Общество

В армию призывают шизофреников, эпилептиков и дебилов

15.04.2014, 06:00
{В армию призывают шизофреников, эпилептиков и дебилов} Молдавские Ведомости

 «Непотопляемый» министр здравоохранения Андрей Усатый не ощущает своей вины в том, что в молдавскую армию попадают больные призывники, а здоровые становятся инвалидами.

 

Премьер Юрие Лянкэ возмутился, увидев, что при оглашении данных о здоровье солдат замминистра здравоохранения Октавиан Грама что-то шепчет на ухо министру труда, социальной защиты и семьи Валентине Булиге. «Октавиан, меня удивляет твое отношение к тому, что говорят, - одернул Граму как школьника премьер в ходе заседания правительства на прошлой неделе. – Это напрямую касается вашего министерства, а ты не слушаешь. Я хочу, чтобы ты все-таки выслушал, о чем идет речь, и передал  своему коллеге Чокану. Или приведи его за ручку на следующее заседание, чтобы он услышал, кого призывают в армию».

 

Больная армия

 

Данные проверки генпрокуратуры по результатам призывов 2011-2013 годов спокойно воспринял разве что замминистра здравоохранения, чьи дети вряд ли окажутся в казармах.

 

По информации главного военного прокурора страны Иона Дедю, в армию берут всех подряд - больных туберкулезом, гепатитом и даже страдающих психическими заболеваниями. Лишь каждый десятый подходит по медицинским показаниям!  350 призванных в армию были отправлены домой из-за проблем со здоровьем. У каждого третьего психические заболевания: шизофрения, эпилепсия и умственная отсталость.

 

4 октября прошлого года на заседании государственной призывной комиссии была поднята проблема профпригодности медиков при определении состояния здоровья призывников. Вице-министр здравоохранения Михаил Чокан обещал, что разберется и накажет медиков. Однако во время доклада представителя генпрокуратуры на заседании правительства замминистра здравоохранения Октавиан Грама не слушал докладчика - о чем-то шептался с министром труда, социальной защиты и семьи Валентиной Булигой. «Кому о рассказывает об этих безобразиях замгенпрокурора? - возмутился премьер. – Мне, что ли?! Я что ли должен принять меры к врачам, которые выдают справки с фальшивыми данными? Почему до сих пор не наказан ни один медик? Возьмите своего коллегу, вице-министра Чокану, за ручку и приведите на следующее заседание правительства, чтобы он еще раз выслушал информацию и разъяснил ситуацию».

 

Сын бедных родителей с гниющими ранами маршировал на полигоне

 

Осенью прошлого года «Молдавские ведомости» опубликовали письмо родителей солдата-срочника, которое повергает в шок. Корреспондент «МВ» встретился с его авторами, Александром и Натальей Пынзарь, съездил с ними на полигон и убедился в правдивости приведенных фактов.

 

«Уважаемая редакция, вы - одна из немногих газет, которые не боятся поднимать неприятные для власти проблемы, - говорилось в письме. - Мы хотим рассказать о том, что происходит в молдавской армии.

 

Вынуждены признать, что совершили большую ошибку, позволив сыну по окончании колледжа пойти на срочную службу в армию, которая в советские времена была хорошей школой для парней. Купить бумажки, освобождающие от армейской службы, может каждый желающий. Бизнес в  налажен прекрасно. В него вовлечены как военные, так и представители многочисленных неправительственных организаций. Нам предлагали «отмазать» сына от армии за 500-1000 евро. Сын отказался, и мы его поддержали.

 

Знакомство с национальными особенностями нашей армии началось еще до призыва. В начале января 2013 года в половине шестого утра представители военкомата вручили повестку о призыве сына в армию. В день призыва нам позвонили по телефону – напомнить. Мы с сыном прибыли в девять часов утра на сборный пункт вместе с сотнями призывников и их родными. Около четырех часов нас держали во дворе при сильном ветре и температуре минус 10 градусов. Оказалось, не были готовы списки призывников.

 

 Неудивительно, что многие из ребят простудились и по прибытии в учебную часть нуждались в медицинской помощи. Ее оказывали лишь тем, у кого температуры поднималась до 39-40 градусов, либо тем, кто терял сознание. Наш сын также сильно простудился, полтора месяца у него не падала температура. Лечение ограничивалось выдачей нескольких таблеток дешевых антибиотиков.

 

В начале апреля часть отправилась на полигон в Бульбоаке на учения. Но за два с половиной месяца стрельбы производились всего два раза. Все остальное время солдаты и офицеры слонялись, изнывая от безделья. Однажды солдат выстроили и заставили вручную выщипывать траву: по приказу руководства минобороны планировались соревнования по стрельбе для журналистов. Многие из репортеров понятия не имели об автоматическом оружии, правилах и технике безопасности. В репортаже одного из телеканалов было видно, как солдат снимает с предохранителя автомат победительницы стрельбы по мишеням. Министр вручил ей жетон и диплом. Понятно, что «прикормленные» журналисты не будут затрагивать существующие проблемы.

