Общество

Тимофти мог бы сказать железнодорожникам: «Вы что, с ума сошли?»

16.06.2015, 06:00
{Тимофти мог бы сказать железнодорожникам: «Вы что, с ума сошли?»} Молдавские Ведомости

Отмена пригородного сообщения на юге страны приведет к новой волне массового исхода населения

Несколько лет назад министерство транспорта и дорожной инфраструктуры объявило о намерении отменить пассажирские перевозки. Эта информация вызвала большой резонанс, и вскоре чиновники сообщили обеспокоенному населению, что их, мол, неправильно поняли: отменять рейсы пригородных дизель-поездов никто не будет. Прошло три года, и выяснилось, что ошибки не было, что министерство выполнит данное обещание, хотя афишировать свои действия уже не будет.  

В декабре 2014 года закрыли два рейса пассажирских дизель-поездов: Бессарабка-Кагул и Кагул- Джурджулешты. Как сообщила директор железнодорожного вокзала города Бессарабка Лариса Хмельницкая -  из-за низкой наполняемости  вагонов.

«В последние несколько лет мы периодически делаем анализ наполненности вагонов, востребованности того или иного рейса, - рассказала Хмельницкая. – Выяснилось, что два рейса, Бессарабка-Кагул и Кагул-Джурджулешты, в последние годы не набирают пассажиров. Пришлось их отменить. Мы постоянно анализируем ситуацию и на других рейсах».

Сегодня на железнодорожном узле города Бессарабка осуществляются рейсы всего в трех направлениях: Бессарабка-Этулия, Бессарабка-Кэйнары и Бессарабка-Кишинев. Причем экономия не обошла и их. Так, в сторону Кайнар едет дизель-поезд, состоящий из двух голов, в целях экономии вагоны  сняты. В сторону Этулии с недавнего времени вместо дизель-поезда едет пассажирский из двух вагонов, который периодически от станции к станции переполняется пассажирами, кому-то иной раз приходится стоять. И, тем не менее, люди переживают, что и эти рейсы со временем могут исчезнуть. Тогда многие направления станут практически не доступны: нет прямых рейсов прочего общественного транспорта, например, в Чадыр-Лунгу, Вулканешты, Тараклию, Бешгиоз, Исерлию, Ивановку, Карабуцены, Селемет. Придется ехать с пересадками или автостопом, а значит, и платить намного дороже.

Между тем существующие рейсы просто необходимы тем, кто учится, работает, делает свой скромный бизнес. Для школьников из сел Исерлия и Ивановка, обучающихся в Бессарабке, единственным средством передвижения является поезд. Студенты и учащиеся ездят поездом в Кагул, Комрат, Чадыр-Лунгу, Тараклию и даже Кишинев - дешево и удобно. Кроме того, жители сел Исерлия, Ивановка и некоторых украинских приграничных сел – основные поставщики на местный рынок свежей молочной и плодоовощной продукции, которая намного дешевле, чем та, что продают перекупщики. Еще поездами пользуются сами железнодорожники: монтеры, механики, путейцы и все те, кто обслуживает железнодорожные линии.

Направление Бессарабка-Этулия наиболее популярно, особенно - до Чадыр-Лунги, где находится профтехучилище: сюда ездят студенты из Бессарабки и близлежащих сел. Второй по популярности маршрут – Чадыр-Лунга – Болград (Украина), куда многие ездят за более дешевыми продуктами и другими товарами. И, тем не менее, с недавнего времени практически ежедневно на рейсах проводятся строгие проверки. Этот факт не остался незамеченным, и пассажиры не на шутку перепугались. Страх остаться без транспорта настолько силен, что люди особо не обратили внимания на то, что стоимость билета с 1 апреля повысилась вдвое.

С тех пор, как Молдова стала «независимым» государством, ситуация на ГП «Железная дорога Молдовы» с каждым годом ухудшается. Коснулось это, помимо всего прочего, и пассажирских перевозок как внутри страны, так и за ее пределы. «Двадцать с лишним лет назад, бессарабский железнодорожный узел был одним из самых крупных, - вспоминает Лариса Хмельницкая. - Поезда ходили очень часто, по нескольку раз в день в одном направлении. Были рейсы в Одессу, туда многие жители ездили отдыхать летом. От многих других рейсов также остались лишь воспоминания».

Содержание нерентабельных железнодорожных вокзалов и эксплуатация пассажирских дизель-поездов считается убыточным – но это «социальный» вид транспорта. Раньше «Железная дорога Молдовы» всегда могла осилить расходы, связанные с  пассажироперевозками внутри страны, за счет прибыльной эксплуатации грузовых поездов. Сегодня грузы везти некуда: война на Украине, российское эмбарго. Словом, круги на воде. 

Другая проблема - в изношенности поездов, которым больше 20-30 лет. Они часто требуют сложного ремонта. Напомним, что в 2012 году «Железная дорога» запустила в эксплуатацию первый модернизированный экспресс-поезд. Старый дизель был реконструирован и модернизирован в  Румынии. Планировалось запустить еще пять модернизированных поездов. В июле 2012 года поезд начал курсировать по маршруту Кишинев-Окница-Кишинев по нечетным числам. Через месяц сломался. После этого был еще ряд поломок, сопровождаемый разными версиями руководства. В ноябре модернизированный поезд сняли для замены коробки передач. В январе 2013 года поезд стал ходить по маршруту Кишинев-Тараклия. Но и здесь его постигла неудача. Точно ничего не известно, хотя среди пассажиров ходит масса слухов о том, что случилось и когда поезд начнет ходить вновь. Самые знающие – а все население здесь сплошь потомственные железнодорожники - говорят, что всему виной особенности рельефа местности: наша железная дорога с крутыми подъемами просто не рассчитана на такие модернизированные поезда.

Выходит либо руководство дороги просчиталось, либо нас обманули. Ведь уверяли же, что модернизированный поезд сможет справляться с подъемами. Выходит, модернизированные поезда еще не ходят, а старые уже потихоньку снимают с рейсов. Страдают от этого не только пассажиры, но и сами работники, например, кассиры-билетеры, ведь это сказывается на их зарплате. В течение многих десятилетий «железка» и возила, и кормила людей, была кровеносной системой местной экономики. С ее смертью население региона, и так не густое, начнет убывать с еще большей скоростью.  

 По сути, нам нужен Путин, который в такой же ситуации вернул россиянам электрички, восстановив железнодорожное пригородное сообщение и дав регионам гарантии решения проблемы. «Вы что, с ума сошли что ли?», - обратился Путин к зампреду правительства, узнав о том, что железная дорога экономит на людях. Способен ли наш президент-невидимка решать такие вопросы?

Ирина ПИНЕГИНА  

Комментарии (0) Добавить комментарии