Виктор Парликов: «Газопровод Яссы-Унгены сам по себе не имеет никакой стратегической ценности и строился для политического пиара»
Строительство нового газопровода Унгены-Кишинев оценивается в 70 миллионов евро, сообщил журналистам в ходе визита в Кишинев министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян. Он отметил, что это несравнимо с затратами на первую часть проекта по взаимоподключению газотранспортных систем двух стран. На строительство газопровода Яссы-Унгены потрачено 26 миллионов евро, из них 19 миллионов дала Румыния, остальное покрыто за счет фондов ЕС.
Корлэцян подчеркнул важность сдачи в эксплуатацию газопровода Яссы-Унгены 27 августа: впервые в истории современной Молдовы газ идет с Запада. На первом этапе Румыния будет поставлять нам до 50 миллионов кубометров топлива в год. Следующий этап проекта предусматривает строительство газопровода Унгены-Кишинев протяженностью 130 километров на территории Молдовы. Кроме того, планируют построить газопровод Онешть-Лецкань (свыше 150 км) с компрессорной станцией на территории Румынии.
Газопроводы будут – но будет ли газ этой зимой, спросили мы Виктора Парликова, в недавнем прошлом – директора национального агентства по регулированию в энергетике, а сейчас независимого эксперта?
Чтобы оставить Молдову без газа, нужно перекрыть его подачу на Балканы. На это «Газпром» не пойдет
- У нас нет контракта на следующий год с «Газпромом» - откуда уверенность, что газ будет?
- Во-первых, юридическая сторона (наличие контракта) и техническая (наличие газа) – это все-таки разные вещи. Более того, я уверен, что контракт будет заключен: как нам необходим контракт на поставку газа - так «Газпрому» необходим контракт на транзит газа по территории Молдовы.
Во-вторых, с технической точки зрения, напомню о двух важных обстоятельствах. Первое: Молдова небольшой потребитель. На правом берегу потребляют около миллиарда кубометров газа, на левом – до двух миллиардов, в зависимости от режима работы Молдавской ГРЭС. Далее по маршруту газопроводов находятся куда более крупные потребители, самым большим из которых на самом «конце трубы» является Турция (около 12-13 миллиардов кубометров газа в год). Также через газопроводы, проходящие по югу Молдовы, газ поставляется в Румынию (около 2 миллиардов кубометров в год, порядка 20 процентов от потребностей), Болгарию, и Македонию, которые технически не могут завозить газ другими маршрутами. Физически российская компания не может отключить подачу газа в Молдову без того, чтобы прекратить поставки в эти страны.
Получается, что, отключив поставки газа в Молдову, потребляющую 3 миллиарда кубов в год, из которых 1-2 миллиарда Приднестровье все равно не оплачивает, «Газпром» поссорится с крупными потребителями, берущими по 18-20 миллиардов кубов газа ежегодно. Делать этого он не будет. Такое возможно чисто теоретически, но на практике я уверен, что «Газпром» не станет перекрывать трубу из-за одного миллиарда кубов.
Еще одно обстоятельство: не нужно забывать, что технически возможен и вариант реверсных поставок газа с Украины в Молдову через Дрокию (по газопроводу АЧБ). Это нас выручило в 2009-м. Тогда из-за конфликта России и Украины по газовому контракту фактически перекрыли транспортировку газа на Балканы, а у нас газ был.
- А если «Газпром» отключит Украину?
- Не отключит. Все разговоры и даже громкие заявления на этот счет – часть информационной войны, разворачивающейся вокруг событий на Украине. Я уверен, что все стороны усвоили горькие уроки 2009 года, и в первую очередь то, что такой поворот событий невыгоден никому. Если бы отключили по инициативе России, это привело бы к дальнейшему сокращению доли рынка «Газпрома» на европейском газовом рынке (напомню, что она уже снизилась с 40 до 25 процентов, плюс еще приходилось давать существенные скидки, чтобы сохранить хотя бы эти объемы), а это миллиарды долларов валютных поступлений, что особенно важно на фоне экономических санкций!
Если бы поставки сорвали по инициативе Украины, то бумерангом это ударило бы по ним же, особенно в долгосрочной перспективе – потеряв репутацию добросовестного транзитера, Украина фактически подтолкнет европейских политиков к тому, чтобы согласиться с предложением «Газпрома» и принять-таки в Болгарии газопровод «Южный поток», позволяющий снабжать Балканы в обход Украины, а также, возможно, увеличить мощности по «Северному потоку», и тогда переговорные позиции Украины с Россией по газовому вопросу окажутся вообще хуже некуда.
Европейцам
же срыв поставок не выгоден в первую очередь потому, что их политики больше
переживают за собственных потребителей и избирателей, чем за взаимоотношения
России с Украиной.
