент из-за пострадавших лёгких и так еле дышит, просто остановят дыхание такого пациента. Тем более, если у пациента перед этим отобрать кислород.Удивительно, но в Швеции громко и чётко против этого «паллиативного ухода» выступили всего два-три человека!
Первым был доктор из отдела хирургии Дандеридского госпиталя (Danderyds sjukhus) в Стокгольме Йоан Стируд (Johan Styrud). Он также является членом правления профсоюза медиков и потому его мнение, косвенно критикующее новые правила, попало даже в государственные СМИ — в передачу канала P3 шведского радио от 3 апреля. В передаче указывалось: многим пожилым пациентам отказывают в госпитализации и в интенсивной терапии, хотя места есть. Возможно, чтобы сохранить запас мест для наплыва больных или для более «перспективных» пациентов. Вместо интенсивной терапии отвергнутым пациентам дают сразу и кислород, и морфин, подавляющий боль в лёгких. Доктор Стируд подтвердил этот подход. Подтвердил он и то, что при интенсивной терапии многие из таких пациентов бы выжили. Он также отметил, что необходимость решать, кому из пациентов достанется интенсивная терапия, оказывает сильное психологическое давление на врачей, принимающих такие решения каждую смену.
На ту же тему доктор Стируд высказался в интервью от 14 апреля в газете Svenska Dagbladet. В нем он указал истинные причины «запаса» мест интенсивной терапии. Он привёл статистику по стокгольмскому региону на тот момент (13 апреля): 218 мест интенсивной терапии есть в гражданской медицине, из них 70 свободны, но их не обслуживают, так как не хватает персонала, ведь 20−25% персонала находится на больничном! В это же самое время в стокгольмском регионе было 4575 больных с положительным тестом на Covid-19.
Вторым явно неравнодушным человеком стала медсестра Латифа Лёфвенберг (Latifa Löfvenberg) из частной фирмы по медобслуживанию, которая работает в доме престарелых. Помимо этой работы Латифа политик и депутат регионального уровня от партии Шведские Демократы (член совета по здравоохранению). Она подняла вопрос о смерти около десятка пожилых больных Covid-19 в доме престарелых, в котором она и работает. Она рассказала, как пенсионеры медленно умирают без кислорода, в телефонном разговоре с доктором Йоном Таллингером.
Эта новость попала в альтернативные СМИ Швеции ещё 30 апреля — Латифа особо подчеркнула, что по новым правилам она не имеет права давать пациентам кислород и не может отправлять пациентов в госпиталь — им велено не посылать туда больных Covid-19 вообще! Причём тесты на Covid-19 этим больным тоже делать не хотят. Сотрудники домов престарелых без медицинского образования по новым инструкциям о «паллиативном уходе» уже начали давать инъекции морфина таким пожилым больным. Когда даже у необразованного персонала эти инструкции вызывали сомнения, тогда они звонили к Латифе за советом, описывая симптомы пациентов и спрашивали: давать морфин или нет? По телефону она запретила им такого рода инъекции, но это удалось ей только для того дома престарелых, где она сама работает.
Доктор (терапевт общего профиля) Йон Таллингер (Jon Tallinger) — оказался куда более прямолинеен, чем его коллега Стируд и вывел эту методу «не надо им кислорода, дайте им морфина!» на международный уровень, использовав свой канал на Youtube и профиль в Facebook.
Реакция иностранных СМИ на шведскую методику «паллиативного ухода»
В начале мая в англоязычной сети и в прессе, именно благодаря действиям Латифы и Йона, стали появляться статьи с сенсационными заголовками:
«Этот шведский доктор утверждает, что в Швеции они отказываются давать кислород пожилым«
«Швеция оставляет пожилых пациентов с Covid-19 умирать, говорит соцработник«
Эти статьи малоизвестны в России. Скрытая шведская сенсация была замечена только к концу мая англоязычными СМИ из РФ — «Спутник» и Russia Today опубликовали по одной статье.
В Швеции же шло простое игнорирование сообщений Йона и Латифы основными СМИ. Но само по себе мнение Йона Таллингера было поддержано профессором гериатрии Ингве Густафсоном (Yngve Gustafson) в интервью 11 мая каналу TV4 шведского телевидения. В передаче обсуждали почему к середине мая половина (около тысячи человек) из умерших от Covid-19 пожилых шведов умерли именно в домах престарелых? И почему этих умерших в принципе не доставили в больницы и не оказали помощь там? Даже не попытались это сделать, решив их судьбу прямо в доме престарелых, зачастую без диагноза врача или с диагнозом … «по телефону». Ведущие передачи спросили профессора Густафсона о правомочности принятия таких решений в домах престарелых. Профессор, едва сдерживаясь от гнева, прямо заявил, что персонал дома престарелых в силу отсутствия знаний никак не может принимать решения о текущем состоянии таких пациентов, и уже тем более о том, кто будет жить, а кто умрёт. Также невозможно делать какие-либо заключения о пациенте без непосредственного осмотра пациента доктором, диагноз по телефону это не вариант. А «паллиативный уход» с помощью морфина и мидозалама, по мнению профессора, означает просто довольно быстрое удушение пациента, так как оба этих препарата ухудшают дыхание!
В чем причина молчания о «паллиативном уходе» в Швеции?
Как легко можно догадаться деятельное противостояние местной системе здравоохранения не пошло Латифе на пользу — она была уволена уже 5 мая. Уволена без пояснений причин, но все понимают, что основную роль сыграла её позиция и выступления в СМИ. Ведь она также заявляла и о недостатке средств защиты в домах престарелых — ей самой пришлось доставать лицевые экраны для своих коллег не по правилам… она догадалась закупить их у тюремной охраны Швеции! Начальство её инициативу не оценило и отказало в дальнейших закупках средств защиты для персонала домов престарелых.
Медицинские и региональные власти вместо этого повернули дискуссию о правомочности новых методов «паллиативного ухода» в плоскость «может ли неподготовленный персонал использовать опасное кислородное оборудование?» и запретили домам престарелых покупать даже кислородные концентраторы (собирающие кислород из обычного воздуха). Этот поворот для Латифы выглядит особо издевательски: тот самый необученный персонал, которому доверили на глазок делать куда более опасные инъекции морфина, почему-то не в состоянии освоить простое кислородное оборудование!
Остальное шведское общество продолжает сохранять спокойствие и сплоченно молчит. Для незнакомого с глубоко спрятанными шведскими реалиями такое молчание может показаться невероятным. Но у меня есть своё объяснение: тема шведских пенсионеров в домах престарелых стала опасной для обсуждения задолго до коронавируса, ещё примерно два-три года назад. Дело в том, что с тех пор региональные власти страны (под нажимом правящей социал-демократической партии и «красно-зеленого» альянса) выпроваживают, выселяют и выживают из домов престарелых шведских пенсионеров (под предлогами ремонта, перестройки) и заполняют эти жилые площади иммигрантами, якобы беженцами. Расходы на приём и расселение беженцев у коммун такие большие, что коммуны уже экономят на отоплении и горячей еде в коммунальных домах престарелых. При этом уже с 2009 года для пенсионеров не шведского происхождения организуются «этнические дома престарелых», где люди могут провести свои последние годы в привычной им языковой, этнической среде, питаясь любимой национальной едой. Такая вот забота о чужих пенсионерах в ущерб своим.
Источник: Eadaily.com
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00