Политика

Стурза: "Шампанское пьют не в Брюсселе, а в Москве"

27.01.2015, 12:05
{Стурза: "Шампанское пьют не в Брюсселе, а в Москве"} Молдавские Ведомости
"Россия испытывает эйфорию от результатов парламентских выборов в Молдове", - считает ее экс-премьер, а ныне крупный бизнесмен Ион Стурза, активы которого, в основном, работают в Румынии. Как передает агентство "ИНФОТАГ", цитируя его высказывания на телеканале PRO TV Chisinau в понедельник вечером, Стурза сказал, что "шампанское пьют не в Брюсселе, а в Москве", радуясь результатам выборов и созданной в Молдове коалиции.

Экс-премьер привел слова президента России Владимира Путина, который сказал, что в Молдове есть интересные активы, назвав, Молдавскую железную дорогу, Moldtelecom и генерирующие предприятия в энергетическом комплексе.

По словам Стурзы, "в Молдове сформировался один центр власти, руководящий страной из тени, и находящийся ближе всего к ДПМ. "Они организовали такую матрицу, находясь на вершине пирамиды. В других государствах тоже существуют подобные матрицы, но они там служат политическим интересам страны, а у нас они служат личным экономическим интересам, когда окончательные результаты присваивает себе человек, находящийся на вершине пирамиды", - отметил он.

Стурза расценивает соглашение ЛДПМ и ДПМ о создании Альянса за европейскую Молдову (АЕМ), как "отравленный вкусный колобок". В его понимании, договоренность достигнута между ДПМ и ПКРМ, а ЛДПМ и ее лидер Влад Филат "играли роль наблюдателя".

"Произошедшему могут быть два объяснения: либо существует негласный союз ДПМ с ПКРМ, либо мы являемся свидетелями игры в покер, когда политики будут вытаскивать козырные карты на протяжении четырех лет", - сказал он.

Касаясь вопроса о кандидатуре на пост премьер-министра, Стурза выразил сомнение, что правительство возглавит Юрие Лянкэ. "Лянкэ могут предложить, но его кандидатура будет отклонена. Когда тебя не хочет твоя партия и ее лидер (Филат - "И."), то шансы у Лянкэ очень малы. Да и сам Лянкэ не очень стремится стать премьером, чтобы быть марионеткой в чужих руках", - заметил Стурза.

Затронув вопрос вывода денег из "Banca de Economii", бизнесмен напомнил, что он еще в начале 2014 года говорил о том, что политики, которые поспособствовали Шору, оставившему "ВЕМ" без активов, "останутся и без чести, и без денег". "На Шора нужно надеть наручники, посадить в тюрьму и спросить, кто способствовал тому, чтобы он вывел из банка $1 млрд. Уже завтра утром на Шора нужно надеть наручники. Прокурор и президент РМ должны незамедлительно сделать это, вернув государству Кишиневский аэропорт, в котором нет компании из Хабаровска, нет России, а есть Шор", - подчеркнул Стурза.

По его словам, не нужно терять время, пока придут международные эксперты и аудиторы, чтобы за несколько миллионов долларов выяснить, куда девались деньги из ВЕМ. "Нужно брать двух-трех простых бухгалтеров, и они скажут, куда уходили сотни миллионов долларов из этого народного банка", - сказал он.

Говоря о внешнем управлении в трех молдавских банках - ВЕМ, Banca Sociala и Unibank, к которым в той или иной степени имеет отношение бизнесмен Илан Шор, Стурза сказал, что за это несет непосредственную ответственность Национальный банк и его президент Дорин Дрэгуцану. "Национальный банк мог ввести такое управление, не дожидаясь решения Высшей судебной палаты по эмиссии в ВЕМ на 80 млн. леев, что было прямой обязанностью регулятора рынка", - отметил Стурза, добавив, что выделение НБМ миллиардов леев на выплату депозитов населения в этих банках было необходимо, чтобы не рухнула вся банковская система.

По словам экс-премьера, "нет и не может быть никакого извинения за эту ситуацию НБМ и его руководству". "Я уверен, что если бы в НБМ был Леонид Талмач, то этого бы не произошло, как не произошло бы столь катастрофического падения курса молдавского лея", - подчеркнул Стурза.

На прямой вопрос, согласится ли Стурза принять предложение, чтобы в 2016 году стать президентом РМ, он в ответ улыбнулся, а затем сказал: "Система, выстроившая матрицу, никогда не сделает такого предложения".

После ухода с поста вице-президента компании "Rompetrol", когда ее приобрела за 2,4 млрд. евро в 2007 году компания из Казасхтана, Ион Стурза учредил два инвестиционных фонда с активами 200 млн. евро. Эти средства были инвестированы в различные предприятия, которые в основном сосредоточены в Румынии и частично в Молдове.

Комментарии (0) Добавить комментарии