Политика

«Унионизмомания»

14.11.2014, 06:00
{«Унионизмомания»} Молдавские Ведомости

Политиков Молдовы и соседней Румынии – так совпало – трясёт избирательная лихорадка. 30 ноября – у нас парламентские выборы, 16-го у них – второй тур президентских. И в этом режиме «высокой температуры» и с той, и с этой стороны Прута все громче звучат весьма нахальные антиконституционные призывы унионистского характера. Попробуем разобраться, что в них – от традиционного и в общем-то безобидного предвыборного трёпа, а что несёт реальную угрозу дестабилизации сегодняшней пусть трудной, но мирной жизни в нашей Молдове.

«Гягя Миша» думает об «унире» таможен
С чего все началось? В Молдове унионисты в лице радикальных либералов и гимповцев до некоторого времени воспринимались как-то полусерьёзно. Михай Гимпу со cвоими либералами воспринимался даже с симпатией благодаря колоницкому обаянию и кажущейся бесхитростности этого человека. Он наш, от сохи. От тёплой деревенской молдавской земли. И ничего в нем не ощущалось такого уж зловещего. Судя по всему, «гягя» по-прежнему крепко убеждён, что «униря» – это дело времени. И даже по-хозяйски уже моделирует детали.

Так, он озаботился объединением таможен, что потом по цепной реакции приведет к двустороннему объединению таможенных постов Молдовы и Украины. Тогда, мол, Кишинёв сможет взять под контроль приднестровский участок границы. Ну а унификацию границы с Румынией ЛП без всякого включила в свою программу.

Украина сорвала тормоза
В Румынии, судя по всему, совсем недавно – года не прошло – снисходительно посматривали на Траяна Бэсеску, постоянно демонстрировавшего серьёзные унионистские настроения, так как думали: он так распинается из элементарной вежливости. Ведь Бэсеску стал президентом благодаря голосам «бессарабских румын», то есть жителей РМ с румынскими паспортами.

Премьер Виктор Понта даже, случалось, пенял своему более высокопоставленному коллеге за слишком выраженные унионистские призывы, называя его высказывания «безответственным популизмом». Ему вторил премьер РМ Юрий Лянкэ, который однажды довольно жёстко отреагировал на заявления Бэсеску, сказав, что они могут создать сложности молдавским властям. Словом, по-государственному выразил публичную озабоченность унионистскими замахами Бэсеску.
Но страшные события на Украине всё изменили. Волны деструктива и агрессии разошлись далеко вокруг, и разного рода радикалы с обоих берегов Прута высоко подняли головы. Умеренного Понту сразу как подменили. Как-то уж подозрительно в одночасье он сделался убеждённым унионистом. Вместе с Юрием Лянкэ они съездили в Киев к Порошенко, дружески, как единомышленники, пообщались. Наш премьер-министр продолжает доброжелательно относиться к «трансформировавшемуся» Виктору Понта....

 

Все – под знамя «унири»
В последнее время происходит просто поразительная коллизия. Идея унионизма оказалась столь заразительной, что ею заболели другие политики Румынии.

 

В первом туре выборов президента приняли участие 14 кандидатов. Реальнее всех шансы на победу оказались у действующего премьер-министра от Социал-демократической партии Виктора Понты и кандидата от правого Христианско-либерального альянса Клауса Йоханниса. Оба вроде бы были замечены в твёрдой оппозиции к  президенту Траяну Бэсеску. Но, как оказалось, между ними есть нечто общее. А именно – стремление к «унире» с «младшей сестрой» Республикой Молдова.
Да, Понта так прямо и назвал своей главной целью, как только станет президентом, – добиваться второго великого объединения Румынии». (Первое произошло в 1918 году, когда Румынское королевство включило в свой состав Бессарабию, Буковину и Трансильванию). Так вот, к 2018 году, на 100-летие этого события «мы опять сможем объединиться и гордиться, что мы – румыны. Как президент Румынии я буду бороться за это», – объявил всему свету Понта.

 

Более того, немец по происхождению Клаус Йоханнис тоже стал уверять, что, «если братья из-за Прута захотят объединиться, никто не сумеет им помешать». А близкая к Бэсеску кандидат Елена Удря - так умудрилась стартовать с предвыборной агитацией прямо в РМ. И слоган у нее соответствующий: «Моя цель: объединение двух румынских государств».

Таким вот смачным оказался наш молдавский кусок электорального пирога для амбициозных, рвущихся к власти запрутских соседей. Не зря они открыли тут 21 избирательный участок (5 лет назад их было 13). Однако избирательная активность наших «румын» оставляет желать лучшего. Из полумиллиона обладателей румынских паспортов голосовать являются, как правило, в пределах 10 тысяч.


Прогнозы – от кровавого до забавного

Эксперты относятся к «унионизмомании» по-разному. Например, президент ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов считает, что под диктовку Вашингтона реанимируется антироссийский «Тройственный союз» с тремя участниками – Румынией, Украиной и РМ. Их цель-максимум – «взятие в клещи ПМР и вытеснение влияния Москвы с берегов Днестра». Далее последует дестабилизация ситуации в регионе и ее экспорт в РФ. А цель под шумок уже не геополитическая, а местная, – реализация «Великой Румынией» унионистских планов.

Молдавский политаналитик Ион Тэбырцэ к призыву кандидата в президенты Румынии Виктора Понты к реализации проекта «Маря Унире», запланированного на 2018 год, относится не столь нервно. Он уверен, что это всего-навсего предвыборный ход. Эксперт считает, что Понта пытается идти по проторенному пути Бэсеску: «Именно румынские граждане Молдовы склонили чашу весов в пользу Бэсеску на выборах-2009. Проект Понты об объединении основан на сентиментальности и практически повторяет заявления Бэсеску. Вероятнее всего, дата 2018 год для объединения  была названа чисто символически».

И уж совсем спокойно реагирует на происходящее директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану. По его мнению, тема объединения – дежурная во время предвыборных кампаний в соседней стране. Цэрану назвал её своего рода маркером патриотизма и приверженности национальной идее. Но причин для беспокойства нет, потому что унионистская идея уже много лет является больше «эмоциональным фоном», чем предметом политических дискуссий.


На чем сердце успокоится
Чем ближе день выборов, тем больше «унионимания» приближается к точке кипения. О чем, похоже, «объединители» совершенно не задумываются,  - так это о том, что народам от «унири» может быть необязательно лучше. А что, скорее, может быть хуже. Что она режет по живому, что, возможно, прольются реки крови, за которую осуществившие её должны будут взять ответственность перед историей и за которую перед Богом и историей ответят. Похоже, за них думают «хозяева» и финансирующие структуры из-за океана.
Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии