Общество

Валерий Фёдоров: «Каждый пятый россиянин ждёт Молдову в ЕврАзЭс»

16.09.2014, 06:00
{Валерий Фёдоров: «Каждый пятый россиянин ждёт Молдову в ЕврАзЭс»} Молдавские Ведомости

Статистика – дама довольно порядочная и честная, если ею занимаются профессионалы, а не манипуляторы. Такой напросился вывод после встречи с молдавской общественностьюгендиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерия Федорова. Тему он обозначил так: «Молдова между Востоком и Западом. Взгляд социолога». Федоров как никто осведомлён о «градусе» и настроениях российского общества, потому что на руках его – сильные козыри. Это бесстрастные цифры, таблицы, диаграммы и прочая инфографика.

 

Валерий Фёдоров преподнёс авторам острых вопросов в подарок сборник «Россия удивляет. Социология против мифов и вымысла». Эту же книгу он подарил кафедрам социологии в Кишиневе и Тирасполе и библиотекам вузов.

 

Сверка часов

 

Во вступительной речи московский гость сказал, что для россиян, как и для жителей всех стран, базовым является вопрос: насколько они довольны своей жизнью? Периодически задавая его, социологи определяют, по правильному ли пути движется ли страна, получает ли политика власти одобрение сограждан.

 

ВЦИОМ – это абсолютно не ангажированная государственная компания. Более 70 процентов исследований этого центра проводятся по заказу институтов госвласти РФ. При этом в стране существуют несколько авторитетных независимых социологических центров, и их результаты всегда совпадают с данными ВЦИОМа. Конкуренция не позволяет выходить за рамки корректности и объективности. Редкие расхождения не превышают нескольких процентов.

 

Так, следуя свежему опросу ВЦИОМ, две трети россиян, наслышанных о западных санкциях (62 процента), уверены, что они никак не отразились на их стране. Ощутимых последствий для себя лично и для семьи не заметили 92 процента опрошенных.

 

Чем дальше на Запад - тем хуже Молдова воспринимается в России

 

В списке стран, которые россияне хотели бы видеть в Евразийском союзе (кроме России, Казахстана и Белоруссии), названы Армения, Азербайджан, Киргизия и Молдова.

 

Но чем чаще молдавские политики заявляют о приверженности евроатлантическим ценностям и чем ревностнее борются с «советским наследием», общим культурно-языковым пространством, тем хуже отношение россиян к Молдове.

 

Опрос по Молдове, связанный с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, ВЦИОМ проводил в июне 2014 года. Тогда Россия ввела ряд мер защитного характера, закрыв свой рынок для целого перечня традиционной молдавской экспортной продукции. ВЦИОМ спросил, какое будущее ожидает Молдову в связи с политикой евроинтеграции? Большинство россиян сказали чётко: ничего хорошего: отношения между РМ и РФ неизбежно ухудшатся.

 

На вопрос о том, как россияне оценивают ответные меры со стороны властей России в связи с ассоциацией Молдовы, Украины, Грузии с Евросоюзом, две трети опрошенных сказали, что это правильный ответ на неправильную политику стран, решивших идти на Запад.

 

Зато когда ВЦИОМ спросил россиян -  может, России этих мер мало и следует действовать жёстче? - большинство ответило отрицательно. Россияне не желают дальнейшего обострения отношений с Молдовой и другими бывшими советскими республиками, с которыми их по-прежнему многое связывает. Они хотят искать пути для сближения. Статистика упрямо говорит, что каждый пятый россиянин ждёт Молдову в ЕврАзЭС.

 

Сторонников ввода на Украину российских войск всего около 11 процентов

 

Темой номер один в России по охвату и значимости является Украина. До 85 процентов опрашиваемых признаются, что следят за этой ситуацией.

Россияне прислушиваются к Владимиру Путину и считают его самым авторитетным человеком в стране. Его рейтинг переживает невиданный взлёт, политику поддерживают 90 процентов граждан. Они считают, что Путин сродни Кутузову, который мог уступить позицию, чтобы потом выиграть стратегическую инициативу. Рейтинг президента высок как никогда. Лишь незначительная прослойка, большей частью, маргиналов, погруженных в мир соцсетей, пытаются оппонировать Путину.

 

Россияне симпатизируют украинским ополченцам, которые, по их мнению, воюют за право говорить на своем языке и жить как они хотят. В чужом окопе – оккупанты, бандеровцы, наймиты Запада, олигархи, откровенные фашисты, которые намерены превратить Украину в непотопляемый авианосец НАТО. А Порошенко россияне рассматривают как узурпатора, поскольку выборы прошли не на всей территории страны и кандидатам с юго-востока отказали в регистрации, даже избивали их.

 

На вопрос, не пошатнётся ли авторитет Путина, если победу в борьбе ополченцев и официального Киева одержит последний, социолог ответил: «Гражданская война на Украине чужда нам. Да, многие из России воют на стороне ополчения, но сторонников ввода российских войск всего около 11 процентов. А тех, кто категорически против, гораздо больше».

 

О политиках и политиканах

 

Среди политиков есть те, кто сладострастно противопоставляют себя народу. Они считают, что идут не в ногу, мол, пусть меня проклянут, но я знаю, что делаю (политики-камикадзе). Другие уверены, что общественное мнение – ерунда, а удача любит смелых. Третьи, популисты, любые действия согласовывают с мнением народа. Хороший же политик знает и понимает общественное мнение, но не стремится угождать ему. Он берет на себя ответственность, не списывая свои провалы на окружение.

 

У российской власти роман с социологами прочный и взаимовыгодный. Власть держит руку на пульсе, и это правильно. Это не всегда страхует от ошибок, потому что общество долго ни о чем не спрашивали, и оно привыкло молчать, а власти привыкли, что возражений нет.

 

Комментируя мнение о том, что многие считают статистику прислужницей заказчиков, Федоров сказал: «Доверие к социологии действительно снижается. Раньше нас считали учёными, а сейчас – бизнесменами. Это общий тренд, не только в России. Плюс есть специально обученные люди, которые всюду кричат, что социологи врут. О том же говорят и провальные политики, которым лень разбираться в реальных проблемах, когда можно свалить все на подкупленных социологов».

 

Сможет ли Россия стать великой державой  

 

О том, насколько выросло самоуважение россиян. Социолог сказал, что на рост их самооценки повлияла крымская история. Это показали ответы на вопрос ВЦИОМ: «Как вы думаете, сможет ли Россия стать великой державой в ближайшие 15-20 лет?».

 

Тех, кто полагает, что Россия и сегодня является великой державой, год назад было 10 процентов, а сейчас – 19. Считающих, что Россия вернёт себе статус сверхдержавы через 15-20 лет, был 41 процент, теперь - 54. То есть, большинство уверено, что РФ является полноправным членом клуба великих держав, а потому никто не имеет права указывать ей, как она должна жить.

 

Значение военного компонента в общественном мнении россиян выросло за последние десять лет. Во времена «холодной войны», когда СССР и его союзники по Варшавскому договору противостояли США и блоку НАТО, число вооружённых конфликтов и человеческих жертв было значительно меньше, чем сейчас!  Бомбёжки самолётами НАТО Югославии в 1999-м кардинально изменили самосознание россиян, заставили их отказаться от благостных перестроечных иллюзий об истинной сути Запада. Это была красная черта, перейдя которую, россияне перестали видеть в США и ЕС источник мира, гуманизма, прав человека, повернулись лицом к тысячелетней истории России, к заветам предков, к великой русской культуре.

 

Возвращение к себе

 

Куда же идти дальше России? Россияне считают, что нужна опора на собственные силы. За последние 10-15 лет поддержка населением консервативных и патриотических ценностей растёт, максимально – 87 процентов. Люди ценят в консерватизме приверженность традиционным устоям. Молодые россияне не ориентированы на слом системы и хотят работать на государственные компании, они мало интересуются политикой, больше – карьерой и личной жизнью.


Олег ДАШЕВСКИЙ. Фото автора