В СССР перед Тестемицану преклонялись - а в Молдавии предавали при жизни и после смерти
Знаменитый организатор здравоохранения никогда бы не допустил истребления сельских и районных больниц, тем более – педиатрии
Уважаемая редакция «Молдавских ведомостей»!
Написать вам меня подтолкнули опубликованные в вашей газете статьи, посвященные 90-летию со дня рождения Н.А.Тестемицану, написанные его учениками и последователями.
Пишут сейчас о нем не из большой любви и памяти к этому замечательному человеку и ученому, а чтобы снова и снова спекулировать его именем и предавать, разрушая то, что было ему очень дорого. Справедливости ради хотела бы отметить, что приписывают ему также то, что было сделано до него, хотя у него, безусловно, есть свои немалые заслуги.
В 70-е годы я была у своих знакомых в Ялте, где познакомилась с однокурсниками хозяина домика, который снимала во время отдыха. Они оказались выпускниками ленинградского медицинского института, среди них был и министр здравоохранения Якутии. Когда они узнали, что я из Молдовы, первым делом спросили: знаю ли я Тестемицану? Я рассказала, что в сентябре-октябре 1960 года, когда училась в кишиневском мединституте, он вел у нас занятия по хирургии, а с ноября стал ректором. В 1964 году при распределении на работу выпускников мединститута сидел в комиссии уже в качестве министра здравоохранения. С каким восторгом и восхищением говорили о нем как о замечательном ученом и человеке мои собеседники, которые были организаторами здравоохранения в Москве, Ленинграде и других регионах…
Я тогда сказала, что с ним так несправедливо поступили, потому что он был хороший человек: сняли с поста министра и чуть не завели на него дело за национализм. Мне возразили: это у нас завистники и непорядочные люди так поступили. А министр здравоохранения СССР Петровский предложил Тестемицану место в Москве, но тот отказался, сказав, что хочет сделать дома что-то хорошее для своего народа.
Для него в кишиневском мединституте открыли вторую кафедру по организации здравоохранения. Наш вуз был единственным в СССР, где существовали две кафедры организации здравоохранения. Перед ним преклонялись в Ленинграде, в Москве, в далекой Якутии и в других регионах СССР. Его повсюду ценили, а дома предавали – сначала при жизни, потом после смерти, разрушив и растоптав в грязь все то, что ему было дорого.
Николае Тестемицану делал все, чтобы сельские жители получали медицинскую помощь на уровне городских, особое внимание обращая на здоровье подрастающих поколений. Амбулатории и сельские больницы (земские) у нас остались от царской России, а фельдшеро-акушерские пункты были организованы в каждом селе начиная с 1944 года после освобождения Молдовы. Тогда были тяжелейшие годы: разруха, голод, сыпной тиф, туберкулез, малярия, трахома, венерические заболевания и т.д.. Много детей умирало. Не было врачей и медперсонала. В эти тяжелые годы к нам были направлены выпускники российских медицинских институтов и училищ. У нас открылись курсы для медсестер, медучилища и мединститут. У нас не было национальных кадров и пособий на молдавском языке. Но какие у нас профессора были! Никто не вспоминает организаторов тех лет, а ведь это были самые тяжелые годы.
Вспомнили про Семашко. Это он во время гражданской войны в 20-х годах основал новый раздел медицины – охраны материнства и младенчества. В 50-е годы был открыт факультет педиатрии, где в 1960 году состоялся первый выпуск. В 60-е годы окрепли колхозы и стали строить новые больницы с амбулаториями. В каждом районе у нас было по 6-7 сельских больниц. Больные не ходили далеко, лишь в сложных случаях их направляли в районные больницы. В сельских больницах работали педиатры, под наблюдением которых находились все дети. Будущие матери наблюдались у акушеров-гинекологов. Повсеместно были женские консультации, молочные кухни и т.д..
Это была система здравоохранения СССР. Если бы Тестемицану посмотрел, что сегодня творится с нашим здравоохранением, его бы, наверное,инфаркт хватил бы: в 90-е был закрыт факультет педиатрии, эта наука уничтожена до основания, закрыты все детские поликлиники, женские консультации, сельские больницы, исчезли молочные кухни.
И это сделали те, что сидели рядом с ним на студенческой скамье или работали вместе с ним, сотрудники мединститута и минздрава, которым он доверял.
Сейчас все наши академики, все наши доблестные ученые молчат, никто не поднимается в защиту будущих матерей, детей, молодежи и стариков. Идет захват клинических больниц – и все молчат. Минздрав вышел с новым планом закрытия районных больниц. Его составила не министр Главан - авторы, по-видимому, целая группа псевдоученых.
И не надо впутывать Тестемицану в свои грязные, бесчеловечные разработки. Он никогда бы не допустил истребления сельских и районных больниц, тем более – педиатрии. Авторы этого плана во имя своих меркантильных интересов готовы истребить свой народ. К 100-летию Тестемицану они хотели бы, чтобы все молдавское здравоохранение перешло в частные руки. А ведь НиколаеТестемицану был замечательным ученым, человеком и большим патриотом – он любил страну и народ…
Написала я это потому, что молодежь ничего не знает о прошлом. Не знает и о том, как так называемые ученики Тестемицану искажают его учение.
Лукреция ЛУПАЧЕСКУ
Новости по теме
- 21.11, 18:37
- 18.11, 14:21
- 17.11, 13:50
- 16.11, 15:49
- 16.11, 07:22
- 15.11, 08:35
- 15.11, 07:42
- 14.11, 10:02
- 14.11, 07:48
- 13.11, 10:06
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 21.11, 18:37
- 18.11, 14:21
- 17.11, 13:50
- 16.11, 15:49
- 16.11, 07:22
- 15.11, 08:35
- 15.11, 07:42
- 14.11, 10:02
- 14.11, 07:48
- 13.11, 10:06