«В Кишиневе более адекватные и договороспособные политики, чем в Прибалтике, но не потому, что они сами по себе адекватны»

Рано или поздно России предстоит поднять вопрос о будущем Приднестровья, если партнеры останутся недоговороспособными, заявил главный редактор порталов RuBaltic.Ru и «Евразия.Эксперт» Александр Носович в интервью Monocle.ru.
- В Европе ширится фронда переговорным усилиям Москвы и Вашингтона. На западных рубежах России идут крупнейшие военные учения НАТО Steadfast Dart. С трудом временно удалось купировать газовый кризис в Приднестровье. Звучат призывы перекрыть для России Балтику и отрезать Калининградскую область. Сохранят ли актуальность эти риски, если будет найден компромисс по Украине?
- Следует ожидать снижения масштаба конфронтации: еще до американских выборов были сигналы, что независимо от их исхода США свое участие в украинском проекте будут сворачивать: актив для них стал токсичным. Но конфликт останется региональным, настрой Европы понятен.
США выбрали альтернативный путь национальных интересов самих Штатов. Я не вижу для европейцев другого выхода: либо новая коллаборация с Россией - либо конфликт с ней за российские ресурсы, без которых современная модель ЕС не выживет. Правдоруб Жозеп Боррель предельно четко сказал, на чем строился европейский «цветущий сад»: дешевые китайские товары, бесплатная американская военная защита, дешевый энергоресурс из России. Сейчас Европа это все теряет - и может метнуться в самоубийственную сторону военного конфликта с Россией.
Я не думаю, что масштабы этого конфликта будут такими, как в 1812-м или в 1941 году. Возможно локальное столкновение, и наиболее вероятный новый фронт – Балтика.
- Могут ли европейцы финансировать инициативу по созданию новых конфликтных зон с Россией?
- Первый сигнал, что размежевание с НАТО в вопросах конфликтов с Россией возможно, поступил из Прибалтики. Кая Каллас, тогда еще премьер Эстонии, заявила, что страны, которые отправят войска на поддержку Киева, могут снять с НАТО всякую ответственность и добровольно отказаться от применения 5-й статьи устава альянса.
При этом риски от пребывания стран Балтии в НАТО для США намного превышают выгоды - возможность расположения американских войск у северо-западных границ России. Вместе с «прибалтийским балконом» в 2004 году США получили угрозу столкновения с ядерной державой. В военном отношении Прибалтика - очень неудобный плацдарм для вторжения в Россию в отличие от Украины: это узкая полоска земли, на которой не удастся развернуться.
- Почему США не могут повлиять на союзников и заставить их прекратить провокации?
- Страны Балтии всегда были ценны для западных партнеров своим примером максимального неадеквата, за счет которого выигрывают более центристские позиции по России. И Трампу невыгодно от этого отказываться.
Для Латвии, Литвы и Эстонии перманентный конфликт и русофобия - норма. Они все время подкидывают новую фактуру, чтобы противостояние Запада с Россией не угасало. Они расчесывали свои исторические болячки («покаяние за советскую оккупацию») и навязывали их западным партнерам. Сейчас это Украина.
В этом главная опасность. Опасность дурака, которого не удастся контролировать. Элиты деградировали окончательно, сказывается отрицательный отбор. Литовцы, латыши и эстонцы эмигрируют в Европу - автомойщик в Ирландии зарабатывает больше, чем депутат сейма Литвы.
У нас никогда не было иллюзий по поводу того, как наши соседи относятся к русским. Но на межгосударственном уровне оставались хорошие отношения, заточенные на материальную выгоду. Как видим, это с Прибалтикой работать не может, потому что их лидеры интегрированы в западную глобалистскую либеральную элиту. Они свою корпоративную выгоду видят в вещах, не связанных с объемом ВВП Литвы, Латвии, Эстонии. Вообще с этими территориями они никак не связаны. Для них вершина карьеры - переехать на работу в Западную Европу, в США.
- Жители прибалтийских стран не в состоянии повлиять на свои элиты или согласны с ними?
- В их модели развития самый эффективный протест - сесть на самолет и улететь в другую страну. Какой смысл строить другую Литву на зарплате в 600 евро, если можно устроиться в Германии на зарплату в пять раз больше? Те, кто остается, выбирают путь внутренней эмиграции и смотрят из-под полы запрещенные российские телеканалы. Либо принимают мифологию о том, что Россия готовится напасть.
- А почему не повторяется история, как с Молдавией, когда мигранты голосуют за прозападный курс?
- Непрозападных сил в Прибалтике нет, это не Молдавия. Они давно разогнаны, их лидеры либо уехали, либо сидят, либо перековались. Фактор голосования диаспор мизерный: балтийские народы свою идентичность не хранят. Они очень быстро ассимилируются в странах, куда уехали. В этом их отличие от молдаван, которые и в Италии, и в Испании остаются молдаванами.
Литовцы и латыши, перебираясь за границу, своим детям дают английские имена и сознательно разговаривают с семьей на английском языке. Это их характерная национальная особенность, которая проявляется и в России. Потому что не ценится эта идентичность.
