Здоровье

Смертность низка, лечат хорошо, но число серьезных больных вырастет

24.09.2020, 10:36
{Смертность низка, лечат хорошо, но число серьезных больных вырастет} Молдавские Ведомости
На следующей неделе будет обнародован отчет ассоциации за демократию через участие ADEPT о процессе управления пандемическим кризисом. Наиболее важные выводы огласили участники публичных дебатов: "Эффективность управления кризисом, вызванным COVID-19", передает IPN.

Исполнительный директор ADEPT Игорь Боцан отметил, что авторы отчета проследили за качеством принятия решений государственными учреждениями в целях защиты общественного здоровьяс января по сентябрь. Целью были также оценка правовой базы управления чрезвычайным положением, эффективности санитарной системы, поведения граждан. Было проанализировано управление чрезвычайным положением, работа комиссии по чрезвычайным ситуациям, национальной чрезвычайной комиссии общественного здоровья, единого командного центра.

До введения чрезвычайного положения, отмечает Боцан, правовая база действий в чрезвычайных ситуациях была адекватной. Проблемы возникли, когда эта правовая база начала реализовываться, однако, омбудсмен забил тревогу, и в течение месяца практически удалось устранить недостатки в реализации законодательной базы. С рекоменациями Венецианской комиссии Молдова справилась хорошо, но , были ограничены определенные права. 

Боцан отметил непродуманность процедуры наказания нарушителей санитарного режима. Назначались штрафы в 1100 евро, в то время как средняя зарплата по стране - 7 тысяч лей. Затем КС аннулировал инструмент, позволяющий сотрудникам МВД предупреждать и штрафовать людей, которые нарушают правила. 

По словам эксперта, ADEPT провел мониторинг 15 учреждений, имевших полномочия в управлении пандемическим кризисом. Установлено, что глава государства провел 12 заседаний единого центра управления, "о которых трудно сказать, какую пользу они принесли", потому что комиссия по чрезвычайным ситуациям и так издала достаточно постановлений. По мнению Боцана, роль главы государства в координации была не стратегической, а политической.

Что касается п
равительства - оно вытеснило парламент из процесса принятия решений под предлогом необходимости оперативного управления ситуацией, считает исполнительный директор ADEPT. Это произошло потому, что депутаты обратились в Конституционный суд, который, в свою очередь, отменил некоторые инициативы правительства (в том числе кредит в 200 миллионов евро из России). "Была попытка отодвинуть парламент, но депутаты самостоятельно, имея возможность инициировать вотумы недоверия и обратиться в КС, выявили ряд недостатков, - сказал Боцан. - Был и простой вотум недоверия, который, несмотря на провал, был полезен, потому что были созданы условия для публикации важного отчета по управлению кризисом".

"Еще один отчет был через месяц, - сказал Боцан. - Затем был отчет о медицинской статистике. Она должна быть конкретной: больные врачим, смерть. Но обнаружено очень много пробелов. Если посмотреть ежедневные отчеты о заболевших медиках, а затем сравнить цифры, предоставленные минздравом, можно найти сотни несоответствий в отношении умерших. Люди в этих статистических данных опущены. Нельзя так поступать с людьми".

Директор ADEPT отметил, что МИДЕИ выполнило свою миссию образцово, а вот МВД до истечения срока чрезвычайного положения прекратило публиковать данные о штрафах за нарушение эпидемиологических норм. В НАОЗ самой большой проблемой было решение о тестировании: положительный уровень тестирования составлял более 24 процентов, это чрезвычайно высокий показатель". 

По словам Игоря Боцана, понятно, что в рамках указанных комиссий находятся все члены правительства, поскольку, согласно Конституции, именно правительство принимает решения. Однако в составе этих комиссий находятся и лица, подчиненные другим учреждениям. „Например, МЗТСЗ имеет в подчинении НАОЗ, и как они принимают решения? Могут ли эти подчиненные иметь другое мнение, чем у министра?”,- задался вопросу исполнительный директор ADEPT.

Игорь Боцан добавил, что существует проблема, связанная с прозрачностью и отчетностью. Публикуются как решения, так и протоколы: "Нас интересует, зачем публиковать протоколы? Вероятно, потому что есть разные мнения. И мы пришли к выводу, что если в любом случае правительство принимает решения, но в соответствующих ситуациях необходимо каким-то образом расширить состав правительства в этих комиссиях, тогда логично было бы применять формулу ЦИК во время выборов: член с правом голоса и члены с консультативным правом. Это нужно для того, чтобы очень четко понять, кто и как принимает решения".

На заседании высшего совета безопасности глава государства сказал, что "мы сдаем экзамен на национальную зрелость" в управлении кризисом, а через месяц появляется на публике и говорит, что медики рекомендуют ужесточить ограничения, но руководство страны считает, что экономика важнее. "Оставим экзамен нации и займемся экономикой?", - спросил эксперт.