- Что делать, чтобы не было оснований для «теоретического» отключения Молдовы?
- Я уже много раз говорил это, и не устаю повторять с мая: нужно до конца сентября заключить новый контракт с «Газпромом», а скорее всего – просто продлить прежний.
Понятно, что после старта предвыборной кампании, за два месяца до парламентских выборов 30 ноября, такими переговорами никто не займется, если только какая-то из наших политических сил не собирается использовать их в предвыборных целях, что, на мой взгляд, есть очень опасная игра, так как фактически позволит «Газпрому» влиять на результаты выборов!
Также очевидно, что после выборов нужно будет время для формирования нового большинства в парламенте, назначения правительства, передачи полномочий по ведению переговоров – я не вижу, как все эти процессы, а тем более сами переговоры, можно завершить за декабрь. Поэтому, если не продлить контракт до конца сентября, то зимой могут возникнуть задержки с его заключением.
Поставка газа в синхронном режиме
невозможна без компрессорной станции
- Евросоюз выделит деньги на строительство нового газопровода Кишинев-Унгены в продолжение Яссы-Унгены. Что вы об этом думаете?
- С самого начала было ясно, что газопровод Яссы-Унгены сам по себе не имеет никакой стратегической ценности. Когда я возглавлял НАРЭ, мы предлагали конкретизировать проект. Труба, соединяющая Яссы и Унгены, сама по себе ничего не дает без того, чтобы увеличить мощность в направлении Кишинева.
Есть несколько газопроводов из Страшен в сторону Унген, но их мощности рассчитаны только на эти районы, а пропускная способность никак не соответствует объему энергопотребления Кишинева. Более того, ныне существующие газопроводы на территории Румынии проектировались только под обеспечение потребителей Ясс как конечного пункта – при строительстве не закладывали запас мощности для прокачки дополнительного миллиарда кубов газа в год для нужд Республики Молдова. Поэтому и говорилось о необходимости строительства газопровода Онешть-Лецкань.
- Что из этого следует?
- Для того, чтобы газ из Румынии попал в Кишинев, необходимо построить новый газопровод высокого давления Унгены-Страшены (а это около 70 миллионов евро) плюс на румынской территории - новый мощный газопровод протяженностью более 150 километров (это еще минимум 80 миллионов евро). Но главное – нужна компрессорная станция (еще 35-70 миллионов евро, в зависимости от мощности), которая должна обеспечить баланс давления, потому что газовые системы Румынии и Республики Молдова работают в разных режимах. Без такой станции невозможна поставка газа в синхронном режиме.
Правительство блефует, обещая, что мы сможем выбирать поставщика газа по своему усмотрению
- Лянкэ утверждает, что в скором времени мы сможем выбирать поставщика газа. Это так?
- Я не слышал этого заявления г-на Лянкэ, но скажу так: смотря что считать скорым временем – если 2019 год, то это реалистично. До тех пор просто не успеют построить необходимую инфраструктуру, а при нынешней, включая построенный газопровод Унгены-Яссы, поставлять газ из Румынии можно только в так называемом «островном режиме», т.е. определенная зона в Унгенском районе технически изолируется от остальной молдавской системы, и туда сможет поступать только румынский газ.
Таким образом, в любом случае у конкретного потребителя не будет возможности выбирать между румынским и российским газом. Мы можем принимать какие угодно законы и регламенты, но законы физики изменить не можем. Пока не будет компрессорной станции - газопровод Яссы-Унгены останется в лучшем случае средством поставки относительно малых объемов газа в изолированный анклав Молдовы.
- А если такая станция будет – появится возможность выбора?
- НАРЭ в свое время разработало и недавно приняло пакет нормативных актов, позволяющих потребителю переходить от одного поставщика газа к другому. С регуляторной стороны – все готово, но пока система технически не позволяет это сделать, и тут никакие регламенты не помогут.
Гипотетически может возникнуть ситуация, когда изолируют целую зону и будут поставлять туда румынский газ. Но тогда все потребители в данной зоне должны согласиться сменить поставщика и перезаключить контракты. А если кто-то не захочет? Государство не имеет право обязать потребителя заключать контракт с определенным поставщиком. До тех пор пока не будет компрессорной станции, технически и законодательно будет невозможно обеспечить возможность каждому отдельному потребителю выбирать поставщика.
Проект поставок газа из Румынии на самом
деле «весит» 200 миллионов евро
- Поэтому мы
в НАРЭ и говорили: прежде чем тратить европейские деньги, строить газопровод
Яссы-Унгены, нужно детально проработать весь проект, указав, какие объекты
необходимо построить на территории Румынии и Молдовы, где будет находиться
компрессорная станция, кто будет нести ответственность за баланс давления,
сколько нужно денег. Но при таком подходе стоимость проекта может достигнуть
свыше 200 миллионов евро, а не 20-ти и даже не 70-ти. Только после разработки
такого плана можно принимать решение - строить или нет.