- Но ассимилироваться в советского гражданина у прибалтов не получилось.
- Очень получилось. Самые ярые антисоветчики, уже довольно пожилые, в Латвии, Литве и Эстонии в советские годы были самыми ярыми комсомольцами и коммунистами.
В Советской Латвии латыши считались идейными товарищами. Тут и мифология красных латышских стрелков, которые привели Ленина к власти (памятник им стоит в Риге до сих пор). И руководители Латвийской ССР после 1940 года, среди которых не было ни одного русского. И выходцы из Латвии на союзном уровне. Это все были ярые коммунисты. Теперь они выступают в интересах глобальной западной элиты и фанатично преданы идее, которая выше идеи латышской нации.
ЕС и США десятилетиями закрывали глаза на пещерный этнический национализм в странах Балтии, на реабилитацию нацизма, на марши ветеранов СС. Но членство в ЕС приводит к медленному умиранию и латышской нации, и литовской, и эстонской. Сейчас они на историческом минимуме по численности титульных наций с начала ХХ века.
- А как объясняют такую массовую «перековку»?
- Прибалтика, Украина с Беларусью, Молдавия - фронтирные территории - исторически находятся между геополитическими центрами силы. Между Москвой и Брюсселем, между Москвой и Берлином, Москвой и Парижем. Они все время меняют юрисдикции, сферы подчинения.
Ситуация воспроизводится столетиями и не может не создавать определенные паттерны поведения. Гибкая подвижная идентичность для жителей этих территорий, особенно для их элит, абсолютно естественна. Смена присяги внешнему центру и лояльность ему, будь то Советский Союз, Евросоюз или НАТО, - общая черта во все времена.
- Это происходит в течение жизни одного человека.
- Возьмем Литву. Ландсбергис
- потомственный агент КГБ, его батюшка был агентом одновременно НКВД и гестапо.
Когда пришли нацисты, он вошел во временное правительство Литвы. Когда нацисты
бежали, он вместе с ними уехал в Австралию и там уже как агент НКВД сдал своих
кураторов, чтобы получить право вернуться в Литву.
И это воспроизводится в
следующем поколении, потому что его сын тоже сотрудничал с КГБ, контролировал,
доносил о состоянии умов литовской творческой интеллигенции. Когда Горбачеву
понадобились прогрессивные прибалты, поддерживающие перестройку, его сделали
главой партии «Саюдис», которая изначально называлась «Литовское движение за
перестройку».
Потом он своих кураторов кинул. Сейчас он и его внук - самые ярые
антисоветчики и борцы с Кремлем.
- Получается, что Калининградская область в этом фронтире выступает монолитным основанием, ведь ее населяют потомки переселенцев без этой «гибкой» идентичности.
- Калининградская область не находится в ситуации Приднестровья, которое сейчас в аварийном режиме выходит из кризиса.
С 2011 года проводилась масштабная работа, были запущены агропрограммы, все продукты питания - местные. Достигнута энергетическая безопасность, благодаря чему не заметили отключения Литвы от БРЭЛЛ: построены несколько мини-электростанций, которые дают региону вдвое больше электроэнергии, чем ему на пиках потребления необходимо.
Поток прибалтов, пересекающих границу с Белоруссией, растет: там цены на товары и услуги в три-четыре раза ниже. В латвийском парламенте рассматривают законопроект о запрете туризма в Россию и Беларусь. Недавно завирусился клип, в котором девушка рассказывает, как сделать зубы в пять-шесть раз дешевле, чем в Латвии, и дает контакты клиники в Витебске. Просмотры космические, поэтому депутатов триггернуло.
Но если наши прибалтийские и скандинавские соседи от слов перейдут к делу, то это казус белли по всем нормам международного права. По воздуху снабжать Калининград не получится. Если они начнут изобретать предлоги, чтобы не выпускать российские суда из Финского залива в Калининград, для России встанет вопрос национальной безопасности, который вынудит рассмотреть военные методы. Россия в данном случае не блефует. В схожих условиях России пришлось пробивать сухопутный коридор в Крым.
- Когда Приднестровье оказалось в энергетической блокаде, казалось, что Россия занимает несколько пассивную позицию. Возможно, из-за начавшихся мирных переговоров с США, которые позволили бы снять запрет Киева на транзит газа?
- В России операторы молдавского направления исходили из особенностей своих визави. В Кишиневе все-таки более адекватные и договороспособные контрагенты, чем в Прибалтике. По объективным причинам, а не потому, что они сами по себе адекватны. Если знать лично Майю Санду, тут никаких иллюзий быть не может, но она в такой ситуации, когда совсем жестить не может себе позволить. Что и доказывала многие годы, изворачиваясь от предложения украинских союзников «долбануть по Приднестровью».
