Политика

Валерий Яниогло: «Отрицание Гагаузии - не упущение правящих проевропейских меньшинств, а их официальная позиция, основанная на короткой памяти политиков Молдовы»

24.02.2015, 06:00
{Валерий Яниогло: «Отрицание Гагаузии - не упущение правящих проевропейских меньшинств, а их официальная позиция, основанная на короткой памяти политиков Молдовы» } Молдавские Ведомости

Не надо заставлять гагаузов дружить с Евросоюзом против России и, наоборот, с Россией против Евросоюза, призывает кандидат в башканы

 22 марта в Гагаузии состоятся выборы башкана. О том, как развивается автономия и как может развиваться, редакция попросила рассказать Валерия Яниогло, много лет проработавшего в должности первого заместителя главы исполнительной власти и сейчас находящегося в списке 12 зарегистрированных кандидатов в башканы.

 

 Почему в Гагаузии перманентно наблюдается    противостояние исполнительной и законодательной власти?

- Потому, что центральным органам власти Молдовы не выгодно единство населения автономии. Они через свои партийные структуры вносят раскол в ветви власти. Партии всегда разделяли людей автономии, так как слабыми легче управлять. Однако им пора понять, что нет надобности дробить политическую элиту Гагаузии, необходимо выработать общие цели над которыми эффективно совместно работать. История указывает на неэффективность агрессивных действий в отношении автономии. В 2002 году я был первым заместителем башкана Дмитрия Кроитора. Коммунистам не понравилась напористость команды, и они решили сместить башкана. Подкупили часть депутатов Народного собрания. Но референдум об отстранении Кройтора от власти провалился. Под нажимом власти Кройтор написал заявление о сложении полномочий. Однако эти незаконные действия коммунистов привели к осложнению ситуации в стране и впоследствии эти действия стали катализатором отстранения коммунистов от власти.      Второй эпизод - последние выборы в НСГ: итоги показали, что некоторые партии, не смогли провести в парламент автономии ни одного депутата, однако впоследствии сформировали фракции большинства и опять предприняли попытку отстранения башкана Гагаузии от власти. По пути коммунистов в Гагаузии пойдут и эти партии. У гагаузов есть особенность, при наличии угрозы автономии внутренние распри блокируются, гагаузы объединяются. На этот раз объединяющим фактором стало проведение референдума в феврале 2014 года. Вывод: Пора центральной власти менять свое отношение к политической власти Гагаузии и тогда можно будет успешно реализовывать планы развития единого независимого и суверенного молдавского государства.

 

 Гагаузы хотят строить независимое государство или жить в Молдове?

- Референдум 2014 года показал, что население автономии активно включилось в борьбу за сохранение Молдавского государства. Мы выступили с инициативой развития Молдовы как независимого суверенного государства. Именно население автономии является наиболее патриотичной частью республики и выступает за ее всестороннее развитие в рамках общего государства с Приднестровьем, Гагаузией и Молдовой. Мы всегда выступали за объединение государства и заявляли, что статус автономии должен быть не ниже статуса Приднестровья. Нам комфортно жить с молдавским народом в едином государстве и поэтому мы активнее выступаем за суверенность республики. Когда гагаузов стали обвинять в сепаратизме, а в последнее время и в терроризме, мы смогли сохранить спокойствие и стабильность в республике, но возник вопрос "Кто же сепаратист?" Ответ очевиден - это те, кто выступает за развал молдавского государства, и проживаю они не в автономии, а в Кишиневе и некоторые находятся и по ныне у власти. Для всех молдавских граждан лучше будет, если все будут объединены общей целью процветания демократического молдавского государства с экономическими устремлениями на Россию. Главное - не надо заставлять гагаузов дружить с Евросоюзом против России и, наоборот, с Россией против Евросоюза. Мы - за европейские требования законности и порядка, за неподкупность судебной системы, децентрализацию власти. Но не надо нам навязывать новые семейные ценности! Мы привыкли к тому, что в семье есть мать и отец, а не родитель один и родитель два. Наши представления о роли родительского очага в воспитании детей вошли в нас с молоком матери, и мы будем их передавать новым поколениям.

 

 Молдова переживает сложное время. Что происходит в Гагаузии?