Для простого человека большой проблемой является стоимость масок, которые  подорожали. "Они очень дороги, хотя была поставлена задача контролировать цены на маски", - сказал Боцан.

Эксперт в области общественного здоровья Алла Токарчук считает, что есть достаточная правовая база для объявления чрезвычайного положения, что и стало спасательным кругом. В то же время по отраслям было очень много недостатков.


"С самого начала объявления чрезвычайного положения я попыталась найти в законе об охране здоровья такое понятие - но не нашла, - сказала Токачрук. - Нет регулирующих рамок. Выручили рекомендации ВОЗ и других международных организаций. Они постепенно воплотились в решения комиссии по чрезвычайным ситуациям, минздрава и НАОЗ. Нужно скорректировать правовые рамки, чтобы справиться с новыми чрезвычайными ситуациями".

Токарчук отметила, что база здравоохранения - медработники: "Благодаря врачам нам удалось получить в некоторых областях хорошие результаты. В целом смертность низка, качество лечения хорошее, и  все это благодаря врачам". 

Система здравоохранения работает в трех измерениях. Национальное агентство общественного здоровья работает в области профилактики, выявления пациентов, отслеживания контактов. В тот момент, когда у пациента появляются первые симптомы, он попадает в сферу компетенции системы первичной медицины. При подтверждении диагноза - переходит в сферу лечения. "Эти три сегмента испытали первый шок, когда поступили первые пациенты, а у медиков не было защиты. Тем не менее, очень быстро были перегруппированы силы, общество мобилизовалось путем сбора средств, шитья масок. В конце апреля медработники почувствовали себя немного увереннее", - отметила Алла Токарчук.

По ее мнению, в скорой помощи и первичной медицине шок не преодолен. Если весной и летом обращались только пациенты с ковидом и другие нуждающиеся в оперативной помощи, то теперь вернулись хронические пациенты, начались осенние обострения. В этих условиях медицина работает под очень высоким давлением.

Эксперт заявила, что в условиях пандемии в обществе сформировался конфликт интересов, обозначились несколько групп. Кто-то высказывается за спасение экономики и ставит на первый план экономические интересы. Группа, поддерживаемая религиозными сообществами, отрицает пандемию. Медицинское сообщество предупреждает: люди умирают, что медперсонал задыхается в защитном оборудовании и требует от людей ответственности. В то же время есть сознательные люди, которые ведут себя нейтрально, не участвуя в дискуссиях и принятии решений.

"Противостояние экономики и здравохранения продолжается. В ближайшие недели количество больных увеличится. Власти захотят ввести новые ограничительные меры, но лоббисты экономики, религиозные объединения и, возможно, часть нейтральных граждан выйдут на улицы, протстуя против карантина", - отметила Токарчук.

Эксперт отметила, что не было необходимости привлекать к управлению кризисом неспециалистов: "Не менее 30 и даже 50 процентов членов комиссий должны быть специалистами в области здравоохранения, у нас же с самого начала там не было ни одного врача, и это породило напряжённость".

Ещё один аспект связан с активностью координационных центров. По словам эксперта, были и другие страны, где доминировала политика, а не здравоохранение. Однако у политиков в любом случае имелись под рукой площадки для коллективного обсуждения, позволяющие прийти к консенсусу, они знакомились с мнениями профильных специалистов, и качество решений не пострадало. Но когда специалистов не привлекают - получают плохие результаты.

По словам эксперта, если дать оценку тому, как власти управляли пандемическим кризисом, то на разных этапах оценка окажется разной: одни вещи улучшались, другие ухудшались. Судя по проекту отчёта ADEPT по результатам мониторинга управления коронакризисом, есть список принятых мер, за которые власти заслуживают отметку десять, но если проанализировать эффективность этих мер, то отметка окажется гораздо более низкой, потому что Молдова лидирует во всех негативных рейтингах. "И я задаюсь вопросом: как можно выполнить всё, но при этом получить двойку? - спросила Токарчук. - Как так вышло, что было сделано всё, но результаты оказались плохими? Либо не всё выполнено, либо выполнено некачественно, либо нет контроля за реализацией решений". 

Госучреждения получили шестерку по 10-балльной шкале, так как действовали несогласованно, заявил юрист Центра юридических ресурсов Ион Гузун. Он отметил, что многое было следствием коррупции и фальсификации госзакупок: "Они пассивно реагировали, когда говорили о хищениях в РКБ, о том, что потрачены ненадлежащим образом деньги на машины скорой помощи. Пандемия показала: мы могли бы иметь гобольше более современного оборудования, если бы расследовали факты вовремя и применяли бы санкции". 

Дебаты прошли при поддержке фонда Сороса в Молдове.

Комментарии (0) Добавить комментарии