Общество

В Дондюшанах устроиться на работу невозможно даже за взятку

30.01.2015, 06:00
{В Дондюшанах устроиться на работу невозможно даже за взятку} Молдавские Ведомости
Несмотря на кризис в России, Вячеслав Гусан не собирается возвращаться домой в Молдову.

Стабильно работающие предприятия набирают сотрудников по блату

 

Гастарбайтеры являются основным направлением молдавского «экспорта». Не стало это исключением и для районного центра Дондюшаны. Однако в связи с кризисной ситуацией в России гастарбайтерам все сложнее находить работу и более-менее достойный заработок в этой стране. В то же время в городе не хватает рабочих мест даже для тех, кто остался, поэтому массового возращения уехавших нет. Корреспондент «Молдавских ведомостей» узнал, как находят выход из такой ситуации трудовые мигранты из Дондюшан.

 

Работы на всех не хватит

 

В былые времена в Дондюшанах работали сахарный завод и мясокомбинат, которые обеспечивали рабочими местами более тысячи человек. Сейчас завод стоит, а от мясокомбината ничего не осталось. Эта существенная потеря рабочих мест оказывает крайне негативное влияние на рынок труда. Рабочих рук значительно больше, чем необходимо местной экономике.

 

Положение в некоторой степени спасают бывшие Северо-западные электросети, крупное предприятие, стабильно работающее и обеспечивающее доход многим дондюшанцам. Но всех туда принять не могут. По словам работника электросетей Р.А. (он попросил не указывать его полных данных), на одно вакантное место бывает иногда более двух десятков претендентов. «К нам часто невозможно попасть даже за взятку, берут в основном по блату», – делится источник  секретом кадровой политики. Таким образом, одно это предприятие не способно решить проблему безработицы.

 

Многие попытались заняться торговлей на рынке. Но и это не решение: если почти все трудовое население станет торговать, то кто будет покупать? Таким образом, сотни людей оказались «лишними». Поэтому значительной части горожан пришлось уехать на заработки.

 

В поисках работы разъехались по разным странам, но основной поток отправился в Россию. Многие годы это позволяло сводить концы с концами, а некоторые даже поднялись до уровня «среднего класса», заработав на автомобили и квартиры. Но разразившиеся в последние годы кризис уменьшил возможности для заработка в России. Особенно чувствительным ударом стал нынешний кризис, начавшийся в середине 2014 года. Дополнительной неприятностью стало решение российского правительства ввести для гастарбайтеров платный патент за право работать.

 

Остаться невозможно вернуться домой

 

С началом нового витка кризиса каждому дондюшанскому гастарбайтеру пришлось решать, где ставить запятую в этой фразе. С одной стороны, как бы ни было трудно в России, в Дондюшанах спрос на рабочие руки не вырос. С другой стороны, из-за падения курса рубля часто теряется смысл жить в тысяче километров от дома ради 200-300 долларов. Такую или немного меньшую зарплату можно попытаться найти и рядом с семьей. «Ненужным» людям пришлось решать сложную задачу. И каждый это делает по-своему.

 

Молодой дондюшанец Андрей Лупу решил вернуться. Он работал на московских и подмосковных стройках электриком, относительно неплохо зарабатывал, но сейчас все поменялось. «Начались простои в работе, зарплату стали задерживать на месяц-полтора, а из-за падения курса рубля в долларах я стал получать меньше. А тут еще ежемесячно за патент платить. Невыгодно, решил вернуться», –  рассказывает Андрей. Но пока он не может найти работу. «Несколько раз меня брали чернорабочим на небольшие строительные работы, но это не позволяет нормально жить. Хорошо, что у меня нет семьи, но если бы была, то я не смог бы ее прокормить»,– огорчен он.

 

Сейчас Андрей Лупу решает, что делать дальше.

 

А вот Геннадий Паламарчук, другой молодой житель Дондюшан, работавший в России вместе с Андреем, сумел выйти из положения. «Когда стали задерживать зарплаты, и особенно после того, как рухнул рубль, я стал искать выход, - рассказал он. - Сперва меня взяло отчаяние. Но в России случайно познакомился с москвичами, один из которых имеет свой бизнес в интернете. Ему понадобился человек, который будет удаленно работать на компьютере. Мои умения устроили, и теперь я Дондюшанах работаю дома на компьютере и по переводу получаю зарплату. Она по московским меркам небольшая, ну так ведь и я не в Москве. Пересылают ее в долларах, так что падение курса рубля на мне не сказывается. Это просто везение, я хорошо понимаю, что не будь удачного стечения обстоятельств, искал бы я сейчас работу».

 

Прямо противоположное решение принял дондюшанец Вячеслав Гусан, живущий сейчас в Петербурге: рискнул остаться в России. «Мне уже 47 лет, экспериментировать – большая роскошь, тем более, что у меня есть негативный опыт возвращения в Дондюшаны, – поведал Вячеслав о своих злоключениях. - В 2009-м, когда снова запустили сахарный завод, я решил вернуться. Тоска взяла по Молдове. Думаю, пусть будет меньше заработок, зато дома. Но оказалось, что на заводе постоянно задерживают зарплату, ежегодно на несколько месяцев отправляют в отпуск за свой счет... Вернулся в Питер и не жалею, тем более, что в этом году завод не работал. Учитывая прошлый печальный опыт возвращения, несмотря ни на что останусь в России. Я работаю в сфере строительства. Конечно, зарплата в долларах упала, а тут еще за патент платить. Но даже такая ситуация для меня лучше, чем возвращение в Молдову, теперь Россия для меня – второй дом».

 

Повального бегства гастарбайтеров из России не наблюдается

 

По словам мэра Дондюшан Семена Ротаря, примэрия дважды в год собирает информацию об уезжающих. По данным городской администрации, около 90 процентов дондюшанцев уезжают на заработки в Россию, остальные – в Грецию, Италию, Францию, Британию.

 

«Мы обратили внимание: есть прямая корреляция между возрастом детей и отъездом родителей,– сообщил Семен Ротарь. - Если практически во всех семьях, где дети ходят в детсад, как минимум один из родителей постоянно находится в городе, то уже в семьях, где дети учатся в 1-4 классах, около 20 процентов родителей уезжают на заработки за границу. А у детей, которые учатся с пятого и далее класса, около 90 процентов родителей уезжают заграницу. То есть родители старшеклассников вынуждены больше тратить на взрослеющих детей, а также вынуждены копить деньги для будущего поступления своих чад в вузы, поэтому не могут оставаться дома на грошовых зарплатах».

 

В примэрии также отметили, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в России, повального бегства гастарбайтеров домой пока не наблюдается. «Те, кто ездили, так и продолжают ездить в Россию»,– утверждает примар. При этом основная часть покидает Молдову на относительно короткие сроки, от двух до трех месяцев.

 

Чтобы решить проблему с безработицей, руководство Дондюшан, по словам Ротаря, действует в нескольких направлениях. «Мы работаем над привлечением инвестиций в городскую экономику, пытаемся помогать малому бизнесу, по мере сил способствуем профессиональному переобучению и повышению профподготовки кадров, ищем контакт с местным и иностранным бизнесом», – рассказал примар.

Антон МУНТЯНУ

Комментарии (0) Добавить комментарии