- Сложности создали партийные лидеры, которые не могли распределить должности. Сам факт отказа голосовать за правительство Лянкэ говорит о том, что единого порыва развивать Молдову как государство - нет. Кому-то выгодно требовать новых портфелей, кому-то – новых выборов. Между тем сегодня нужно срочно остановить инфляцию. Последствия Гагаузия ощутит наряду с другими регионами. Рост цен приведет к снижению покупательской способности, продажи упадут. У экономических агентов не будет свободных оборотных средств, они перестанут брать кредиты: неизвестно, какие суммы придется отдавать, ставки велики. Начнется спад экономической активности. Снизятся поступления от таможенных платежей. Зарплаты будут падать, кому-то их перестанут платить. Не будет денег на выплату зарплат бюджетникам. Водоворот кризиса затянет всех. В это время власти Молдовы должны выработать конкретные шаги по снижению силы удара по производству.

 

 Какие возможности развития есть в этих условиях у Гагаузии?

- Очень важно понимать: не развивая собственное производство, мы не будем застрахованы от резких колебаний курса валют. Экономика Гагаузии ориентирована на экспорт, однако мы понимаем, что  не надо забывать и собственного потребителя товаров и услуг. Если семь лет назад автономия экспортировала товаров на 400 миллионов, то в 2013-м – на 1,3 миллиарда

лей. Много усилий было приложено на привлечение инвестиций в производство. Что-то удалось, что-то в стадии становления. Однако никто не мог предположить, что национальный банк позволит вывезти одномоментно капитал в сумме 17 миллиардов лей из Молдовы, и начнется резкое снижение курса лея, неконтролируемая инфляция. На таком массивном изъятии валюты и последующем росте курса, конечно, кто-то заработал. Экономика автономии не может не учитывать эту нестабильность, однако мы все обязаны предпринять конкретные шаги по стабилизации и развития отраслей производства. В своей программе роста я предлагаю решать стратегические вопросы демографии, повышения производственного потенциала малого бизнеса, молодежного, семейного - в экономики Гагаузии. Во-первых, для облегчения задач по продажам в малом бизнесе мы создадим заготовительно-сбытовые предприятий и на их основе организуем производств по хранению, предпродажной подготовке, упаковке и транспортировке сельхозпродукции. Будем стимулировать работу консервных предприятий, в том числе по производству детского питания, глубокой заморозке и сушке фруктов и овощей. Для аграриев, желающих выращивать овощи и фрукты, будут созданы условия. Сертификацию, хранение, переработку и  продажу возьмут на себя заготовительно-сбытовые предприятия. Они будут также проводить маркетинговые исследования, и заключать контракты на поставки в регионы России, а также в другие государства. Стимулирование создания малых предприятий молодыми семьями предполагает, что 50 процентов уставного капитала таких предприятий будет формироваться за счет государства через фонды развития. Это снизит количество уезжающей за границу молодежи, укоренит молодые семьи на родине. Будут и другие формы поддержки: например, материнский капитал при рождении второго и последующего ребенка.

 

 Будут ли финансовые источники?

- Финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных фондов предназначенных для конкретных программ. Мы отстояли право автономии формировать бюджет от всех видов налогов и платежей. Это даст нам возможность стимулировать производственников к повышению заработной платы путем снижения налога на прибыль предприятия до нулевой ставки.

Считаем, что повышением зарплат можно сопротивляться инфляции. Все эти меры приведут к финансовой децентрализации.

  Если она заработает в каждом городе и селе - это даст толчок развитию экономики и социальной сферы, люди перестанут мигрировать, воссоединяться семьи, разовьется инфраструктура. Нам это важно.

  В Гагаузии уже не первый год работают над комплексной программой роста экономики, поддержки молодых семей и улучшения благосостояния граждан. Продолжится строительство 123 километров дорог, соединяющих населенные пункты. Будет разработана программа учета пустующих домов и передачи их через специальный фонд молодым специалистам. Жизнь в каждом городе и селе станет благоустроенной, туда придет бизнес.

 

Миграция рушит многие достойные проекты. Вы хотите ее регулировать?

- Главное – дать людям работу, чтобы они не уезжали. При наличии инфраструктуры в каждом населенном пункте люди смогут жить в селах, а работать в другом населенном пункте. Мы не будем создавать крупные  мегаполисы, будем сохранять и развивать села.

 У Гагаузии есть потенциал. Ежегодный прирост населения – 200-400 человек. Приятно открывать новые группы в детских садах! Сохранен единственный учебный комбинат, который дает рабочие специальности. Мы хотим вернуть уважение к рабочим специальностям, убедим молодежь, что это выгодно, откроем профтехучилища по опыту стран Балтии и Турции.