- Зачем же внедряют заведомо нерабочий проект?
- Детали наводят на мысль, что газопровод Яссы-Унгены был задуман не как проект, обеспечивающий энергобезопасность Молдовы, - потому что он ее не обеспечивает, а как проект получения быстрых политических дивидендов. И то, что на этот проект уже дважды привозили брюссельских дипломатов высочайшего ранга, только подтверждает эту гипотезу – фактически их используют ради политического пиара.
Единственный реальный проект энергобезопасности Молдовы реализовал Воронин
- Почему важен газопровод Унгены-Страшены?
- На
территории Молдовы реализовано несколько проектов, создающих газовое кольцо к
северу от Кишинева: Страшены, Унгены, Фалешты, Бельцы, Шолданешты, Орхей и
обратно в Страшены. Самое «узкое место» на этом кольце – как раз отрезок
Страшены-Унгены, без существенного увеличения его мощности невозможны
стабильные поставки газа в Кишинев. При наличии компрессорной станции, в
принципе, от Унген газ можно прокачивать на север и по существующим
газопроводам. А юг Молдовы снабжается по ответвлениям из международных
транзитных газопроводов.
- А кроме газопровода Яссы-Унгены, который пока еще ничего не обеспечивает, с 1991 года было что-нибудь сделано для энергобезопасности страны?
-
Парадоксально, но, на мой взгляд, единственный реальный проект улучшивший наше
положение с точки зрения энергобезопасности, был реализован при коммунистах!
Это было строительство газопровода высокого давления Токуз-Кайнары-Мерены.
Таким образом, мы фактически врезались в международные транзитные газопроводы.
До тех пор
поставки газа в Кишинев осуществлялись либо по газопроводу Одесса-Кишинев, либо
из газопровода АЧБ через Шолдэнешты, и могли быть в любой момент заблокированы
тираспольскими властями в приднестровском регионе. Сейчас Кишинев может
остаться без газа, как я уже сказал, только если перекроют поставки в
балканские страны.
- Неужели обеспечить энергобезопасность может только новый газопровод, причем большой мощности?
- Нет, я этого не говорил! Например, когда Украине нужно было обеспечить поставки газа из Европы, там не строили новый газопровод, а с минимальными инвестициями на своей территории за минимальные сроки модернизировали компрессорные станции. То же самое сделала Словакия на своей территории. Таким образом стала возможна прокачка газа в реверсном режиме.
Модернизировать с небольшими затратами компрессорные станции на территории Румынии и Молдовы можно за несколько месяцев, и тогда можно по существующим газопроводам транспортировать к нам румынский газ. Это гораздо быстрее и эффективнее.
Зачем Румынии продавать Молдове по дешевой цене дорогой российский газ
- А с экономической точки зрения Румынии выгодно торговать с нами газом?
- Когда мы говорим, что Румыния нам будет поставлять газ, надо принимать во внимание несколько деталей.
На данный
момент Румыния не обеспечивает полностью своими ресурсами собственное
потребление газа, составляющее около 10-12 миллиардов кубометров в год. Около
20-30 процентов природного газа она покупает у того же «Газпрома», причем по
более высокой цене, чем мы. Внутренняя цена в Румынии формируется на базе
сравнительно низкой цены собственного газа и высокой цены российского. В
среднем, из-за разницы в объемах, выходит относительно недорого. Но если начнутся поставки газа нам - каждый
дешевый кубометр румынского газа поставленного нам, им придется заменить
дорогим кубометром российского.
По моим оценкам, в ближайшее время Румыния сможет поставлять Молдове всего около 12 миллионов кубометров газа в год. Для страны, которая потребляет 12 миллиардов, это 0,1 процента. При нынешней конъюнктуре – мизер, который не скажется на их внутренней цене. При этом, если поставки составят миллиард кубометров, необходимых правобережной Молдове, это уже ощутимо скажется на внутренней средней цене в Румынии. Фактически Румынии придется продавать нам со скидкой дорогой российский газ! Ситуация не изменится, пока не начнут разработку месторождений газа в Черном море.
К 2019 году газопровод Унгены-Кишинев будет никому не нужен
- После судебных разбирательств в международном арбитражном суде, основные месторождения нефти и газа вокруг острова Змеиный отошли к Румынии. Но разрабатывать эти месторождения - совсем не то, что в районе Плоешть. Нужны огромные инвестиции, и главное ВРЕМЯ. Румыния сможет выйти на новый уровень добычи газа и полностью покрывать свои нужды за счет собственных ресурсов лишь к 2018-2019 годам!