 

Вот лишь один факт, с которым мы столкнулись при свидании с нашим сыном на полигоне. Во время марша увидели, что один солдат с трудом ковыляет в тапочках в хвосте подразделения. «У него гниют ноги, ему трудно ходить», - объяснил сын. На вопрос, почему парня не комиссуют, прозвучал ответ, который нас просто поразил: «У него бедные родители. Комиссуют только за большие деньги».

 

У другого сослуживца сына появились на голове фурункулы. Все лечение состоит в том, что их замазывает зеленкой фельдшер – врач уехал. Не исключено, как разъяснил нам знакомый медик, общее заражение крови.  

 

Солдатам, как признался сын, абсолютно нечем заняться. Поэтому между ними вспыхивают постоянные стычки и драки, в которых ребята наносят друг другу увечья. Недавно один ударил другого лопатой по голове. Рану зашили, дело замяли. Подобных случаев немало, о чем мы слышали и от других родителей.

 

Процветает в армии и мародерство офицеров – с этим мы сталкиваемся в каждый приезд к сыну. При въезде на полигон солдаты открыто требуют от нас «дань» для офицеров – начиная от сигарет и заканчивая пирожными. Затем содержимое пакетов досконально проверяет прапорщик. После нашего отъезда, как рассказывает сын, прапорщик приходит к нему и объявляет, чем из полученного нужно поделиться с офицерами».

 

В январе солдат демобилизовался. Как сообщили его родители, он до сих пор замкнут и отказывается говорить о том, что произошло во время армейской службы.

 

Почему стреляют в себя и сослуживцев

 

В армии не смолкают скандалы, связанные с суицидом и стрельбой.

 

В июле 2013 военнослужащий в Бельцах застрелил 10-летнего товарища. В том же месяце рядом с воинской частью в Бульбоаке в лесу был найден повешенный солдат-срочник. Еще одного, погибшего от  асфиксии, обнаружили в тот же месяц неподалеку от Комрата. 18-летний солдат-срочник из Гагаузии был найден застреленным на территории кишиневской воинской части. Гагаузские власти обещали провести собственное расследование. О результатах до сих пор ничего неизвестно. Тем не менее, общественник Леонид Добров призвал запретить отправку призывников из автономии в другие регионы.

 

В начале февраля этого года 20-летний житель села Коржево, служивший в одной из бельцких частей, был доставлен домой покалеченным без каких-либо объяснений командиров.

 

Четверо военнослужащих самовольно покинули бельцкую мотопехотную бригаду «Moldova». Двое вернулись в часть,  одного задержали в Окнице. В этой же части исчезли два автомата, прокуроры считают – забрали демобилизовавшиеся солдаты.

 

В марте солдата-контрактника батальона молдавских миротворческих сил, дислоцированном в селе Кошница района Дубоссарь, обнаружили с четырьмя огнестрельными ранениями грудной клетки и ранением головы…

 

О нашей бедности уже знают все. Как сообщило российское агентство ИТАР-ТАСС, солдат мотопехотной бригады в Кагуле заставляют пасти овец. Родители одного солдата потребовали объяснений от руководства батальона. Им ответили, что «овец солдат пас по собственной инициативе». Бывший министр обороны Виталие Маринуца заявил, что не видит в этом ничего особенного: «Мы не институт благородных девиц. Мы - армия в не слишком богатом государстве. Это значит, что кто-то будет пасти овец и коров, а кто-то выращивать кукурузу, чтобы другие солдаты учились защищать страну».

 

Министры в национальной армии меняются в зависимости от политической конъюнктуры и результатов выборов. Изменится ли когда-нибудь ситуация в самой армии? Ответ на этот вопрос волнует призывников и их родителей.

 

 

Полковник Игорь Малай, вице-министр обороны: «Половина призывников пытается уклониться от службы, а те, кого удалось призвать, далеко не всегда подходят для воинской службы. Некоторые неграмотны и даже не могут расписываться. Есть 18-летние юноши, которые закончили  три-четыре класса школы».

Николай Менюк

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Зачем этой стране нужна армия, чтобы пасти коз и овец? Или для коррупции, чтобы эти военные карманы себе набивали? Молдова нейтральное государство, армия здесь, пережиток советского прошлого и нормальным людям не нужна.

  • x

    Какие призывающие, такие и призывники.... В советские (тоталитарные) времена такого маразма не было.