Подготовлен проект закона об ипотечном кредитовании в сельском хозяйстве. Это новое направление. Все перечисленные меры вкупе позволят остановить отток молодежи из

автономии.

 

 Бюджет региона много лет вызывает споры. Как обстоят дела сегодня?

- Мой опыт работы дает право утверждать: Гагаузия финансово самодостаточна. Экспорт составляет примерно 1,2 миллиарда лей, валюта поступает в молдавские банки. Мы эффективно управляем экономикой, работает много сельхозпредприятий, платятся НДС, акцизы, налоги на производство, подоходный. Регион сохранил крупно-товарное производство в сельском хозяйстве. С каждого гектара сельхозугодий, используемых, кстати, на 95 процентов, в казну идут налоги. Земля обрабатывается акционерными обществами, ООО, сельхозкооперативами. Восемь лет назад, когда команда башкана впервые победила на выборах, было не вспахано 26 тысяч гектаров угодий – сейчас осталось 6 тысяч, на которых расположены нераскорчеванные сады и виноградники. Источники пополнения бюджета региона есть, но рычаги - в центре. Такой пример: 15 филиалов банков получают доходы от деятельности в Гагаузии, а налоги платят в Кишиневе. Такая же ситуация с национальными компаниями сотовой связи, страховщиками, поставщиками энергии. 10-15 процентов топлива потребляется в Гагаузии, акцизы и НДС идут в центр, в сумме это намного превосходит трансферты из центрального бюджета. Но находятся в Кишиневе политики, которые говорят, что они нас кормят. Напротив, это жители Гагаузии субсидируют центр. Даже при этих условиях 45 процентов бюджета автономии формируется на базе действующей налоговой политики. Это означает, что производство в Гагаузии работает. Мы намерены жить не за счет торговли импортом, а за счет увеличения добавочной стоимости своих продуктов. Это позволит поднять зарплату, улучшить багосостояние людей.

 

 Если потенциал в создании новых рабочих мест?

- До сих пор критикуют закон об инвестициях, который был принят в Гагаузии 2002 году. А результаты показывают: это было правильное решение.

 С 2002 года работает турецкая компания по пошиву одежды «Асена-Текстиль». Головной офис - в Чадыр-Лунге, есть предприятия в Копчаке, Конгазе, Казаклии. Всего работает около двух тысяч человек. Согласно закону это предприятие было освобождено от налогов на 5 лет, однако после истечения этих 5 лет они выплатили в бюджет около 80 миллионов леев, и является одним из крупных экспортеров Молдовы. Развивается «Доксанком» - животноводческий комплекс. Коровы новых пород дают до 30 килограммов молока в день. Натуральные продукты: сметана, творог, молоко, кисломолочные продукты производятся под торговой маркой «Сана». Знаю - мы выбрали правильный путь.

 

 Вы критиковали программы Лянкэ-2 и Габурича, указывая, что в них не реализованы задачи политического представительства региона в структурах власти страны, не учитываются внешнеполитические интересы гагаузов.

- Нашумевший референдум в Гагаузии – следствие полного нежелания центра соблюдать закон «Об особом правовом статусе Гагаузии», уважать специфику региона. На встречах с послами европейских государств я всегда поднимал вопрос: почему в соглашении о сотрудничестве с ЕС нет ни одного упоминания о Гагаузии? Ответ ясен: в очередной раз власть выказывает пренебрежение к Гагаузии, игнорирует весь комплекс проблем, существующих в диалоге с Комратом.

 Ситуация повторилась: в ходе подготовки программы деятельности нового правительства  не предложено ничего по решению задачи политического представительства автономии в

структурах власти страны, не выражена готовность учитывать внешнеполитические интересы гагаузов, создать судебный механизм разрешения споров между автономией и центром, между ветвями власти автономии. В тексте документа – ни слова о Гагаузии.

 Новый премьер Кирилл Габурич не встретился с башканом, с депутатами НСГ, представителями гражданского общества автономии. Вывод: отрицание Гагаузии – не упущение правящих проевропейских меньшинств, а их официальная позиция. Власть не интересуется профессионалами нетитульной национальности. Видно, нет понимания того, что лишь уважая друг друга, мы наладим жизнь. Но без этого любая программа деятельности правительства будет ущербной, не будет политической стабильности и согласия в обществе. А нашему обществу именно это и нужно, понимание и согласие. Я приложу все силы для реализации этих вопросов.

Комментарии (0) Добавить комментарии