Но, самое
интересное, даже не в этом. Когда начнется разработка месторождений газа в
районе острова Змеиный, ближайшие газопроводы, в которые добытый газ будет
поставляться – это продолжение тех самых международных транзитных газопроводов,
которые проходят по южной части нашей республики. Спрашивается, зачем
«заморачиваться» крупными проектами на строительство нового газопровода
Унгены-Кишинев? Тем более, что на юге расположены три ветки магистральных
газопроводов, и на них уже стоит компрессорная станция в Вулкэнештах. Почему
путем быстрой и относительно дешевой модернизации этой станции, и нескольких
станций на территории Румынии не использовать свободные мощности уже
существующих газопроводов для реверсных поставок румынского газа в Молдову?
Ведь, напоминаю, именно так решили проблему реверсных поставок из Словакии в
Украину.
«Газпром» заплатит за мазут?
- Наши поставщики тепла могут работать только на газе? Зачем покупают на сотню миллионов лей мазута, о чем объявил Лянкэ?
- Они могут работать на мазуте, но это гораздо дороже плюс неблагоприятные экологические последствия. А закупают на случай, если все-таки поставки газа, вопреки логике, приостановят.
Как я уже говорил, контракт с «Газпромом» будет подписан - это мое глубокое убеждение. Но есть одно важное обстоятельство: если он не будет выполняться по причинам, не зависящим от молдавской стороны, Кишинев должен переложить на поставщика все затраты по закупке, хранению и использованию мазута, как альтернативного топлива. Потому что с какой стати молдавские потребители должны оплачивать недобросовестное поведение поставщика, который не обеспечил выполнение контрактных обязательств?
В тарифе цена газа заложена на уровне
400 долларов
- Какова структура тарифа на газ для потребителя?
- Ну, во-первых, все данные в развернутом виде есть на сайте НАРЭ. Вкратце стоимость газа на границе при поступлении в Молдову составляет около 85 процентов конечного тарифа. Все остальное, что происходит на территории страны, дает всего около 15 процентов. Действительно, с момента принятия тарифа фактическая цена газа снизилась, и сейчас составляет около 380 долларов, но, с другой стороны, и валютный курс изменился: в тарифе он заложен на уровне 11,83 лея за доллар, а сейчас доллар стоит уже около 14 лей.
Новости по теме
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
- 24.11, 09:08
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
- 24.11, 09:08
прикольно очередное жульничество...
а в Румынию от России газ идёт и в чём сысл как всегда денег снять с Европы...
от жешь коррупция так коррупция молдова-румыния....
скоро бдерут европу как липку...
ПРЕЗИДЕНТ РУМЫНИИ ОБЕЩАЕТ К 2019 ГОДУ ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИТЬ МОЛДОВУ РУМЫНСКИМ ГАЗОМ
Президент Румынии Траян Бэсеску обещает полностью покрыть потребности Молдовы в природном газе к 2019 году.
Как передает агентство "ИНФОТАГ", такая уверенность у главы румынского государства появилась после посещения платформы в территориальных водах Румынии на Черном море Ocean Endeavor (плавучая буровая установка). С помощью данной установки Exxon Mobil и Petrom ведут разведку запасов природного газа.
Бэсеску заявил журналистам, что Румыния за счет добычи газа на шельфе Черного моря сможет обеспечить свои собственные газовые потребности и закрыть потребляемые РМ объемы природного газа (с учетом Приднестровья годовой объем импортируемого у "Газпрома" газа - 3 млрд. кубометров - "И.").
Президент Бэсеску очень надеется на то, что разведанных объемов природного газа будет достаточно для обеспечения газовых потребностей двух государств. Он назвал объем инвестиций, которые Exxon Mobil и Petrom инвестируют в разработку месторождений и добычу газа на шельфе Черного моря - $4-5 млрд. Справка "ИНФОТАГ": В 2014 г. РМ начала получать природный газ из Румынии, благодаря построенному газопроводу Унгень-Яссы. Речь идет о том, что на первых порах его объем будет составлять 50 млн. кубометров в год. С целью увеличения поставок румынского газа и получения альтернативы его импорта в страну, власти ведут переговоры с ЕБРР на предмет финансирования прокладки газопровода Унгень-Кишинев. При его наличия Молдова сможет получать из Румынии 1,5 млрд. кубометров газа, что на 100% закрывает ее потребности, правда, без потребностей Приднестровья. В настоящее время специалисты международного уровня готовят технико-экономическое обоснование газопровода Унгень-Кишинев, которых ЕБРР отобрал в ходе конкурса. При благоприятном раскладе, включающим в себя согласие банка финансировать данный проект, работы могут начаться уже в начале 2016 г.