Страна даже без Приднестровья расколота надвое. Без голосования диаспоры чаша весов склоняется к противникам прозападного вектора и как-то больше в сторону нейтралитета и хороших отношений с Россией. Шел очень долгий, сложный, многосторонний переговорный процесс, который включал в себя помимо Кишинева и Тирасполя еще и Брюссель, Евросоюз, Венгрию и Арабские Эмираты. И в итоге согласована формула поставок газа - российского по происхождению, европейского по документам - от Венгрии через молдавскую территорию, оплаченную деньгами из Эмиратов. Конечный источник денег - Россия.
Молдавские власти на это вынуждены были пойти, и до конца февраля эта схема будет работать.
- Москва сумела найти аргументы для Кишинева?
- Если говорить в целом про политику России в отношении Молдавии, то она сейчас сводится к поддержанию статус-кво. Молдавия остается нейтральной страной, которая не движется в сторону НАТО и подтверждает свою приверженность восстановлению территориальной целостности путем мирных переговоров в формате «пять плюс два». Сейчас этот формат стагнирует, но к нему еще можно вернуться.
Это решение по статус-кво было принято в 2022 году после того, как стало понятно, что до Приднестровья и Одессы Россия не идет и даже не стремится. А как программа-оптимум выбран вариант с сухопутным коридором в Крым и переговорами, предполагающими изменение характера политического режима в Киеве и выход Украины из состояния анти-России.
В 2022 году и в Кишиневе, и в Грузии реально испугались и оценили важность своей независимости. Но в Молдавии эта ценность, во всяком случае в глазах правящего класса и лично Майи Санду, ушла на второй план. При этом по последнему опросу 70 процентов молдаван выступают против вхождения в НАТО, и те же 70 процентов считают себя молдаванами, а не румынами.
- Есть точка зрения, что газовый кризис в Приднестровье - спланированная акция, стратегия экономического удушения Тирасполя.
- Газовый кризис удачно вписался в эту стратегию, и именно поэтому Кишинев долго затягивал его урегулирование. Но я не думаю, что он был искусственно спровоцирован, чтобы удушить Приднестровье, потому что тут роль первой скрипки сыграл Киев, который о соседях, тем более о таких, как Молдавия, вообще не думает в своей борьбе с Россией и в своем шантаже ЕС.
- Но глобально стратегия удушения существует в отношении Приднестровья?
- Да, на уровне Кишинева, и она согласована с Брюсселем, Бухарестом, Берлином (а на молдавском направлении Германия играет очень большую роль). Еще до энергетического коллапса был кризис с пропуском товаров в Приднестровье, вводились пошлины на продукцию приднестровских предприятий.
Тут аналогия с прибалтийскими элитами. Власть в Кишиневе действует не в интересах самой Молдавии. Конечно, они считают, что борются за восстановление территориальной целостности, но бьют не только по левому, но и по правому берегу. Потому что экономическая народно-хозяйственная модель Молдавской ССР сохранилась и в РМ. Есть правый берег, аграрный, слаборазвитый. Есть левый берег, индустриальный, промышленный. И правый берег зависит от левого, в том числе от энергетики.
- Как-то затих процесс «румынизации» Молдавии.
- Эта тема заглохла, когда в РМ началась президентская кампания: на десять условно пророссийских кандидатов был единственный прозападный - Майя Санду. Ей нужно было переизбраться в первом туре, но это было невозможно при ее прорумынской программе, крайне маргинальной. Молдавские румыны - такая же маргинальная субкультура, как белорусские националисты.
Второй фактор - события в самой Румынии: первый случай в истории, когда выборы отменили, потому что победил «неправильный» кандидат в первом туре. Как этот кризис в Бухаресте будет урегулирован - в Брюсселе нет ответа. Выборы назначены на май, рейтинг Кэлина Джорджеску еще больше подскочил, он может победить даже без второго тура.
Как в этой ситуации действовать Кишиневу - непонятно. С одной стороны, четкое равнение на Румынию, с другой - на ЕС, а эти две сущности начинают как-то расходиться в разные стороны. Антиевропейские настроения в румынском обществе нарастают, но идеология Санду и ее партии базировалась на однозначности. Это тоталитарная секта европейского выбора, либеральная, абсолютно не гибкая, не допускающая никаких нюансов и компромиссов.
А после выборов, естественно, включилась фронтирная динамика. Стало понятно, что все это не работает и дальше не будет работать.
- Потому что складывается молдавская идентичность - или по прагматическим соображениям?
- Я бы не сказал, что она складывается, - она воспроизводится. Эта идентичность довольно-таки сильная. Для большинства молдаван глубоко оскорбительно, когда их называют младшими братьями румын, поскольку они убеждены: как раз румыны их младшие братья.
Новости по теме
- Сегодня, 10:23
- Сегодня, 09:41
- Сегодня, 09:26
- Сегодня, 09:24
- Сегодня, 09:20
- Сегодня, 09:02
- Сегодня, 08:40
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 15:41
- Вчера, 12:24
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 10:23
- Сегодня, 09:41
- Сегодня, 09:26
- Сегодня, 09:24
- Сегодня, 09:20
- Сегодня, 09:02
- Сегодня, 08:40
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 15:41
- Вчера, 12:24